Лемпицка (Лемпицкая, де Лемпика) Тамара Борисовна [1898—1980]

  • Страница №2

Представитель портретной живописи в стиле арт-деко Тамара де Лемпицка. 2012.

По словам самой Тамары и ее дочери, на фоне событий Первой мировой войны и агонии российской монархии жизнь художницы сложилась так, что она вполне могла бы послужить сюжетом для романа или фильма (кстати, таких периодов в ее жизни было немало). Когда мать Тамары вышла замуж во второй раз, возмущенная этим девушка уехала к тете Стефании и ее мужу-банкиру в Санкт-Петербург (Петроград), где ей пришлось остаться из-за неожиданно начавшейся войны и последующей немецкой оккупации Варшавы. Незадолго до начала войны она увидела в оперном театре привлекательного молодого человека, окруженного толпой красивых элегантных женщин, и тут же поняла, что это и есть ее избранник. Его звали Тадеуш Лемпицкий.

Хотя он был юристом и происходил из семьи богатого землевладельца, он вел жизнь настоящего плейбоя, говоря современным языком. С присущей ей прямотой, без всяких комплексов, игнорируя светские правила поведения, девушка приблизилась к Тадеушу и сделала изящный реверанс. Через год у Тамары появилась возможность усилить впечатление, которое она произвела на молодого человека при их первой встрече. Ее дядя устроил бал-маскарад, куда был приглашен и Лемпицкий. Среди модно одетых, утонченных дам Тамара появилась в костюме крестьянской девушки, а рядом с ней на веревочке вышагивал живой гусь.

Барбара Картленд и Жоржета Хейер не могли бы придумать более эффектного появления на балу, чтобы привлечь внимание красивого молодого человека. Позже Тамара искренне признавалась, что посредничество дяди в ее замужестве было отнюдь не романтичным. Богатый банкир подошел к известному всему городу красавцу и сказал: «Послушайте, я хочу сразу расставить все точки над і. Вы искушенный в житейских делах человек, но не богаты. У меня есть племянница, полька, которую я хочу выдать замуж. Если вы согласитесь жениться на ней, я готов дать приданое. Ведь вы уже знакомы с ней».

Бракосочетание состоялось в 1916 г. в Петрограде, как с 1914 г. стал называться Санкт-Петербург. Самодержавие в России находилось на грани гибели, немцы наступали, революционное движение набирало силу. После захвата власти большевиками дальнейшую судьбу молодых супругов можно уподобить судьбе героев известной оперы Пуччини, где Тамара играла роль Тоски, а Тадеуш — Каварадосси. Принимая во внимание образ жизни супругов и реакционные взгляды Тадеуша в сложившейся ситуации, было неудивительно, что его арестовали. Тамара вспоминала впоследствии, как однажды, глубокой ночью 1918 г., когда они с мужем уже лежали в постели, к ним вломились вооруженные люди и увели Тадеуша.

В своих попытках установить местонахождение мужа и организовать его побег из России Тамара заручилась поддержкой шведского консула, который мог бы, как Скарпиа из «Тоски» Пуччини, потребовать взамен интимной близости. К счастью, этого не произошло, и все завершилось удачно. Тамара изложила шведскому консулу свою просьбу, и он любезно согласился помочь ей не только покинуть страну, но и посодействовать в освобождении Тадеуша и его побеге из России. По поддельному паспорту через Финляндию Тамара уехала к своим родственникам в Копенгаген.

Бежавшие из революционной России рассеялись по всему миру, но в период между двумя войнами Париж, который давно уже стал вторым домом русских аристократов и богачей, превратился в своего рода Мекку для белогвардейцев-эмигрантов. Естественно, Лемпицкие вместе с матерью Тамары и младшей сестрой (брат погиб на гражданской войне) тоже оказались в Париже. В отличие от многих русских эмигрантов, у которых не было ни денег, ни друзей за границей, Тамара и Тадеуш могли рассчитывать на помощь тети Стефы и ее мужа. Ему удалось сохранить часть своего состояния и продолжить карьеру.

В начале двадцатого столетия политический союз России и Франции, имеющий целью сдержать угрозу со стороны кайзеровской Германии, подхлестнул развитие культурных связей между двумя странами. Великий русский антрепренер Сергей Дягилев использовал эту ситуацию и обосновался в Париже. В 1906 г. в Большом дворце он устроил выставку русского портрета, благодаря чему парижская публика увидела живописные и скульптурные работы русских художников. Воодушевленный успехом выставки, Дягилев занялся организацией концертов. Так французы впервые услышали произведения Глазунова, Рахманинова, Римского-Корсакова, Чайковского и Скрябина.

Работавший с Дягилевым в качестве театрального художника Лев Бакст сыграл значительную роль в развитии стиля ар-деко. К этому направлению примкнула и Лемпицка Лемпицка (Лемпицкая, де Лемпика) Тамара Борисовна Лемпицка (Лемпицкая, де Лемпика) Тамара Борисовна [1898—1980] Русская я и американская известная художница. Живописец. Представительница стиля Art Deco в портретной живописи. Исполняла натюрморты..... Эскизы декораций Бакста для постановки балета «Шехерезада» оказали необычайное влияние на развитие моды и дизайна интерьеров. Хозяйки парижских салонов одевались и оформляли свои гостиные так, будто готовились к восточным оргиям. Даже фотографии конца двадцатых годов, запечатлевшие интерьеры спален Тамары Лемпицкой, свидетельствуют о восточной роскоши в духе декораций Бакста.

В период между Первой и Второй мировыми войнами в столице Франции было очень много русских эмигрантов. В то время шутили: каждый второй парижский таксист либо настоящий великий князь, либо мнимый.

Первые годы жизни Лемпицкой в Париже не были счастливыми. Хотя она и не испытывала нужды, как многие ее соотечественники, тем не менее материально зависела от богатых родственников. Несмотря на рождение дочери Кизетты, отношения Тамары и Тадеуша ухудшились из-за ее многочисленных измен мужу. Он отказался от работы в банке ее дяди. По словам Лемпицкой, отношения с мужем и необходимость обрести финансовую и личную независимость заставили ее всерьез заняться живописью.