Охотничья тема в русском искусстве. 2006.
Иллюстрации к первому тому выполнил один из классиков русского охотничьего жанра Н.С. Самокиш. Его рисунки — демонстрация умения художника и охотника изображать драматические, напряженные моменты единоборств человека с диким зверем. Он создал образы русских воинов, подобных былинным богатырям, которые в часы отдыха от жестоких сражений выезжали развлечься охотой на исполинских зубров и медведей.
Предложенные Самокишем образы древнерусских охотников стали классикой для русской иллюстрации. Он был одним из первых создателей мифа о добрых, гордых, могучих витязях, способных в одиночку биться с любым противником. В создании иллюстраций ко второму тому «Царской охоты» помимо Самокиша приняли участие
, , , , Ф.А. Рубо, . Им нужно было воссоздать своеобразие охотничьих забав царя-охотника и поэта Алексея Михайловича. Величайшей из страстей царя была соколиная охота.Любой царский выезд на охоту был организован подобно сакральному праздничному действию, каждая из деталей которого была продумана до мелочей. При воссоздании охотничьих сцен с участием Алексея Михайловича художники привлекли сохранившиеся от ушедшего времени костюмы, рисунки, использовали литературные источники и советы историков. Так родились рисунки, в которых соединились стремление к точности изображения деталей одежды, оружия, церемоний XVII века и поэтическая фантазия художников: «Выезд Царя Алексея Михайловича на соколиную охоту», «Пожалование из рядовых сокольников в начальные», «Пир Царя Алексея Михайловича с ближними боярами в объезжем поле», «Отведывание соколов под селом Коломенским стольником и московским ловчим с начальными и рядовыми сокольниками».
Найденный подход отношения к царской охоте, как праздничному действию, имеющему сродство с маскарадом, в третьем томе только усилился. Этому в немалой степени способствовало участие в его оформлении художников «Мира искусства»: А.Н. Бенуа, Петр II и Цесаревна Елизавета на псовой охотеВыезд императора Петра II и царевны Елизаветы Петровны на охоту. 1900Бумага на картоне, акварель, гуашь, 41 x 39Государственный Русский музей». Самые яркие страницы тома связаны с историей об императоре Петре II.
, Л.С. Бакста, Л.О. Пастернака, . Для них тема охоты стала лишь предлогом для изображения роскошных костюмов и праздничных кавалькад, своеобразия манер и этикета, красоты парков и архитектуры «галантного века». Многие из этих художников никогда не интересовались охотой, что не помешало им создать замечательные рисунки на охотничью тему. Выход третьего тома стал настоящим событием в художественной жизни России, а работы Серова и Лансере следует отнести к одним из лучших из того, что было создано на охотничью тему. Например, темпера Серова «Из всех царственных особ XVIII века он был самым страстным охотником. Уже в первый год своего царствования в возрасте 11 с половиной лет от роду он охотился по три раза в неделю. Страсть к этому занятию привела к тому, что Петр II перебрался из Петербурга в Москву, где были самые лучшие охотничьи угодья, где он со всей страстью предавался псовой охоте вплоть до скоропостижной смерти в 15 лет. Четвертый том посвящен императорской охоте XIX века. В этот период был еще один выдающийся охотник Александр II. Он любил охоту на медведя, им собственноручно было убито около 150 медведей.
В отличие от предыдущих времен Александр II имел придворного художника Зичи, который, непосредственно выезжая с ним на охоту, документировал «подвиги» императора. Рисунки этого мастера наряду с другими мастерами охотничьего жанра вошли в заключительный том, который в целом оказался слабее трех предыдущих. Пристрастие художников к реализму и академизму, отсутствие в работах поэзии описываемого времени. Сосредоточенность на верности реальным охотничьим фактам сделали эту книгу в художественном отношении значительно слабее предыдущих.
