Практические советы художнику-любителю. 1990. Автор: В. Луничкина
ПАСТЕЛЬ — цветные карандаши, спрессованные из тонкотертых красочных пигментов с добавлением связующих и разбеливающих веществ. Связующие: растительный клей (гуммиарабик — добывается из некоторых видов акаций; трагант — клей абрикосовый или вишневый), а также молоко или мучной клейстер. От количества и вида связующего зависят свойства пастельных карандашей: опи могут быть мягкие, средней твердости (полумягкие) и твердые. Разбеливающие вещества — мел, гипс, каолин, цинковые белила служат для получения различных оттенков цвета по насыщенности и светлоте.
Работать пастелью можно на бумаге, картоне, холсте, наждачной бумаге и замше. Подготовить основу не трудно. Для этого чертежную бумагу или картон тонко промазывают любым жидким клеем — столярным, казеиновым, 10-процентным раствором клейстера или 6—8-процентным раствором желатина. Клей приготовляют «на отлип», т. е. когда пальцами проверяют прочность сцепления — при небольшом усилии они должны разомкнуться. На непросохшую поверхность следует затем равномерным слоем нанести речной песок или тонкотертый порошок пемзы. После высыхания клея избыток песка или пемзы удаляют встряхиванием или постукиванием по краям бумаги или картона. Перед началом работы основу сглаживают шкуркой или пемзой.
Если на проклеенный картон или бумагу нанести тонко измельченную массу из ворса сукна, штапеля и других тканей, то получим поверхность, которая будет имитировать замшу. На такой основе работать пастелью нужно без каких-либо исправлений, так как применение резинки приведет к протертости ворса.
Для получения цветной основы можно использовать светостойкие красители, акварель, гуашь, а также водные растворы чая, кофе, шелухи лука, трав. От количества слоев покрытий и насыщенности красящего раствора можно получить разную по оттенкам поверхность основы. Тонировать можно кистью, губкой, пульверизатором, тампоном из ваты. Используемую под основу ткань можно окрашивать, погружая ее в горячий раствор красителя. Затем ее вынимают, отжимают и сушат. Высушенную ткань наклеивают на прочный картон и кладут под пресс. Толстые и плотные ткани нужно сушить под прессом несколько дней до полного высыхания клейстера. На тканевой основе пастель ложится хорошо и возможны любые исправления в красочном слое. Неудачно положенный мазок удаляют хлебным мякишем, замшей, сукном или ластиком.
Многие оберточные сорта бумаги имеют привлекательные тона, но малопригодны для пастели. Под воздействием света одни из них темнеют, другие высветляются. Это приводит к нарушению общего тонового строя работы, ее колорита. Их допустимо использовать для сугубо вспомогательной работы.
Нужно учитывать, что обычная (мягкая и полумягкая) пастель при незначительных толчках осыпается, поэтому под основу берутся достаточно плотные материалы. Неплотную основу желательно предварительно наклеивать на твердые поверхности. Защитить основу от попадания влаги можно, если с обеих сторон покрыть ее фиксативом или лаком для живописи.
Исключением является кремниевая пастель (твердая), которая прочна и устойчива к внешним воздействиям. Живописные работы, выполненные этим материалом и зафиксированные кремниевым фиксативом, не теряют бархатистости, матовости, не осыпаются — их можно скатывать в рулон. Работы, исполненные в технике «чистая пастель» на бумаге, картоне или холсте, не закрепляются и хранятся под стеклом. При изображении портрета и сложной композиции целесообразно предварительно сделать на листе бумаги рисунок, чтобы затем перенести его на основу. Вначале работают твердыми пастельными карандашами, намечая большими пятнами основные цветовые отношения, а затем постепенно вводят мягкие карандаши.
Перекрытие одного красочного слоя другим строится по принципу многослойной живописи. Пастель — материал кроющий, поэтому при наложении одного штриха на другой виден преимущественно цвет верхнего слоя.