Революционная тема в творчестве В. Е. Маковского. -0001. Автор: Е. Журавлёва
В его произведениях — «ОсуждённыйОсужденный. 1879Государственный Русский музей» (1879), «УзникУзник. 1882Харьковский художественный музей» (1882), «ВечеринкаВечеринка. 1875-. 1897Холст, масло, 108,5 x 144Государственная Третьяковская галерея» (1897), «Допрос революционерки» (1904), «9 января 1905 года на Васильевском острове» — отражены отдельные этапы этой борьбы.
Революционная тема не была чем-то случайным для Маковского. Она теснейшим образом связана с общей демократической направленностью его творчества.
Маковский широко охватывал жизнь, заглядывая во все ее уголки. В его картинах показаны различные слои русского общества, представители разных сословий и состояний, начиная от сановных людей, кончая завсегдатаями толкучек, обитателями бедных лачуг и ночлежных домов. В произведениях художника видно открытое сочувствие к обездоленным людям, что роднит его творчество с гуманистическими идеалами передовых русских писателей и художников.
Он не был бытописателем в узком смысле слова, а понимал свою задаг чу широко и в лучших произведениях поднимался до социального обобщения («Крах банкаКрах банка. 1881Холст, масло, 68,2 x 104Государственная Третьяковская галерея», «СвиданиеСвидание. 1883Холст, масло., 40 x 31Государственная Третьяковская галерея», «На бульвареНа бульваре. 1886-. 1887Холст, масло., 53 x 68Государственная Третьяковская галерея» и другие). Маковский умел рассмотреть под покровом будничной повседневности социальную сущность и найти в, казалось бы, случайной сцене нечто типическое для современного ему общества, для целой исторической полосы в жизни России.
К работе над революционной темой Маковский приступил впервые в середине 70-х годов, в период подъема народнического движения. Вначале эта тема не получила еще своего открытого выражения. В 1874 году художником был написан эскиз «Ожидание у острога» (Саратовский гос. художественный музей имени А. Н. Радищева), а в следующем году — картина (Гос. Третьяковская галерея). В них рассказывается о людях, собравшихся зимним морозным утром у глухой тюремной стены. Всех их объединяет чувство горя и томительного ожидания. По сравнению с эскизом в картине особенно выделены два женских образа, привлекающих внимание тонким анализом их душевного состояния. Женщины стоят молча, целиком уйдя в свое горе, не замечая окружающих. Повидимому, это одна семья, пришедшая к тюрьме, в которой находится близкий им человек. Судя по внешнему облику, все они принадлежат к интеллигентам-разночинцам. Что же привело их к воротам «Московского пересыльного замка»?
Художник работал над темой «Ожидание у острога» в те годы, когда в связи с широким размахом хождения «в народ» в стране начались многочисленные аресты, окончившиеся громкими процессами «1830-х» в Петербурге и «50-ти» — в Москве.
Маковский не изображает самого героя — революционера, но косвенно дает почувствовать, что речь идет о передовой русской интеллигенции, подвергавшейся репрессиям за свою революционную деятельность.
Перед стенами тюрьмы оказались и другие люди: приехавшие издалека крестьяне, застывшие в терпеливом и скорбном ожидании; молодая горожанка, повидимому, жена рабочего, пришедшая с маленькими детьми. Все эти люди изображены Маковским с искренним участием и теплотой. Он видит в них страдающий народ и сочувствует его горю. И пусть мы ничего не знаем о тех, кто томится за тюремной стеной, но картина дает понять, что в глазах художника они не преступники, не злодеи, а жертвы социальных условий жизни.
В картине проявилась характерная для творчества В. Маковского черта — его умение рассказать простым языком о явлениях драматических по своему содержанию, скрытых под покровом будничной повседневности.
Этим определяется все построение художественного образа. Маковский избегает резко выраженных чувств, драматизма жестов, ярких красок. Все, как в обыденной жизни, но все типично, наблюдено в натуре. Очень показательна фигура часового в тулупе и с ружьем — безмолвного свидетеля ежедневных печальных сцен у ворот тюрьмы. Характерны и фигуры крестьян, живым и непосредственным движением прильнувших к входной будке.
В том же 1875 году Маковский делает первую попытку изображения непосредственных героев революционного движения и создает карандашный эскиз «Вечеринка» (Гос. Третьяковская галерея). Выбор темы и ее трактовка весьма характерны для своего времени. Известно, что хождению «в народ» предшествовал период кружков и сходок, душою которых была студенческая молодежь, самоотверженно отдававшая свои силы политической борьбе.