9 марта 1865 года, возле Лисино Александр II убил медведя, который стал самым известным зверем из застреленных российскими царями. Изображение этого медведя было отлито в бронзе по модели Н.И. Либериха. Фигурка стала популярна, ее многократно повторяли, сначала в бронзе, потом в керамике и чугуне. Образцы лисинского медведя отлитые в чугуне вплоть до наших дней воспроизводятся на Каслинском заводе.
Бронзовые, чугунные и керамические медведи Либериха можно найти во многих антикварных салонах. Это не единственный из случаев, когда модель Либериха первоначально отливали в бронзе, а затем воспроизводили в другом материале. То же самое произошло с чернильным прибором «Медведица», который сегодня относится к числу наиболее часто встречающихся бронзовых предметов на охотничью тему. Саму же медведицу можно увидеть любого размера и в любом исполнении (в бронзе, фарфоре и т.п.). Например, в виде настольного чернильного прибора.
Во второй половине XIX века настольные бронзовые композиции и пластика на охотничью тему пользовались большим спросом. Из скульпторов того времени самый популярный Е. Лансере — автор большого количества различных фигур и композиций, которые можно встретить в любом художественном музее, но сложно найти в антикварном салоне.
Заслуженной славой пользуются работы А.Л. Обера, одной из работ которого было дано следующее описание: «Борзая с лисицей» принадлежит к числу самых значительных и талантливых произведений Обера. В ней мастерски переданы не только характерные образы животных, но и продемонстрировано знание автором особенностей охоты.
Поиместая борзая изображена в решающем прыжке; ее задние лапы еще не успели коснуться земли, а щипец уже прочно вцепился в шею лисицы. Зверь взят по месту — самый драматичный момент всего действа, захватывающий жесткой красотой победы. Группа очень выразительна по своей композиции, хорошо смотрится с разных сторон. Не одно поколение охотников любовалось профессиональным исполнением этой сцены. Большое мастерство Артемия Лаврентьевича сказалось не только в поисках продуманной компоновки группы, но и в декоративной обработке шерсти собаки и в некоторых деталях пейзажа». Были и другие мастера малой пластики, по чьим моделям на фабриках Шопена и Верфеля отливались бронзовые скульптурные группы, которые пользуются спросом и сегодня.
Во все времена были популярны изображения охотничьих сцен и на фарфоре. Здесь большую роль сыграло подражание западноевропейским мастерам. Хорошо известен «Охотничий сервиз», изготовленный на Мейсенской мануфактуре и преподнесенный в подарок Екатерине II.
Несколько позже в подражание этому сервизу был изготовлен «Охотничий сервиз» на Императорском фарфоровом заводе. Сцены охоты и рыбалки украшали многие русские фарфоровые предметы второй половины XVIII века, и каждый раз прототипом росписи были западные фарфоровые предметы или гравюры. Любили также копировать и европейские фарфоровые фигурки охотников. Когда же время подражания западноевропейским образцам закончилось, куда-то пропали и охотничьи сцены, уступив место букетам цветов, незамысловатым пейзажам и сценам из деревенской жизни.
Одной из областей антикварного интереса к теме охоты по праву считается оружие. Однако, к сожалению, в силу многих причин, антикварным оружием в России занимаются только несколько специализированных магазинов. Русские же старинные охотничьи ружья и ножи — большая редкость.
В основном продаются западноевропейские образцы. Хотя, говоря по правде, европейские охотничьи ружья предпочитали в XIX веке и сами охотники.
Магазинов, специализирующихся на охотничьей тематике, в России нет. Зато есть антикварный аукцион, который проводит аукционный дом «Гелос». Он проходит в начале ноября и посвящен открытию охотничьего сезона.
Коллекционерам антикварных предметов, имеющих отношение к охоте, можно посоветовать чаще заходить в антикварные лавки и салоны, и тогда обязательно удастся найти какой-нибудь замечательный предмет: картину или гравюру, книгу, бронзовую фигуру, сцену охоты, изображенную на дверце старинного шкафа, рожок для пороха или роскошное старинное ружье.
Источник: Журнал "Антик.Инфо"