Новые концепции картин. 1969. Автор: Р. Кауфман
придется признать таковым сознательное и резкое заострение образа, последовательно подчиненное идейному замыслу произведения и создающее в нем сильный эмоциональный акцент. Принцип этот сам по себе не нов. В советском искусстве его придерживались , , и не только они, а восходит он еще к дореволюционным временам, к искусству , , к позднему .
Художники поколения 50-х годов дали ему новую жизнь. Ради него они отошли от традиционных методов композиции, нарушая академические законы линейной перспективы, избегая пленерного смягчения очер
таний, ввели четкий контур в абрисе фигур — словом, стали свободнее обращаться со средствами изображения натуры и в особенности с приемами группировки фигур в пространстве и построения самого картинного пространства. По аналогии с современной архитектурой, с которой, кстати сказать, творческий метод этих живописцев имеет больше стилистического общего, чем полагают многие, такие композиционные приемы можно было бы назвать свободной планировкой.
Даже у тех, кто, казалось бы, все в картине основывает на самом тщательном, порой даже скрупулезно детальном изображении натуры, как
или в другом роде , приемы заострения образа достаточно обнажены.При всем том названные выше художники были очень сдержанны в «рассказе», в их картинах нет «указующих перстов», созданные ими образы только чреваты содержанием нашей современности, а не выкладывают его перед зрителем в уже разжеванном виде, что требует от зрителя и сопереживания, и сотворчества.
Благодаря особенностям своего творческого метода молодые мастера сумели достичь широкого обобщения идей современности. Их целенаправленная, сильная, казалось, порой даже чрезмерная концентрация образов сделала их произведения своего рода катализатором нового в современном советском искусстве.
Кроме выразителей этой тенденции, в молодой живописи конца 50-х и начала 60-х годов было заметно по крайней мере еще одно несомненно передовое течение. О нем в статье Каменского не говорится ничего. Я имею в виду произведения ленинградцев — Их живопись была более традиционной, путь — более ровным, эволюционным, в нем незаметно было резких поворотов, неожиданных «мутаций». Но и в картинах этих живописцев ясно ощущалось новое. В них зримо отразилось то понимание современности и прошлого, какое иными гранями выступало в произведениях художников, о которых говори, лось ранее. Спектр жизненных впечатлений, отраженных в их полотнах, можно, пожалуй, считать более широким. Драматизм социальной борьбы и личных переживаний, равно как и суровая романтика революционного подвита привлекали и эту часть молодых художников, что не исключало для нее интереса к лирическим началам в искусстве.
, В. Загонека, А. Левитина, , москвичей—В. Гаврилова, , , , братьев и . Как видим, все это очень разные художники, но их объединяют некоторые общие черты.Оба крыла нового поколения советских живописцев, как мне кажется, дополняют друг друга, усиливая то ощущение творческого многообразия, которым радуют нас современные выставки.
Когда бываешь в Ленинграде и попадаешь в Русский музей, где сосредоточена большая часть лучших произведений всех этих художников (в Третьяковской галерее они представлены, к сожалению, лишь единичными работами, не связанными в нечто цельное), ты ощущаешь подлинное значение творческого подвига молодых мастеров. Анфилада просторных и светлых залов, отданных им музеем, открывается триптихом «Коммунисты» с «Поднимающим знамя» в центре—одним из сильнейших образов советской живописи. То, как в этой картине изображен гороический подвиг, явилось действительно чем-то совершенно новым в нашем искусстве.