Пленэрные искания Станислава Жуковского в зрелый период (1905-1910). 1980. Автор: Горелов М.И.
Несомненно, что живопись Жуковского, его манера, его проникновение в сущность природы, его поэтическое восприятие русской старины оставили неизгладимый след в моем скромном творчестве. Речь идет отнюдь не о подражании, вернее, об особом видении пейзажа, о попытках изображения в поэтическом восприятии».
В 1914 году Жуковский приглашает в студию в качестве преподавателя рисунка своего товарища по передвижным выставкам, известного живописца Михаила Федоровича Шемякина. Будучи в прошлом учеником В.А. Серова и К.А. Коровина в Московском Училище живописи, ваяния и зодчества, он являлся по преимуществу портретистом, но писал также пейзажи и натюрморты. Шемякин был представителем новой школы, в которой получили объединение жизненная правдивость и непосредственность этюдного восприятия. Как педагог он ставил задачей воспитание художников-реалистов. Привлечение Шемякина преподавателем в студию лишний раз характеризует приверженность Жуковского к реалистическим методам обучения. Шемякин преподавал в школе Жуковскогов 1914 и 1915 годах.
В летнее время Жуковский вместе со своими учениками выезжал на дачу, превращал ее в мастерскую и интенсивно работал на природе. В один из летних дней, приблизительно 1913 года, художник А.В. Маковский с женой Ниной Антоновной и ее сестрой Ольгой Антоновной посетили летнюю мастерскую Жуковского. Ольга Антоновна вспоминает: «Нина Антоновна и Александр Владимирович Маковские летом жили на даче в усадьбе «Гремуха» Тверской губернии, на берегу озера. На противоположном берегу этого озера на даче жил художник С.Ю. Жуковский. Нина Антоновна как-то заявила: «Отправимся к Жуковскому на лодке». Так мы и сделали.
По пути к Станиславу Юлиановичу завернули на небольшой островок, на котором было буквально море ландышей. Единственный раз в жизни я видела такое обилие ландышей, и один раз в жизни я собрала такой большой букет.
Приближаясь к даче, где жил Станислав Юлианович, я увидела большой дом, окрашенный в желтый цвет. Мелькнула в стороне от дома фигура молодого человека с ящиком. Мне сказали, что это ученик Жуковского, по фамилии Гевельке. Вышли на берег. Нам навстречу шел Станислав Юлианович, невысокого роста, быстрый в движениях, и я заметила, что у него были очень высокие каблуки на сапогах. Его темные волосы были опрятно причесаны.
Зашли в помещение. Дом произвел на меня впечатление помещичьей усадьбы. Но специфическая помещичья обстановка отсутствовала. Запомнились большие комнаты с холстами и подрамниками. В комнате мы увидели молодую женщину у большого этюда цветов. Станислав Юлианович познакомил нас с нею, назвал: «Кёниг Маргарита Юльевна». В завязавшемся разговоре Маргарита Юльевна немножко пожаловалась на Станислава Юлиановича, что он не дает покоя: все заставляет работать, «сам много работает и очень хочет, чтобы все много работали».
Приведенная страничка из воспоминаний Ольги Антоновны Вонской характеризует напряженную работу студии Жуковского в летнее время и его предельную трудоспособность.
Основанная в 1906 году, школа Жуковского просуществовала, по-видимому, до Февральской революции 1917 года. Неизвестный автор информации о Жуковском писал: «В его квартире в Москве две мастерских — для себя и для учеников. Мастерская обставлена с большой роскошью и вкусом. Старинная красного дерева мебель с бронзой ампир, шкуры им же убитых медведей, севрский фарфор и т. д. О популярности пейзажиста свидетельствует большой спрос на его картины».
Некоторые авторы — Н.А. Дмитриева, Н.М. Молева и Э.М. Белютин — сообщали без каких-либо ссылок на источники о том, что Жуковский преподавал в Московском Училище живописи, ваяния и зодчества. Единственным основанием для такого утверждения является упоминание об этом в «Новом энциклопедическом словаре». Утверждение это не подтверждается ни архивными данными, ни свидетельствами современников.
Рассмотренный период был наполнен напряженными творческими исканиями. Оставаясь членом Товарищества передвижников, Жуковский становится и членом Союза русских художников, одновременно участвуя на выставках этих объединений новыми и новыми своими произведениями.
Как было выяснено, Жуковский получает широкое признание со стороны публики и критики. Зрители сравнивали качество его вещей, выставляемых в Союзе и в Товариществе. Оценки давались самые разные. Одни считали, что он «гораздо слабее на передвижной, чем в Союзе», другие, наоборот, отмечали, что «лучшие его картины все же на передвижной выставке». Публика и критика не были едины в выражении симпатий к передвижникам и «союзникам». Сами художники также учитывали различие эстетических установок этих двух объединений. Так, Жуковский на передвижные выставки представлял пейзажи, позволяющие увидеть, как новаторские поиски в его искусстве соседствуют с традиционной преемственностью. На передвижных появляются его произведения, в которых обнаруживается связь с общественными настроениями (например, «Печальные думы», «Печальная русская деревня», «Тоскливая нотка»), и одновременно на выставках Союза проходят его наиболее оригинальные новаторские произведения, передающие процессы, совершающиеся в природе, такие, как «Ветреный апрель», как «Первые предвестники весны». Обобщая, можно сделать вывод, что на передвижных выставках он показывал по преимуществу картины-этюды, тогда как на выставках Союза его произведения представляли собой чаще всего этюды-картины.
Второе пятилетие нового века было ознаменовано для Жуковского расцветом его пленэрной живописи, созданием таких шедевров, как «Осенний вечер», «Белый дом», «Плотина» и открывающий новое десятилетие «Праздник весны». Избранная им пленэрная система, призванная примирить два направления его живописи — декоративное и «монохромное», — становится основным признаком почерка художника.
Академия художеств избирает его почетным академиком и приобретает для своего музея его лучший пейзаж «Плотину». В это же время Жуковский приобщается к педагогической деятельности в открытой им студии, стремясь воспитать смену художников-реалистов. Вся его деятельность свидетельствует о неиссякаемой энергии, энтузиазме и страстной увлеченности искусством.
Издательство «Искусство», 1982 год.