На эскизе изображена отнюдь не обычная вечеринка, а сходка людей, обсуждающих важные общественные вопросы. Драматический узел составляет момент спора.
Центральной фигурой является молодая женщина-курсистка. В беглом карандашном наброске уже вырисовывается ее энергичный, волевой облик. Позже, в картине, появившейся 22 года спустя, художник полнее раскроет тему спора и глубже обрисует типические образы русской интеллигенции.
Известно, что в 70-х годах остро стоял вопрос о равноправии женщин, об их участии в общественной жизни России и праве на высшее образование. После долгой и упорной борьбы передовых кругов русского общества в 1872 году в Москве были открыты первые в России Высшие женские курсы (проф. В. Герье). Курсистки наряду со студентами примкнули к освободительному движению в стране.
Образ передовой русской женщины получил в дальнейшем яркое воплощение у в картинах «КурсисткаКурсистка. 1883Киевский национальный музей русского искусства», «У Литовского замка» и у в первом варианте «Не ждалиНе ждали. 1884—1888Холст, масло, 160,5x167,5Государственная Третьяковская галерея».
Следующий шаг в решении революционной темы Маковский делает в конце 70-х годов, когда в России назревает революционная ситуация.
Такие чуткие к общественно-политической жизни художники, как Репин и Ярошенко, упорно работают над образом революционера; Репин пишет картины «Под конвоемПод конвоем. По грязной дороге. 1876Холст, масло, 26.5 x 53Государственная Третьяковская галерея» (1877), «Арест пропагандиста» (1878), Ярошенко—«ЗаключённогоЗаключенный. 1878Холст, масло., 143 x 107Государственная Третьяковская галерея» (1878), Маковский делает акварелью эскиз «Осужденного» (1877, Гос. Русский музей).
Характерно, что все названные произведения драматичны по своему сюжету: художники изображают людей, лишенных свободы. Сцены арестов, заключений, ссылок, поражавшие воображение своим драматизмом, давали огромный материал для творческих замыслов, для решения психологической проблемы, стоявшей в центре внимания художника 70—80-х годов. Однако, раскрывая остро драматическую ситуацию в жизни революционера, художники сталкивались с задачей показать в герое его волю к борьбе, несломленность духа. В этом коренилась принципиальность оценки изображаемого явления, решение проблемы положительного героя, общественное кредо самого художника.
В акварельном эскизе «Осужденный» Маковским уже намечена основная сюжетная завязка: часовые выводят из тюремной камеры молодого человека в арестантском халате, с исхудалым бледным лицом и впалой грудью. Не задерживаясь и не глядя на родителей, осужденный сосредоточенно следует за жандармом. В эскизе не обыгран еще момент встречи осужденного с родителями, он включен лишь как дополнительный эпизод.
«Он решителен, и суров, и весь собран в себе». Эти слова Стасова были высказаны в связи с анализом самой картины, но они скорее могут быть отнесены к акварельному эскизу, где выведен человек более волевой и сильный, чем в картине.
Приступая к самой картине, Маковский внес существенные изменения в ее замысел. Он выделил своего героя как главную фигуру, поместив его в центре композиции. Расположенные полукругом, к нему обращены остальные персонажи. Холодный неяркий свет, тускло освещающий серые тюремные стены, также выделяет фигуру осужденного.
Все эти изменения были сделаны в связи с тем, что художник главное внимание сосредоточил на остро психологическом моменте встречи осужденного с родителями, на реакции, вызванной этой встречей.
В письме к писал, что перед картиной В. Маковского «плачут».
Подобное отношение зрителей могло быть вызвано именно сценой встречи осужденного с родителями. Задержавшись на ступеньке, осужденный с грустью и смущением смотрит на мать. Ее скорбный жест очень выразителен, так же как выразителен образ плачущего старика-отца. Участие к судьбе осужденного читается на лицах часовых — «армейских солдатиков, добрых, неведущих, сострадательных сердцем» (Стасов), и на лицах собравшихся обывателей, чего не было в акварельном эскизе, в котором царил дух суровости.
Как на эскизе, так и на самой картине, осужденный — выходец из народа, крестьянин-бунтарь, восставший против произвола властей в деревне.
