О старом Палехе. 1990. Автор: И. Кызласова
Что же могло помочь делу? В первую очередь, по мнению ученого, следовало оградить деятельность фабрики по производству икон из жести, запретить изготовление бумажных икон, улучшить дороги и обеспечить хотя бы небольшой кредит и скидку при перевозке. Другие меры призваны были поднять уровень мастерства: создание профессиональных школ с преподаванием выпускников Академии художеств и лучших местных мастеров; издание иллюстрированных иконописных подлинникоз — ряда книг с описанием и анализом известных древних памятников; организация выставок, усиление коллекционирования лучших современных работ (отбирать их без
предубеждения) 3. Мы не знаем, было ли что-либо предпринято по первому разделу программы, но ряд иконописных школ был создан — организованная в Палехе в 1902 году, она просуществовала пятнадцать лет. Сам же Кондакоз написал три монументальных иконописных подлинника 4.
Очевидно, что в книге о старом Палехе, Мстере и Холуе «ахистратиг русской археологии» (так называл ее автора В. В. Стасов) не только выделил периоды в развитии их искусства, проанализировал разновидности художественных течений, но и определил специфику творческого мышления иконописцев, дал общую достаточно высокую оценку их мастерства. Книга полна столь ценными фактами и размышлениями над поздним периодом в жизни русской иконописи, что мимо нее не может пройти ни один исследователь религиозной живописи XVIII—XIX веков. Сейчас эта тема все более привлекает внимание, становясь, наконец, объектом науки.
Глубоким «рецензентом» книги Кондакова стал его хороший знакомый — Чехов. Живой интерес писателя имел семейные корни — ведь матушка его была уроженкой Шуйского уезда и наведывалась в юности к родным в Палех.
Письмо Чехова оригинально дополняет книгу ученого, но они расходились в важном вопросе: «Да, народные силы бесконечно велики и разнообразны,— читаем в письме,— но этим силам не поднять того, что умерло» 5.
И все же думается, что усилия Кондакова не пропали втуне — даже небольшая поддержка помогла сохранить профессиональные навыки мастеров до того момента, когда И. Голиков, И. Баканов, И. Вакуров и другие создали в 1924 году столь прославившуюся позднее «Артель древней живописи» 6.
1 Филимонов Г. Палех. Очерк.— День, 1863, №34—35.
2Кондаков Н. П. Современное положение русской народной иконописи.— Памятники древней письменности и искусства, № СХХХ1Х, 1901. Письмо А. П. Чехова к Н. П. Кондакову от 2 марта 1901 г.— Чехов А. П. Поли. собр. соч. в тридцати томах, т. 9, М., 1980. с. 213.
3 Сам Кондаков коллекционировал иконы
владимирских иконописцев XVII—XIX в.
Вместе с другими иконами он подарил их
Русскому музею.
4 Кондаков Н. П. Лицевой иконописный
подлинник. Иконография Господа Вога и
Спаса нашего Иисуса Христа. Исторический
и иконографический очерк. Т. 1, б. м., 1905.
Иконография Богоматери. Связи греческой
и русской иконописи с итальянской живо
писью раннего Возрождения. СПб., 1911.
В 1912 г. ученый закончил краткий обзор
«Исторической иконографии Богоматери»;
это был второй том Лицевого иконописного
подлинника. Работа не была опубликована.
5 Письмо А. П. Чехова к Н. П. Кондакову
от 2 марта 1901 г.— Чехов А. П. Указ.
соч., с. 212—213.
6 См.: Некрасова М. А. Палехская
миниатюра. Л., 1978, с. 325, прим. 34.
И. КЫЗЛАСОВА