Офорты Анны Полинской. 2017. Автор: Решетникова Анна
История офорта как одного из разновидностей техники глубокой печати насчитывает без малого пять столетий. Именно тогда, ещё в начале XVI века был осуществлен первый оттиск. Задумывались ли художники Возрождения, что гравюра не утратит своей актуальности и поныне? С течением времени менялись материалы, но технология осталась неизменной. Особая магия сопровождает весь процесс создания печатного листа: от идеи художника к её воплощению. И поэтому только осознанный путь обращения к этой сложной, трудоёмкой, но оттого и художественно ценной технике может дать убедительный результат. Впервые попробовав свои силы в офорте в 15 лет,
занимается им с укрепившимся желанием сегодня, но уже профессионально. На вопрос, а что же её увлекает в печатном процессе, отвечает: «Всё, и более широкие возможности, чем в простом рисунке». Используя их в том числе, она по наитию выбирает темы для будущих произведений. В частности, это случилось с темой детства, легшей в основу серии графики в манере «травленого штриха».На предстоящей апрельской выставке в московском Манеже Школы и Академии акварели и изящных искусств С. Андрияки Анна покажет широкой аудитории семь работ из новой серии. Все они представляют собой не воспоминания автора, а его рассуждения о временном отрезке, через который проходит каждый человек. Она передала целую Вселенную с чувствами и фантазиями детей, их отношением к миру через символы и аллегории, найти которые она предложила зрителю. А вспомнив собственный опыт переживания своего детства, он, в свою очередь, считает спрятанные художником пластические коды. И каждый предмет в композициях неслучаен, являющийся подсказкой к разгадке замысла художника. От рождения ребёнка в колыбели КосмосаСерия «Детство», лист 5. 2015Бумага, офорт, 32 х 26 до умеющего мыслить маленького человечка, по этапам взросления и становления личности.
Начало всего – в сердце Космоса. Там, по представлениям художника, в окружении звёзд и небесных фонариков зарождается новая жизнь. Ничто не тревожит покой младенца, спящего в подвешенной на тонких верёвочках люльке и укрытого одеялом чей-то заботливой рукой. Но скоро всё изменится, ведь ангел затрубил в горн, предвещая его скорое появление на свет. Сюжет полёта и невесомости, в целом, характерен для всей серии новых работ. Подросшие дети качаются на качелях, не имеющих опору. А в воздухе парят то воздушные шары, то мыльные пузыри, то клетки с распахнутыми дверцами, символизирующими свободу и открытые жизненные пути. О неизведанном ребёнок мечтает и грезит, отправляясь в воображаемое путешествие, где всё, что встречается на его пути, оказывается пропорционально больше его самого. Словно поляна с гигантскими одуванчиками, «закупоренное лето» Рэя Брэдбери или время, которое должно сохраниться в памяти. И сопровождающая его сказка будет повсюду: в морозных узорах за окном, созвездиях на ночном небе или книге, прочитанной на ночь. Благодаря знакомству с последней фантазии расширяются до пределов Галактики, где обитает рассудительный персонаж – Маленький принцСерия «Детство», лист 3. 2014Бумага, офорт, 32 х 26, но ранимый и чувствительный герой.
Задавая планетарное движение по эллипсоидной линии в своих овальных композициях, художник будто напоминает нам, насколько детство – быстротечное, хрупкое и ускользающее время. Может быть, поэтому так задумчив мальчишка, держащий в руках ёлочную игрушку в виде модели планеты Земля и представляющий долгожданную встречу со взрослым миром?
Искусствовед Решетникова Анна