Стасов писал в статье «25 лет русского искусства», что картина «ОсуждённыйОсужденный. 1879Государственный Русский музей» «глубоко и сильно копнула современную жизнь», что в ней «прозвучала могучая трагическая нота». Он ставил картину Маковского в один ряд с картинами Ярошенко «ЗаключённыйЗаключенный. 1878Холст, масло., 143 x 107Государственная Третьяковская галерея» и «У Литовского замка», которые высоко ценил «за чувство действительности».
Стасов видел в герое картины Маковского человека «сильного, энергичного, далеко шагнувшего вперед, хотя бы и путем кривым». Возможно, по цензурным соображениям Стасов не хотел или не мог высказаться яснее, но и то, что было сказано им в статье, дает основание предполагать, что он видел в осужденном не уголовного преступника, а человека, пострадавшего за свои общественные убеждения.
Маковский вернулся к теме «Осужденный» много лет спустя и создал новый вариант картины, датированный им 1879—1890 гг. Находящийся в одной из московских частных коллекций вариант этот представляет интерес как дальнейшее развитие революционной темы.
В новом варианте Маковский внес существенные изменения в состав действующих лиц. Вместо простых статистов, стоящих слева, он изобразил курсистку и студента, с горячим сочувствием смотрящих на осужденного. Особенно выразительно лицо юной курсистки, в широко раскрытых глазах которой светится и сострадание и боязнь за участь товарища. Изменены и образы родителей. Это уже не крестьяне, пришедшие из деревни, а горожане, разночинцы. Таким образом, Маковский хотел подчеркнуть, что его герой принадлежит к кругу интеллигенции и связан со студенческой молодежью. В новом варианте акцентирована фигура жандарма с саблей наголо, выделяющаяся на общем сером фоне ярким цветом форменной одежды с золотыми эполетами.
Картина осталась неоконченной. В ней не совсем удался образ главного героя, потерявшего свое прежнее обаяние. Художник отказался от мысли раскрыть его душевный конфликт. Исхудалое бледное лицо с впалыми полуопущенными глазами замкнуто. Маковский сумел донести мысль о том, что его герой — человек, измученный долгим тюремным заключением, но он не показал в нем с достаточной полнотой борца за идею. По своему художественному достоинству и по драматической насыщенности сцены новый вариант уступает картине 1879 года, привлекшей к себе внимание широкой общественности и получившей высокую оценку , Стасова и Л. Н. Толстого.
Когда в 1890 году издательство «Посредник» предприняло общедоступное издание десяти картин русских художников, и в том числе «ОсуждённогоОсужденный. 1879Государственный Русский музей» В. Маковского, В. Г. Чертков обратился к Л. Н. Толстому с просьбой написать пояснительный текст к некоторым из них. «Несмотря на все желание, — ответил Толстой, — приступал несколько раз, я не мог написать ничего. Мне все кажется всякое описание суживает значение картины». Толстой согласен дать описание картины на евангельскую тему. «А здесь, если произведение хорошо, как прелестная картина («Всюду жизньВсюду жизнь. 1887Мемориальный музей-усадьба художника Н.А. Ярошенко». — Е. Ж.) и осужденный Маковского, достоинство картины не в глубине, а в ширине, в том, что очень много разных значений она может иметь, очень много может вызвать самых разнообразных, хотя и не глубоких чувств. Не настаиваю на этом, пишу, что мне показалось».
Образ положительного героя-революционера продолжает волновать Маковского и в 80-е годы. В эти годы талант художника вступает в пору зрелости. Маковский расширяет круг своих наблюдений. В картинах бытового жанра он достигает большой глубины и силы обобщения, более высокого живописного мастерства. Он тоньше раскрывает внутренний мир человека, становится замечательным мастером короткого рассказа, умеющим вместить в сжатую, лаконичную форму большое социальное содержание.
В 1882 году наряду с работой над картиной «ОправданнаяОправданная. 1882Холст, масло., 79 x 105Государственная Третьяковская галерея», в которой тонко охарактеризован образ героини, Маковский делает эскиз карандашом (Гос. Русский музей) и пишет довольно большую по размеру картину «УзникУзник. 1882Харьковский художественный музей» (Харьковский гос. музей изобразительного искусства). В ней он откликается на волну арестов, которая прокатилась по всей России с усилением политической реакции после убийства Александра II. В этой картине Маковский сделал огромный шаг вперед в решении образа революционера по сравнению с картиной «ОсуждённыйОсужденный. 1879Государственный Русский музей».
Художник изобразил политического заключенного в одиночной тюремной камере. Теперь он отказался от подробного рассказа, от дополнительных персонажей, во взаимодействии с которыми был показан его осужденный. Маковский сосредоточивает все внимание на самом герое.
