«Парковые пейзажи». Тематические циклы художника Жуковского 1910-1917 годов. 1980. Автор: Горелов М.И.
Вариантами той же темы являются две картины, известные по дореволюционным открыткам. В одной из них — «Терраса осенью» — просматривается вся правая сторона веранды и угол кирпичного дома. В другой — «Терраса летом» (1912) — в глубине веранды изображены сидящие рядом молодой человек и девушка. Человеческие образы занимают здесь второстепенное место по сравнению с образом паркового пейзажа; тем не менее можно судить о том, какими мыслил художник предполагаемых героев картин. Это гармонически цельные люди в расцвете молодости, представители лучшей части интеллигентного общества, верящие в светлое будущее, грезящие, подобно современникам Пушкина о счастье России. Мечтой о прекрасном человеке одухотворены все приусадебные пейзажи Жуковского. В любом из них ощутимо незримое присутствие таких героев, словно растворившихся в природе, полной красоты и гармонии. Так художник умеет опосредованно передать настроения и переживания своих современников.
«Жуковский — именно такой художник, выразитель очень многочисленных слоев нашей интеллигенции и при том в лучшем смысле».
В отличие от рассмотренных осенних пейзажей «Купальня в парке» (1913 Калининская картинная галерея) относится к летним пейзажам. Это та же купальня, что запечатлена в картине «Озеро Молдино» (1909, собрание А. С. Ступиной, Киев), рассмотренной выше.
Прохладный ветреный день. Поверхность озера покрылась крупной рябью. В голубом небе над горизонтом поднимается несколько рядов облаков. Купальня — наиболее освещенное место в пейзаже — красиво оттенена зеленью, то наступающей сплошной завесой, то расступающейся и образующей просветы на фоне чистого неба. Если кроны деревьев переданы градациями зеленых оттенков, небо — градациями голубоватых и фиолетовых тонов, то вода словно отражает все цвета природы: и зеленые тона прибрежной растительности, и розовато-сиреневые облака, и голубовато-сиреневые тона неба. Рябь на воде передана
мазками различных цветов, что создает ощущение воздуха на переднем плане. В пейзаже применены пленэрная и импрессионистическая манеры письма. Широкий мазок, как бы примиряющий и объединяющий их, служит показателем живописного размаха художника. В образе картины передана величественная красота природы.
Особенно любил изображать Жуковский уголок парка перед старинным домом в Островках, на берегу озера Молдино с живописной перспективой между большим и малым островом. В некоторых картинах из этого цикла объединены предметы обстановки интерьера и пейзаж. В парке стоит сервированный стол, покрытый белой скатертью. Возле стола — кресла красного дерева, на них оставлены пестрые шелковые платки. Все эти звучные цветовые пятна ярко вспыхивают в окружении травы и зелени парка. Таков сюжет картины «Перед террасой» Омского музея изобразительных искусств. В другой картине «На берегу озера» (собрание А.А. Лаврентьевой, Ленинград) в пейзаж введен всего лишь один стул красного дерева, указывающий, что изображенный уголок парка находится рядом с домом. Этот стул не отрывается от природного окружения. Его спинка перекликается с красными астрами, тогда как синяя обивка как бы вбирает в себя голубизну воды и неба. И сам парк словно уподобляется обширной гостиной под открытым небом. Такие постановки, открывшие Жуковскому богатейшие возможности в решении пленэрных задач в интерьерной живописи, говорят о теснейшей взаимозависимости, существующей между воссозданием архитектурных пейзажей и внутренних помещений. Архитектурные объекты как таковые здесь отсутствуют, но они словно находятся где-то рядом, за спиной зрителя, и сами вещи свидетельствуют об органической связи интерьера и пейзажа.
Усадебные пейзажи с введенными в них архитектурными объектами чисто зрительно менее связаны с интерьерами, чем парковые, так как взгляд из окон дома и взгляд на окна того же дома из парка разнонаправлены. Усадебные пейзажи «объединяются» с интерьерами умозрительно, как «объединяется» внешняя архитектура дома с его внутренним убранством.
Парковые пейзажи с интерьерами связаны наглядно ощутимо, так как часто виды, усматриваемые из парка, и виды, открывающиеся из окна усадебного дома, полностью или частично совпадают. Например, вид на острова озера Молдино из окна в интерьере «В старинном доме» из собрания М. Н. Соколова (Москва) это тот же вид, что и в картине «Перед террасой» Омского музея изобразительных искусств, только последний написан не из дома, а возле него.
М.И. Горелов
Издательство «Искусство», 1982 год.