О зональной выставке «Подмосковье»

  • Страница №10
    • Страницы:
    • 1..
    • 10

О зональной выставке «Подмосковье». 1990. Автор: М. Соколов

Не буду вычленять Подмосковье из общего направления русской керамики и, в частности, московской школы, но хочу отметить, что все-таки сейчас произошли какие-то изменения и появились сильные индивидуальности. И то, что она пытается опять-таки скромно и ненавязчиво проводить свою линию с нвязанную с национальными традициями, проводить линию самобытную, отрадно.

В первую очередь хочу сказать о том, что подмосковная керамика в лице лучших ее представителей, таких, как А. Ситник, Е. Дюмин, Ю. Леонов, П. Усов, развивается не только вширь, но и вглубь. Вечная керамическая тема сосудоваяния у них развивается очень серьезно. Видно, как осваиваются, не забываются родовые о:иовы, классическое начало, обращение к древнегреческим формам. И вообще эта родовая память постоянно прослеживается, по в то же время видишь большую связь с народным искусством, ведь недаром Подмосковье считается родиной русской керамики. При этом сам материал не является самоцелью, не выступает у них на первый план, как у ленинградских, и особенно прибалтийских, художников. Именно образное начало всегда доминирует у подмосковных мастеров.

И вторая особенность подмосковных керамистов в том, что они сейчас пы-

таются быть самостоятельными. В их искусстве появилась какая-то особая простота и проявилась поистине гениальная мудрость. В тех же сосудах Ситника мы чувствуем наслаждение искусством, материалом, категория красоты здесь выступает как содержательная категория. Все это происходит потому, что художники, являясь профессионалами, стараются все делать сами, обходясь без подручных. Вот этот изначальный профессионализм, причем тесно связанный с ремеслом, и является отличительной чертой наших художников. Они могут тянуть на гончарном круге, лепить из пласта, из жгута — все профессионально в их руках, с большим пониманием дела. Напротив, в московской керамике очень часто пользуются подручными и идут туда не профессионалы-керамисты, а живописцы, скульпторы, и отсюда постоянная стилизация подо что-то и нет настоящего керамического искусства.

Эту линию особенно я хочу провести для сравнения с искусством Гжели. Сегодня Гжель начинает многое терять. Это звучит парадоксально, потому что именно сейчас Гжель находится в зените славы, вокруг нее вспыхнул ажиотаж. Аукционы, постоянные иптервью, съемки и т. д. сделали гжельских художников суперзвездами. Можно с уверенностью сказать, что многие заболели «звездной болезнью», что некоторые из них начинают утрачивать связи со своими традициями,  чувство материала.

Если, например, керамисты работают серьезно, остаются требовательными к себе, ищут какие-то содержательные темы, то гжельцам эта мода, ажиотаж позволяют быть нетребовательными к себе, отходить от народных идеалов, художественных критериев. Мы видим много безвкусного на выставке. Те требования, которые мы предъявляем к произведениям высокой, искусства, здесь иногда исчезают. В фарфоре Гжели изобилие перегруженности как в области орнаментальной, так и в чисто пластической. В работах некоторых художников много болезненного, какого-то салонного, изощренного (даже в работах Л. Азаровой).

Молодежи, пришедшей на промыслы, трудно ориентироваться среди этого направления, и она идет на поводу у заказчиков, требований тех же кооператоров, той же моды.

Вот в Гжели это как раз бросается в глаза. Излишняя самоуверенность художника не позволила им организовать свою экспозицию на уровне Дмитровского фарфорового завода или Дулевского, где представлены безупречные произведения. В витрине Гжели мы видим «сборную солянку», «свалку», работы художников пестрят, как в калейдоскопе.

Думаю, что и прикладники Подмосковья будут солидарны со мной в одном вопросе. Мы имеем прекрасную культуру и очень низкую технологическую базу, техническое оснащение. Мы не можем соперничать ни с японцами (нам далеко до этого), ни с западными керамистами в области экспериментаторства, в работе с глазурью, с пластикой. Хотелось бы, чтобы кончилось это время, чтобы мы работали на основе имеющихся у нас культуры и традиций, а не вопреки всем этим обстоятельствам.