Представитель портретной живописи в стиле арт-деко Тамара де Лемпицка. 2012.
В 1942 г. барон Кюффнер, почувствовав усталость от жизни в Голливуде, настоял на их возвращении в Нью-Йорк. Супруги приобрели просторную квартиру в лучшей части города на Восточной 57 улице, в доме №322, где они прожили до самой смерти барона. Послевоенные фотографии интерьеров этой квартиры свидетельствуют, что ее обстановка весьма напоминала декорацию из кинофильма. На стенах не висело ни одной картины хозяйки квартиры, комнаты украшали антикварная мебель, а также художественные ценности, вывезенные бароном из Европы. И хотя
продолжала писать, правда, в какой-то беспорядочной манере, вся ее энергия была направлена на участие в светской жизни Нью-Йорка.Очень неудачная картина «Мексиканская женщина», созданная художницей в конце сороковых годов, является свидетельством творческого упадка и потери индивидуальности ее автором. Со свойственным ей высокомерием светской львицы
изобразила колоритную, сексуально привлекательную крестьянку до такой степени невыразительно и вульгарно, что ее «творение» напоминает грубые репродукции картин, изображающих восточных женщин, продававшиеся в каждой лавчонке в пятидесятые годы. Профессиональное мастерство Лемпицкой утратило силу, и для художницы настало время подумать о радикальных изменениях в своем творчестве.Начиная с 1949 г.
путешествует по Европе. Именно в это время была сделана фотография художницы в ее мастерской в Париже, на улице Мешен. Прежний интерьер квартиры в стиле ар-деко теперь украшала гипсовая копия античной головы. Хозяйка мастерской, в длинном вечернем платье с открытыми плечами, «работает над картиной», явно написанной ею еще до войны, а рядом стоит картина «Побег», которая была создана в 1940 г.Конец сороковых годов ознаменовал триумф в США абстрактного экспрессионизма. Многие критики считали, что фигуративное искусство ушло в прошлое. Надо было иметь немалую смелость и силу воли, чтобы противостоять этому напору и продолжать свою деятельность, как это сделали Балтус, Эдуард Хоппер, Стэнли Спенсер и Луциан Фрейд. Другие художники, такие как Виктор Пасмор и сама
, сдались в неравной борьбе и примкнули к рядам абстракционистов.Начиная с 1953 г.
пишет абстрактные картины в спокойной, приглаженной манере, больше напоминающей по стилю работы французских пуристов двадцатых годов, чем полные внутреннего движения яркие композиции абстракционистов Нью-Йорка пятидесятых годов. Теперь в ее картины вернулись динамизм и ощущение современности, которые были свойственны ее творчеству конца двадцатых — начала тридцатых годов, в них не было больше слащавости, характерной для ее работ конца тридцатых годов. Но уже к пятидесятым годам «современность» Лемпицкой оказывается устаревшей. Ее выставки, организованные в Париже, Милане и Нью-Йорке в период с 1955 по 1960 г., не вызвали интереса.