Пугачёв Павел: в гармонии с природой. 2017. Автор: Решетникова Анна
Выходящий на пленэры художник знает, что природа может его встретить как в хорошем расположении духа, так и дождями, ветрами и даже морозным воздухом. Но профессионального художника это не остановит, особенно, если им движет вдохновение от окружающего мира. Работающий в жанрах пейзажа, портрета, натюрморта и ботанической живописи, а также занимающийся монументальными росписями
, ко всему прочему, активно и часто выезжает на пленэры один, в составе творческих коллективов в рамках всероссийских и международных пленэров или со своими учениками. Для него творческий процесс в непростых погодных условиях – это его личная борьба со стихиями и одновременно побудительная сила к рождению живого искусства. Такого искусства, которое по естественности и выразительности будет сильнее созданного с нуля в мастерской. Поэтому его этюды можно считать полноценными работами. В будущем они могут и иногда становятся основой для картин большего формата, но, в любом случае, своей художественной самостоятельности не лишаются.Как же работает художник? Вначале он наносит на лист бумаги предварительный рисунок карандашом, а дальше начинается главное – работа с цветом с применением различных техник и приёмов письма. В зависимости от художественных задач пишет как быстро, для воссоздания на бумаге стихии и настроений природы, так и отводит для письма довольно продолжительное время для передачи материальности объектов среды. Но, несмотря на затраченное время, акварель остаётся незамутнённой и чистой. Причём сам автор не считает себя первооткрывателем природы, а отдаёт должное тому, кто является её Создателем. В соавторстве с ним Павел преобразует реальность в поэтизированные по характеру пейзажи в плоскость искусства. И делает это необыкновенно тонко и деликатно, с мягко переданными светотеневыми контрастами и постепенными переходами из одного цвета в другой, из тона – в тон. Особое внимание уделяет первому плану, его детализации травами и цветами. В этом ему помогает опыт в жанре ботанической живописи, в рамках которой он эстетически привлекательно и реалистично изображает растения, в пейзажной живописи – природу в целом.
В его пейзажах можно заметить, что горы Кавказа «тонут» в лёгкой дымке, панорамами тянутся бескрайние степи Калмыкии и Хакасии, а ростовские землиНа страже донских просторов. 2012Бумага, акварель, 19 х 38 словно накрыты плотным одеялом из кучевых облаков. Леса, озёра, поля и горные цепи раскрыли для художника широту своего размаха, чтобы потом зритель смог насладиться красотами видов, но уже на бумаге. Палитра художника отличается деликатными цветовыми соотношениями, и природа благодаря этому приобрела лирический, даже музыкальный характер. В основу этюдов легло гармоничное живописное сочетание фактур, например, сухих трав и ажурных листьев лопуха на переднем плане и мягкой водной глади – на дальнем.
Особой колористической тонкостью и композиционной продуманностью отличаются снежные пейзажи кисти художника. Композиции с изображениями архитектуры монастырейРождественский ангел. 2014Бумага, акварель, 22 x 16 дополнили точные стаффажные детали с историческим колоритом: фигуры барышень в расшитых платках, лошадь в упряжи с извозчиком. Надо отметить, что тему храмового зодчества художник в своём творчестве продолжает наиболее полно и в других работах. Кажется, что не только природа раскрывается перед художником, но и родная страна, показывающая ему свои богатства: и культурные, и природные. Показывает в своих владениях, под открытым небом, благодаря чему и рождаются по-настоящему живые творения.
«В этом, наверное, и есть тандем с природой, которая тебя учит и раскрывает свои тайны. На пленэре растворяешься полностью, становишься частичкой природы», – говорит Павел. И с ним сложно не согласиться, ведь его авторские работы выполнены в союзе и гармонии с природой и с ней же в главных ролях.
Искусствовед Решетникова Анна