Практические советы художнику-любителю. 1990. Автор: В. Луничкина
Разные по оттенкам штрихи наносят боковой гранью пастельной палочки — как густо «жирными» пятнами от нажима, так и очень легкими тонкими мазками различной формы и протяженности. Это дает возможность без растушевки добиться мягких переходов цвета.
Иной способ, когда по красочному пастельному слою проходят влажной кистью, как бы размывая, смешивая цвета. Заметим здесь, что мел в пастельных карандашах способствует сильному разбеливанию цвета. Но зато именно эта техника работы пастелью одновременно позволяет закрепить произведение.
Также можно работать и «по-сырому». Если на кисть взять мельчайший порошок пастели необходимого цвета и нанести его, как бы растирая, на мокрый рисунок, то таким техническим приемом можно добиться плавности перехода тонов, создать впечатление воздушности изображения.
Работа пастелью на цветной основе позволяет не делать много лишних штрихов, мазков и допускает в некоторых местах оставлять грунт видимым.
В сочетании с пастелью можно применять уголь, сангину, акварель, ка-зеиново-масляную темперу (другой вид темперы не подходит). Акварель и темперу используют как подмалевок, по которому различными способами наносится пастель.
В. ЛУНИЧКИНА