Имея своим предшественником «ЗаключённогоЗаключенный. 1878Холст, масло., 143 x 107Государственная Третьяковская галерея» , Маковский по-иному решает близкую тему, отказавшись почти от всякого рассказа и деталей, сведя их к минимуму, необходимому для конкретизации обстановки. Кусок облупившейся каменной стены, угол стола и кружка с водой дают представление о тюремной камере, куда был помещен осужденный.
Выразительны исхудалое лицо, умные, строгие, воспаленные бессонницей глаза, сомкнутые на коленях кисти рук. Темный, почти нейтральный фон и выдержанный в гамме коричневых и серых тонов колорит способствуют тому, что лицо, совещенное падающим справа светом, источник которого скрыт от зрителя, прежде всего привлекает к себе внимание. В образе узника есть некоторое сходство с образом Христа в картине «Христос в пустынеХристос в пустыне. 1872Холст, масло., 180 x 210Государственная Третьяковская галерея», но сходство это чисто внешнее. Крамского интересует общечеловеческое философское содержание, а Маковского — конкретный, типический образ.
В узнике Маковского можно видеть не только «мученика за идею», но и борца за идею. В глазах — раздумье, но и твердость духа, целеустремленность натуры. Маковский скорее близок , чем Крамскому. Он, безусловно, не достиг той политической остроты изображенной сцены, какая присуща картине «Отказ от исповедиОтказ от исповеди. 1879—1885Холст, масло, 48 x 59Государственная Третьяковская галерея», и той действенной силы характеристики образа революционера, гордо бросающего вызов своим палачам, которая присуща герою Репина, но он шел по общему с ним пути в поисках положительного героя своей современности — революционного борца за счастье и свободу народа.
Два года спустя после написания картины «УзникУзник. 1882Харьковский художественный музей» Маковский вновь возвращается к политической теме и делает карандашный набросок «Арест» (1884 г., Гос. Русский музей), на котором изображает молодую женщину, в страхе глядящую на жандармов, арестовавших ее мужа.
В этом же, 1884 году Маковский пишет небольшую картину «По этапу» (Киевский гос. музей русского искусства). По дороге, уходящей вдаль и теряющейся в широком просторе полей, ведут арестованных крестьян. По сторонам идет конвой. Написанный легко, с большим живописным мастерством пустынный пейзаж с хмурыми, низко бегущими облаками усиливает гнетущее чувство тоски, вызванное изображенной сценой. В этом чувстве, наполняющем картину, вылилось отношение художника к своей современности. В картине затронут наболевший вопрос о бесправии и угнетении народа, о его тяжелой участи.
Таким образом, и в годы реакции, душившей всякую свободолюбивую мысль, Маковский, подобно другим передовым представителям реалистического искусства, создавал произведения, проникнутые сочувствием к угнетенному народу.
Маковский вновь возвратился к революционной теме во второй половине 90-х годов, отмеченных началом нового, пролетарского этапа революционно-освободительного движения. Художник создал целый ряд значительных произведений, отражающих новые общественные веяния времени.
Нарастающая волна революционного подъема, наступившего после мрачных лет политической реакции, не могла не отразиться на развитии литературы и искусства. В картинах 90-х и начала 900-х годов по-новому и сильнее зазвучала присущая живописи передвижников вера в несокрушимые силы народа, наполнившая высоким героическим пафосом монументальные исторические полотна — «Запорожцы» Репина, «Покорение Сибири ЕрмакомПокорение Сибири Ермаком. 1895Холст, масло, 285 x 599Государственный Русский музей» и «Степан РазинСтепан Разин. 1906Холст, масло, 318 x 600Государственный Русский музей» , «БогатыриБогатыри.. 1881—1898Холст, масло, 295,3 x 446Государственная Третьяковская галерея» . Художники бытового жанра, отражая новые противоречия в общественной жизни России и развивая традиции критического реализма, находят также новые темы и образы (С. Коровин, С. Иванов, Касаткин, Архипов).
В 1895 году Маковский начал работать над большим циклом картин и этюдов, объединенных общей темой «На Волге». Этот цикл интересен тем, что он представляет новую страницу в творчестве художника, стремившегося выйти за привычные для него рамки городского быта и показать новую для него сторону народной жизни. Но самое главное, что характерно для волжского цикла Маковского, — это вера в несокрушимую народную силу, которую ничто не может сломить: ни дикая форма эксплуатации и угнетения, ни каторжные условия жизни. Изображен трудовой волжский народ, сильный и независимый. Эта доминирующая идея пронизывает весь цикл, но наиболее ярко она воплощена в картине «На берегу Волги» (частное собрание в Москве).
