Разносторонний художник. 1969. Автор: В. Петров
Вместе с другими передовыми художниками своего поколения
сразу и безоговорочно принял Октябрьскую революцию, активно включился в строительство молодой советской культуры.Вначале его работа шла в русле левых художественных течении. К числу наиболее прославленных «футуристических» произведений Альтмана принадлежит, в частности, грандиозное оформление Дворцовой площади для массового празднества, посвященного первой годовщине Октябрьской революции.
Но вскоре деятельность художника приняла совсем иное направление.
В начале 1920 года Коллегия ИЗО Наркомпроса и Государственное издательство обратились к нему с предложением сделать портрет В. И. Ленина, которому вскоре должно, было исполниться 50 лет. По просьбе А.В. Луначарского Владимир Ильич согласился позировать Альтману. Работа проходила в Кремле и продолжалась около полутора месяцев. Так возникла альтмановская Лениниана, состоящая из серии карандашных рисунковПортрет В.И. Ленина. Бумага, карандаш, сделанных с натурыКабинет В.И. Ленина. 1920Бумага, карандаш, и портретного бюста, отлитого потом в бронзе.
Портреты В. И. Ленина, выполненные Альтманом, отличаются безупречной документальной точностью. Но в них есть и нечто большее, чем просто документ. Рисунки передают живой, остро увиденный и взволнованно пережитый художником образ Ленина.
Лениниана стала как бы поворотным этапом в творческом развитии портрет А. АхматовойПортрет поэтессы Анны Андреевны Ахматовой. 1914Холст, маслоГосударственный Русский музей с портретом С. МихоэлсаПортрет С.М. Михоэлса. 1927—1928Холст, масло (1928). Звонкие локальные краски ахматовского портрета уступают место сдержанной коричнево-серой гамме. Зато внимательнее и тоньше становится тональная разработка каждого цветового пятна. Изменяется и принцип композиции: если в портрете Ахматовой ритмы построения как бы подчеркивают значительность каждой выбранной художником детали, то в изображении Михоэлса подробности обобщены и растворяются в цветопростран-ственной среде, и резко выделены два основных элемента— лицо, как главное в портрете, и руки, как самая выразительная деталь.
, Чтобы понять, как перестроилась живописная манера художника, достаточно сравнитьРаботы конца 1920-х годов свидетельствуют о нарастании психологических мотивов в живописи
и его портретной графике. Тонкая, плавная, стремительно бегущая линия его рисунков охватывает контуры форм, обобщая подробности и акцентируя только главное. Кажется, художнику достаточно двух-трех движений карандаша, чтобы на бумаге возник живой образ, включающий целую биографию, способный рассказать о человеке ярче и полнее, чем самое детальное описание.Период окончательного формирования живописного реализма Альтмана падает на первую половину 1930-х годов. В портретах, пейзажах и более всего в превосходных натюрмортах раскрывается поэтическое и жизнеутверждающее чувство художника, его своеобразный и тонкий лиризм. Поверхность альтмановских холстов, подобно драгоценному камню, кажется излучающей свет. Никогда еще колорит его произведений не достигал такой совершенной гармонии, сочетающей силу и нежность. Никогда еще его композиции не обретали такой естественной жизненности, такой цельности и внутренней стройности.
С 1936 года
в Ленинграде. Его творчество продолжает развиваться по тем же руслам, о которых шла речь выше. С прежней энергией он работает как живописец, как мастер книжной графики, как художник театрами как скульптор.Впрочем, его скульптура за последние полтора десятка лет приняла совсем новый облик. Он выполняет свои произведения не в бронзе или мраморе, а делает их из ветвей и корней деревьев. Здесь воплощается лирическая любовь Альтмана к природе и сказке. Он создает сказочные образы, как бы продолжая и досказывая художественную форму, нечаянно сотворенную самой природой.