О правде художественной. 2017. Автор: Решетникова Анна
«Дайте красоту, найдите Бога, передайте не документальную правду, но художественную.<…> портреты природе не нужны», – с таким призывом преподаватель Московского училища живописи, ваяния и зодчества
обращался к своим ученикам ещё в конце XIX века. Основы русской реалистической школы не претерпели с тех пор значительных изменений, как и постоянен интерес современного зрителя к искусству классического толка. Следуя постулатам академизма, работает с натурой, выезжая на пленэры и делая большое количество этюдов на открытом воздухе. Тем не менее, копирование конкретной местности не входит в её художественные задачи при работе с крупными форматами холстов. Она доводит композиции до той степени завершённости, когда уголки природы не теряют своей живой первозданности, но творчески продуманы художником до цельного образа. Для его создания натурный вид она дополняет стаффажными деталями, а некоторые и вовсе исключает. Подобная избирательность нисколько не вредит конечному результату. Ведь художник идёт на компромисс с природой, преобразовывая формы, не нарушая её изначальной гармонии.Возведённая в картинах с лёгкой руки художника-пленэриста архитектура послужила неотъемлемой частью мира, уникальность которого сосредоточилась в деревне и быте. Когда-то занявший новые территории человек мог внести хаос в естественный порядок, но у художника на полотнах такое вторжение не нарушило покой обетованной земли. Потому как в живописи соблюдён баланс масс – живой растительности с визуальным размахом и аккуратным включением в долины рек и озёр элементов зодчества: каменных церквей и рубленных деревянных избВесенний день. Серия «Русская деревня». 2014Холст, акрил, 45 х 63. Зритель в данном случае может представить себя путником, взору которого открывается масштабная панорама с разлившейся водой и пологими склонами, освещёнными солнцем. Сказалась и любовь самого автора к заповедным местам. Впечатления от проведённых в детстве летних каникул в Брянской области надолго и сильно запомнились будущему профессиональному художнику.
Выбрав живописание делом жизни, вначале ЧарозероЧарозеро. 2015Холст, масло, 160 х 100» – это не только её выпускной дипломный проект, но и программное произведение, многоплановое и драматичное по содержанию.
окончила Красноярское художественное училище, затем – Российскую академию живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова и прошла обучение в пейзажной мастерской под руководством А.П. Афонина. Сменив должность преподавателя на роль свободного художника, она с предвкушением и ностальгией выезжает за город, располагая достаточным временем для творчества. Оказавшись в «полях», зарисовывает в масляной технике окружающее её пространство. По словам художницы, не все подготовительные рисунки находят воплощение в итоговых работах. А их она пишет не просто головой, а сердцем, вкладывая в каждый пейзаж некий философский подтекст. В этом отношении «На картине передано состояние вологодского села, над которым ещё сгущены тучи, но грозных раскатов в небе уже не будет: хмурящееся небо отметила радуга, и лучи солнца с упорством пробиваются сквозь облачную завесу. Воздух ещё остаётся тяжёлым и влажным, но на горизонте еле заметно «зазвучала» полоска света как предвестница хорошей погоды. Скот отпущен на выгул, жизнь потекла своим чередом. Размеренным, упорядоченным ритмом, что не может не ощутить зритель. То, что не мог не прочувствовать художник, художественно анализирующий в пейзажах земную сферу, а в искусстве – одухотворённую.
Искусствовед Решетникова Анна