Новые концепции картин. 1969. Автор: Р. Кауфман
Всем нам памятно, какой прилив сил испытали тогда
, , Чуйков, как бы вновь помолодевшие в своем прекрасном искусстве, что тогда же отозвалось в среде молодежи появлением целой плеяды «пластовианцев», возникновением течения, окрещенного полушутливым прозвищем «нео-ост», пытливым интересом к поэтическому в живописи этих мастеров. Как и прежде, велик был авторитет среди его многочисленных учеников. Как и прежде, велика была сила воздействия , которая теперь сталяа ощущаться не только в Армении. Заметнее, чем прежде, становится влияние мужественной живописи П. Корина, находящее теперь отзвук не только у русских молодых художников, но и у художников союзных республик.То, что я здесь вспоминаю, не есть, конечно, точная экспозиция явлении искусства пятидесятых годов, а всего.лишь беглый эскиз таковой, непосредственная реакция на выступления предыдущих участников дискуссии. Хорошо понимаю, что более обстоятельный подбор примеров потребовал бы расширения круга старших мастеров, чье влияние на молодежь сыграло тогда роль в выборе ею своего пути в искусстве. Однако в конечном счете решающее слово оставалось за молодежью, ибо она не ограничилась тем, что получила от своих предшественников, а шла дальше их, ища ответа на вопросы современной действительности.
Выйдя из тесных пределов застойного единообразия на простор разностороннего и неповторимо индивидуального отражения: жизни, молодые художники открыли для нашей живописи новые аспекты реализма. Это потребовало новых решений в собственно живописной сфере, в сфере художественной формы, потребовало обновления средств выражения, приемов изображения натуры. Отсюда та, по верному определению одного критика, «бурная стилистическая эволюция» нашей живописи, которая так резко отличает последнее десятилетие от предшествующих. Коренные принципы советского искусства — его изначальная связь с идеями социализма и открыто выраженная, партийность — не только не были при этом поколеблены, но, наоборот, более укреплены и углублены творчеством художников нового поколения.
С его вступлением в художественную жизнь советская живопись так очевидно изменилась, обновилась, что это не могло не произвести впечатления некоего перелома, тем более ощутимого, что «смена поколений» совершалась в короткий период нескольких лет: между всесоюзной выставкой 1954 года, где дебютировала часть молодых художников, и всесоюзной выставкой 1961 года, где молодежь уже первенствовала во всех национальных разделах.
Сегодня те художники, чьи произведения поражали тогда зрителей необычностью живописного языка и новизной взгляда на предмет изображения, вступили уже в период творческой зрелости. Пройденный советской живописью за десять лет путь — в большой мере их путь.
Верно ли обрисован этот путь в статье Каменского? Живая, интересная, она нацелена главным образом на новейшие явления, на то, что в ней названо «новой волной». Но, несколько неясная в своей исторической части, статья неоправданно снижает значение первых программных выступлений художников, сформировавшихся в пятидесятых годах. Их творческий метод в том виде, в каком он тогда сложился, названный в этой статье «суровым стилем», отодвинут в прошлое, как переходное явление, незрелое и слабое, если судить по тем эпитетам, какими он характеризуется в статье: угрюмая сосредоточенность, прозаизм восприятия жизни, недостаток духовного богатства, душевная скованность, скудость выразительных средств. Спрашивается, как можно было достичь таким несовершенным методом гражданского пафоса и утверждения красоты и моральной силы советских людей, что признает в произведениях «сурового стиля» сам автор такой убийственной характеристики?
В прошлом году на выставке 50-летия комсомола в Центральном выставочном зале вновь были показаны «Полярники» братьев Смолиных, «Плотогоны» Н. Андронова, «Наши будни» П. Никонова, и ряд других [работ того «переходного», «угрюмого» и «лишенного философской широты» этапа. Признаюсь, они мне понравились даже больше, чем при первом а знакомстве с ними. Я с радостью наблюдал, как зрители подолгу стояли перед этими полотнами, то отходили, то «снова возвращались к ним. "Картины эти, на мой взгляд, имеют основополагающее значение для современного нашего искусства. К ним, как к своему истоку, восходят самые существенные черты .многих позднейших произведений тех же и других живописцев. Впрочем, Каменский, кажется и сам отчасти признает это, указывая на отход от фабульного сюжета, особую роль рисунка (четкий контур) и другие отдельные, частные .черты. Если же попытаться найти главный, опорный принцип, общий для таких разных художников, как , А. и П. Смолины, Т. Салахов, , П. Оссовский, П. Никонов, Э.Илтнер, Н. Андронов, , уже вполне определившийся в их работах рубежа 50-х и 60-х годов,