Представитель портретной живописи в стиле арт-деко Тамара де Лемпицка. 2012.
Их брак и вправду оказался недолговечным, портрет же исчез из поля зрения до тех пор, пока не была восстановлена репутация Лемпицкой как художника.
В отличие от миссис Буш, миссис Алан Ботт на портрете выглядит, без сомнения, шикарной великосветской дамой. Ее фигура кажется вытянутой за счет того, что портрет написан в полный рост на фоне небоскребов. Ее красиво изогнутое слева направо тело, кажется, не умещается на холсте: макушка и кончик изящной туфельки как бы срезаны. Она соблазнительно придерживает подол, открывая взору колени. Прозрачное элегантное кружевное платье так плотно облегает тело женщины, что под ним проступает ее нагота — от сосков до бедер. Тонкая воздушная ткань платья резко контрастирует с массивным браслетом от Картье, украшенным бриллиантами и изумрудами, и с небрежно сброшенным роскошным, отороченным мехом пальто на шелковой подкладке.
Кроваво-красные ногти, яркие губы и застывший взгляд придают ее образу зловещее очарование. Несмотря на свою молодость, она выглядит так, будто прожила на свете много столетий.
Только по возвращении из Нью-Йорка
смогла выполнить вынужденно отложенный заказ доктора Бокара на портрет своей жены. Хотя величественная красавица мадам Бокар была старше других женщин, которых писала , но именно ее портрет представляет собой более совершенный образ роскошной женщины. Парижанка мадам Бокар запечатлена все на том же фоне нью-йоркских небоскребов. Ее фигура вычурно изогнута, «змеясь» от верхнего края холста вниз. Портретируемая явно посещала те же шикарные магазины, что и миссис Ботт, и, хотя в соответствии с возрастом ее наряд не столь откровенен, ее конусообразные груди и напряженные соски также четко вырисовываются сквозь белую ткань платья с металлическим отливом.Среди последних заказных портретов, сделанных Лемпицкой 8 стиле ар-деко, можно назвать трогательный портрет мисс Пом Раш, написанный в 1933 г. Художница выбрала ракурс снизу, и увеличенная фигура маленькой девочки заполняет холст целиком по вертикали. Примерно так же был написан портрет детей Халсенбек художником раннего романтизма Филиппом Отто Рунге. Но работа, созданная Лемпицкой, это отнюдь не воплощение нежного детства. Локоны мисс Пом Раш напоминают металлическую стружку, холодный безучастный взгляд, жестко сомкнутые губы. Открытые ноги девочки кажутся волнующе взрослыми и сексуальными, несмотря на игрушечного мишку в ее руках (изображенного, кстати, с достаточно свирепым выражением глаз-пуговиц).
В серии заказных женских портретов Лемпицкой есть исключение — портрет испанской танцовщицы Наны де Херреры заказал не муж модели, а ее любовник. Чувственность женщины-вамп здесь настолько утрирована, что портрет оказывается на грани пародии.
Портреты Марджори Ферри и миссис М. были сделаны в 1932 г. Они интересны тем, как мастерски в них передана расслабленная изысканность рук моделей с ярко-красным маникюром и жемчужными кольцами. Руки — это деталь, которая особенно трудна для изображения. Огрехи в создании именно этой детали портрета можно заметить и у Гейнсборо, и у Рейнолдса, и даже на ранних полотнах Рембрандта.
Что касается портретов Лемпицкой, она всегда изображала руки своих моделей (причем неважно, одетых или обнаженных), с ухоженными ярко-красными ногтями. Именно такой опенок лака для ногтей стал ключевым моментом в сюжете фильма 1939 г. режиссера Джорджа Кьюкора «Женщина». Белое платье миссис М. и накидка, которой прикрывает свою наготу Марджори Ферри, как будто сделаны из одинакового материала. На обоих портретах ткань задрапирована в сложные складки.
прекрасно понимала, какую роль играла подобная деталь в западном изобразительном искусстве, начиная с эпохи Ренессанса или даже со времен античности. И хотя художница предпочитала изображать женское тело, просвечивающее сквозь кружевные прозрачные одеяния, и ее привлекали блеск шелка и атласа, в текстуре тканей она разбиралась не очень хорошо.В этом вопросе она была последовательницей английского художника XVIII в. сэра Джошуа Рейнолдса, который утверждал, что высшим проявлением искусства является обобщение, нежели детализация особенностей материала. Подобно мастерам эпохи Ренессанса и периода барокко
часто использовала драпировку для заполнения пространства и для построения композиций. Голубая накидка миссис М., собранная в складки, напоминает цветок, который парит за ее левым плечом и заполняет правый верхний угол холста. На портрете Иды Перро также можно видеть сложную комбинацию из задрапированной ткани, которая вздымается позади нее, на манер юбки Мерилин Монро, раздутой воздушным потоком из вентиляционной решетки на известной фотографии. Однако складывается впечатление, что на самом деле складки на материале были уложены, когда накидку расстелили на полу.