Разносторонний художник. 1969. Автор: В. Петров
Ретроспективная выставка, открытая в Ленинграде в связи с восьмидесятилетием
, не была исчерпывающей, но все же объединила свыше пятисот разнообразных работ художника. Зрителям впервые была предоставлена возможность проследить долгий творческий путь, пройденный одним из больших мастеров советской живописи, книжной графики и декорации.Произведения
не раз становились предметом критического исследования. Правда, и поныне основным источником знаний о художнике остается блестящая статья А. Эфроса «Портрет Натана Альтмана». Талантливый критик сделал немало метких наблюдений и тонких догадок, создал впечатляющий образ молодого живописца. Но работа, вышедшая в свет в 1922 году, охватывает лишь ранние этапы творчества мастера и, конечно, нуждается теперь в дополнении и пересмотре. Думается, что Эфрос, сказав много верного о живописи Альтмана, все же ошибся в главном: интеллектуальные основы творчества художника он истолковал как холодноватую рассудочность, широту изобразительной культуры принял за эклектическую всеядность и не заметил характерного альтмановокого лиризма.А факты свидетельствуют о другом: искусство
, начиная с первых юношеских опытов и до самых недавних произведений, пронизано взволнованной нежностью к жизни. Любой объект его творчества — будь то лицо человека или цветок, пейзажный мотив или композиция из незатейливых предметов домашнего обихода, мизансцена спектакля или сказочный образ в скульптуре из дерева — наполнен трепетным и напряженным чувством: только лирическим переживанием вызывается вдохновение художника, побуждающее его выразить формой и цветом изменчивый, вечно ускользающий облик живых явлений действительности. За шесть десятилетий работы в искусстве Альтман не раз перестраивал свою изобразительную систему, но своему лирическому чувству не изменял никогда. Анализируя раннее творчество Альтмана, критика намечала в нем периоды импрессионизма, кубизма и футуризма. Однако эта периодизация дает лишь самую грубую и приблизительную схему процесса первого этапа формирования художника.Да, в самом деле в 1906 году, задолго до «Голубой розы» и первых выставок неоимпрессионистов в салонах «Золотого руна», шестнадцатилетний в захолустной Виннице «каким-то верхним чувством расчуял пленер и пуантилизм», как отмечали его биографы.
Лирический «Автопортрет» 1908 года, сделанный восемнадцатилетним художником, уже содержит, как в зародыше, едва ли не все важнейшие особенности его будущего искусства. Именно отсюда начался непрерывный и органически развивающийся процесс формирования живописной системы Альтмана. Сознательная целеустремленность и творческая зрелость «Автопортрета» свидетельствует прежде всего о большой дисциплинированности чувства и творческой мысли, о силе интеллекта, составляющей одну из самых характерных черт художника.
Прямо из Винницы, минуя Петербург и Москву, он отправился учиться в Париж, а когда в 1912 году
приехал в Петербург, он был уже вполне сложившимся, зрелым художником и сразу занял видное место в столичной творческой среде.К петербургскому периоду относится ряд крупных портретных работ. Критика нередко называла их кубистическими. А между тем едва ли возможно найти в живописи
влияние ортодоксальных кубистических построений. Художник не отрекался ни от реальности, ни от живого наблюдения.Центральным произведением петербургского периода стал портрет Анны АхматовойПортрет поэтессы Анны Андреевны Ахматовой. 1914Холст, маслоГосударственный Русский музей (1914). Чрезвычайно характерный для русского искусства предвоенных и предреволюционных лет, он с удивительной проникновенностью выражает духовную атмосферу эпохи. Альтман создал не только образ поэта, но и образ ахматовской лирики с ее внутренней мелодией и музыкальностью, с ее тонким вниманием к предметному миру, к выразительной детали, к быту. Ритмы живописной композиции как бы перекликаются с ритмом тихотворных строк.