Певец земли русской. 1980. Автор: Круглихина Т.
Саврасов создал русский пейзаж, и эта его несомненная заслуга никогда не будет забыта в области русского искусства.
Обычно во второй половине марта, когда темнеет слежавшийся за долгую зиму снег, появляются проталины, а воздух наполняется тонким звоном, начинаешь вдруг остро чувствовать приближение весны. Замирает душа в ожидании чего-то доброго, светлого... Это неуловимое состояние перелома в природе особенно любил Алексей Кондратьевич
, чье творчество — «одна из лучших слав русского искусства». Именно ему суждено было, по выражению Грабаря, открыть новую эру в пейзаже...Лучшим произведением на Первой выставке Товарищества передвижников 1871 года оказалось полотно Саврасова «Грачи прилетелиГрачи прилетели. 1871Холст, масло., 62 x 48Государственная Третьяковская галерея». «...Душа есть только в «Грачах», — писал о нем .
Изображена была не весна- красавица, освобожденная из плена и принесенная птицами из-за моря, как принято было ее представлять, а настоящая русская весна, которая еще только рождается. Порозовели стволы березок, золотистыми отсветами играет на снегу солнце, следы наполнились водой, ненасытно впитывает разлившуюся влагу пруд. Здесь же грачи с неумолчным гомоном в ажурной сени берез устраивают свои гнезда. Небо голубое, холодное. Неоглядные дали с силуэтом шатровой церкви, встречающейся лишь в России, открываются взору. Во всем узнаем родное, близкое — русский пейзаж, отчий край.
Картина поражала удивительным оптимизмом. Казалось, она написана совсем легко, на едином дыхании. Все поздравляли художника с творческой удачей. Но скромный, застенчивый Саврасов, не терпящий вообще похвал, только хмурился и молчал. То, что нам кажется сейчас естественным, было завоевано в упорной и длительной борьбе. Ему пришлось постигать секреты «живописания», оттачивать мастерство. Художник учился вслушиваться и всматриваться в родную природу, чтобы потом своими работами доказать, что пейзаж не второстепенный жанр.
Много раз писал весну Саврасов. Он так сумел понять биение жизни в природе, ее обновление и увидеть поэтичное в обыденном, как может это сделать человек только большой души.
Трудный путь в искусстве прошел сын московского купца Алексей Кондратьевич
. Он родился в мае 1830 года в Гончарной слободе. Детство омрачилось болезнью и смертью матери. Но мачеха, добрая, приветливая, смогла стать ему другом. Она поддерживала его неодолимую тягу к рисованию и сумела уговорить отца не препятствовать сыну пойти «по учебной части».Окончив городскую школу, Алексей с замиранием сердца пошел на Мясницкую, в дом с белыми колоннами, чтобы показать свои работы в Московском училище живописи и ваяния. В перерисовках гуашью с журнальных картинок опытный глаз профессора Рабуса усмотрел очевидные способности юноши, которого зачислили в «гипсовый головной класс» приготовительного отделения, а вскоре перевели в пейзажный. В училище заговорили об успехах начинающего художника, в работах которого пробивалось «свое».
Саврасов твердо следовал заповедям любимого учителя и наставника Рабуса, блестяще образованного: «Природа — наш верный учитель»; «Прислушивайтесь к природе — она не обманет». В картине «Вид на Кремль в ненастную погоду» соборы и колокольня Ивана Великого кажутся белой сказкой. И в то же время приближающаяся гроза передана верно и жизненно. Так постепенно преодолевал Саврасов каноны, по которым обычно принято было писать пейзажи.
Важной вехой в жизни художника был 1854 год. Впервые очутившись в «северной Пальмире», Алексей был поражен строгой красотой Петербурга, ландшафтом побережья Финского залива. За картину «Вид в окрестностях Ораниенбаума», в которой создан гимн величавой и суровой природе русского Севера, 24-летнему Саврасову совет Академии художеств присвоил звание академика.
От этой поездки осталось множество интересных зарисовок.
был прекрасным рисовальщиком. Его графические работы разных периодов можно разделить на натурные штудии вспомогательного характера и станковые самостоятельные композиции, которые он демонстрировал на выставках. Художник пользовался разными техниками и приемами. У него есть и тонкие контурные рисунки с обобщенно выразительной трактовкой форм и четко проработанными стволами деревьев; тщательные штрихи, красивые и точные, различно положенные и разнообразные, создают тонкую игру света и тени. Белила вспыхивают яркими солнечными зайчиками. Сепия озаряет предметы золотистым светом. Удачно использовал художник растушку и тонированную бумагу, процарапывая ее ножичком или иглой. Сохранилось много журнальных рисунков, особенно созданных в последние годы жизни.Дружеские отношения сложились у Алексея Кондратьевича Саврасова с учениками пейзажного класса, который он возглавил после кончины Рабуса. Свои картины
писал рядом с учениками, передавая им опыт и мастерство. Они вместе ездили весной на этюды, где увлеченно работали с натуры. Ученики любили его за доброту, за привычку переживать каждую их неудачу как свою.Поездки за границу на всемирные выставки познакомили художника с европейскими школами живописи. Особенно понравилась ему английская акварель. А горный ландшафт ШвейцарииОзеро в горах Швейцарии. 1866Холст, масло., 51 x 68Государственная Третьяковская галерея почти на пять лет вытеснил все другие мотивы из творчества Саврасова. Его живопись приобретала все большую свободу. Он добивался правдивости цветовых отношений.
Как и многих художников России, Волга вдохновила Саврасова на создание серии прекрасных волжских пейзажей, В них волнует ощущение необъятной шири реки, ее постоянно меняющихся берегов с деревушками и монастырями, погостами и ветряными мельницами, манящими далями и заунывными, протяжными песнями бурлаков. Возвышенное восприятие природы наполнялось знанием жизни.
В эти же годы была создана картина «Грачи прилетелиГрачи прилетели. 1871Холст, масло., 62 x 48Государственная Третьяковская галерея», наиболее известная в его творчестве. Но это не единственная удача мастера, он создал много интересного и до нее и после. Все новые и новые рубежи в живописи завоевывал художник. Его не смущал «неинтересный», «неживописный» мотив. Он находил поэзию в проселках, кочках, ямах, почерневшей от дождя глине, в маленьких двориках, в запорошенных снегом деревьях« во всем, что так привычно глазу.
Художника, сумевшего открыть красоту в повседневном и подарить ее людям, можно сравнить с легендарным героем, который не пожалел своего сердца, чтобы осветить людям путь к цели. Пейзажи Саврасова до пиу пор трогают и волнуют нас тонким ощущением родной природы, скромной, но привлекательной лиричностью и задушевностью.
Т. Круглихина