Плакат и театр

  • Страница №2
    • Страницы:
    • 1
    • 2
    • 3

Плакат и театр. 1976. Автор: Ю. Герчук.

С другой стороны, плакат — достаточно сложное и специфическое искусство. Театральный художник берется за него, побуждаемый вполне понятным стремлением достичь единства изобразительного решения спектакля, но не всегда одерживает победу. Можно было бы найти немало примеров, когда художник, свободно владеющий обширным пространством сцены, не справляется со специфическим плакатным языком, плохо пишет шрифты. Не стоит углубляться в спор о том, кто же должен заниматься театральным плакатом — художник спектакля или профессиональный плакатист «со стороны». Возможно и то, и другое. Главное, чтобы плакат был профессиональным и театральным— живым, ярким выражением сущности спектакля и театра в целом. А это возможно лишь в том случае, когда плакат и самостоятельное произведение графического искусства и достойный «представитель» театра.

Нередко зрелищная природа театра ищет себе выражение в декоративном богатстве красок. Таковы, например, нарядные живописные плакаты ленинградца 3. Аршакуни к «Гаяне» (Ленинградский Малый театр оперы и балета), сочные контрасты розовых и лиловых тонов армянского пейзажа как бы концентрируют и колорит и изысканно пряную музыку балета. Ритм спектакля остро и точно воплощен и в плакате С. Бархина к «Трем мушкетерам» (Свердловский театр юного зрителя). Иронически стилизованные фигурки сражающихся мушкетеров, напечатанные бронзой по темному фону (черному,  темно-синему  или  винно-красному),  заполняя плоскость, оживляют ее декоративной динамикой варьирующихся фехтовальных поз.

На лаконичном ритмически цветовом образе построен плакат О. Савостюка и Б. Успенского к балету «Иван Грозный» (Большой театр). Колорит его драматичен — черные и красные складки развевающегося громадного занавеса и в просвете — фигура царя в такой же черно-красной, словно вихрем подхваченной одежде. В контрасте масштабов занавеса и фигуры есть ощущение монументального масштаба сцены. К сожалению, острой экспрессии плаката противоречит статика его шрифтовой части, снижающая цельность образа.

Активность ритма и цвета в плакатах к оперным и балетным спектаклям диктуется самим театральным жанром. Но есть среди них и работы, где выражено более сложное отношение художника к этим видам искусства. В плакате О. Биантовской к «Коппелии» (Ленинградский Малый театр оперы и балета) создан тонкий образ кукольной, искусственной грации. Фигурка на пуантах собрана как бы по способу коллажа из разномасштабных частей. Это и балерина и в то же время марионетка. Сюжетные перипетии не принимаются художницей всерьез, для нее важен не сюжет, а капризное, иронически подчеркнутое ею изящество стиля. Лаконичный плакат того же автора к «Лебединому озеру» (в том же театре) с симметрично отражающимися друг в друге белым и черным лебедем более строг, символичен, но и в его нескользко, манерном изяществе угадывается ироническая нотка, хотя и смягченная необходимым почтением к классике.

По контрасту с балетом плакаты к драматическим спектаклям должны бы, кажется, дать больший простор для развертывания сюжета, выражения конфликтов, наконец, для воплощения современного или исторического быта. Однако отношения плаката и сцены здесь несколько сложнее. Плакат избегает натурализма, тяготеет к обобщению, к символике. Впрочем, отстраненность от быта — в характере современной стилистики, и здесь плакат во многом родствен сценографии, идет в одном русле с развитием современного театра. Труднее согласиться с недостатком в плакате драматизма, прямого воплощения конфликтной пружины сценического действия, наконец, с тем, что в нем редко ощутима роль актера — основного носителя сценического искусства. Можно вспомнить, пожалуй, лишь лаконичный фотоплакат В. Позднякова и Б. Тартаковского к «Антигоне» Ж- Ануйя (Московский драматический театр им. К. С Станиславского), где, несмотря на некоторую вялость самой фотографии, художникам удалось поставить акцент именно на драматизме актерской игры.

Но гораздо чаще плакат обращен как бы через головы исполнителей куда-то выше, к обобщенному, сокровенному смыслу спектакля. Поэтому символ и метафора оказываются основными средствами его языка. Эти средства используются в современном театральном плакате широко, свободно, очень разнообразно и нередко виртуозно.