Павел Чернышев. Память о подвиге. 1990. Автор: Ю. Дюженко
Наряду с сюжетными композициями в последние годы на выставках стали появляться пейзажи художника — поэтические и задушевные, всегда скромные и чисто русские по мотиву. Больше всего он любит природу Подмосковья, особенно осенью и весной, хотя тонко чувствует прелесть зимы и лета.
Кажется, резцом скульптора, а не кистью вылеплены им пригорки, ложбинки, плавные откосы. Очень любит он водную поверхность рек или озер, насыщая их светом и трепетным мерцанием.
В станковой графике П. Чернышев более всего известен как мастер автолитографии. Это его «коронная» техника. В ней он работает непрерывно, впервые обратив на себя внимание дипломной серией литографий, посвященных Великой Отечественной войне. Эта серия стала его дипломной работой при окончании (в 1947 г.) графического факультета Московского государственного художественного института им. В. И. Сурикова. В уникальной графике он с большим удовольствием работает гуашью, владеет также техникой акварели, но пользуется ею своеобразно —
без подчеркивания ее традиционных качеств: прозрачности, текучести, легкости. Его акварели строги и суровы.
В работе над крупными композициями П. Чернышев постепенно осваивал технику сначала темперной, а затем и масляной живописи. И хотя тяга к живописи была большая, успехи, сопоставимые с графикой, проявились не сразу. Но настойчивость художника дала свои результаты. Живопись П. Чернышева узнаешь без труда — она, как и все в его творчестве, отвечает характеру его мышления и отношения к жизни. Колорит работ сдержанный, плотный, спокойный и глубокий, такой, который вызывает в памяти понятие — благородство.
С обращением к живописи его графическая манера стала тяготеть к большей мягкости и валерности тона. Так,
в листах 70—80-х годов, в том числе и в эстампах, он избегает жестких контуров и грубых, протяженных линий, ни в малейших степени не умаляя качеств рисунка. В последние годы, увлеченный тематическим эстампом и живописными исканиями, он отошел от оформления книг и книжной иллюстрации. Но, не вспомнив о книжной графике, трудно было бы представить нынешний творческий облик художника. Эволюция станет понятней, если посмотреть иллюстрации П. Чернышева к «Порт-Артуру» А. Степанова, «Знаменосцам» О. Гончара, «Вишневому омуту» М. Алексеева, «Последним залпам» и «Батальоны просят огня» Ю. Бондарева.
Но самое главное призвание Павел Михайлович Чернышев чувствует все-таки в станковой графике и живописи. Здесь он нашел себя.
Ю. ДЮЖЕНКО