Волжский цикл В. Маковского создавался в те же годы, что и цикл «босяцких» рассказов Горького. Близость картин Маковского к ранним рассказам молодого Горького отмечалась уже современниками.
Маковский, как и Горький, увидел босяков в самой действительности, так как рост босячества усилился в связи с разорением деревни и непомерной тяжестью фабричного труда. Примечательно, что в выборе данной темы Маковский был близок к Репину, создавшему картину «Босяки» (1894 г., Одесская гос. картинная галерея). Как подлинный реалист Маковский не идеализирует босяков, не смягчает их характеристик, он показывает не только их вольнолюбивый дух и независимость, но и грубую косную силу.
В этом цикле Маковского, пусть не с такой яркостью и полнотой, как в «босяцких» рассказах Горького, но все же получили свое отражение зреющий в народе протест против дикой и бесчеловечной жизни, пробуждение чувства достоинства.
Волжский цикл Маковского не имеет прямой связи с его работой над революционной темой. Но он упомянут в данной статье, так как в нем отражены новые веяния эпохи; он привлекает своим оптимистическим, вольнолюбивым духом, своей близостью к рассказам Горького.
Заслуживает внимания и самый факт работы Маковского над большим тематическим циклом, характерным для искусства того времени (переселенческий цикл С. Иванова, шахтерский — Касаткина).
Вера в несломленные духовные силы народа пронизывает и другие произведения Маковского этих лет.
Художник вновь возвращается к, казалось бы, давно забытой теме и в 1895 году делает эскиз «ВечеринкиВечеринка. 1875-. 1897Холст, масло, 108,5 x 144Государственная Третьяковская галерея», а в 1897 году заканчивает самую картину, датированную им 1875—1897 гг. Содержание картины значительно углубилось по сравнению с эскизом 1875 года. Идейная борьба, охватившая широкие круги русской интеллигенции в годы общественного подъема, явилась толчком для создания картины, изображающей современность. Все газеты и журналы, посвятившие свои статьи XXV Передвижной выставке, на которой были представлены волжский цикл, «Вечеринка»
и другие произведения Маковского, уделили этой картине особенное внимание.
Реакционный журнал «Русский вестник» определял действующих лиц картины как «кучку людей, отрицающих существующие порядки», а всю сцену — как «уголок российского затмения». Молодая девушка якобы «имеет вид особы, пламенно декламирующей какое-нибудь трескучее и запретное социалистическое стихотворение». Страстность, с какой обрушивается журнал на изображенных лиц, говорит о том, что картина задела за живое, что в ней показано не прошлое, а современность.
Как и на эскизе 1875 года изображена не обычная вечеринка; люди собрались для обсуждения важных вопросов, в решении которых столкнулись взгляды и интересы представителей трех поколений русской интеллигенции. Речь девушки, выступающей посреди комнаты, повидимому, не только смела, но и «опасна», — это чувствуется по тому впечатлению, какое она производит на окружающих.
В своей книге «Памятные встречи» А. Алтаев видит в девушке революционерку Софью Перовскую.
Возможно, что образ Софьи Перовской, олицетворяющей собой пылкого, самоотверженного борца за дело свободы, действительно вдохновил Маковского, однако только в этом, общем смысле можно говорить о сходстве героини картины «ВечеринкаВечеринка. 1875-. 1897Холст, масло, 108,5 x 144Государственная Третьяковская галерея» с Софьей Перовской. Художник изобразил современную ему курсистку, искренне восхищаясь пылкостью ее натуры. Возбужденное, юное лицо ее дышит энергией и решимостью. Оно ярче других лиц освещено мягким красноватым светом, падающим от керосиновой лампы, висящей под потолком. Светом выделены и другие главные персонажи и, прежде всего, горячо отзывающаяся на слова девушки группа студентов. Художник сумел показать, что это не просто группа студентов, а молодые люди, объединенные одними общественными идеалами. В этом отношении очень характерна выразительная фигура сидящего за столом студента-медика, слушателя Военно-медицинской академии. На его умном, нервном лице отражены следы упорной работы мысли. Выразительны превосходно написанные руки, выдающие его внутреннее волнение.
Маковский ярко показал, что между собравшимися происходит спор, что он длится давно, много часов. Люди не прикоснулись к чаю, пол усыпан окурками. Напротив девушки стоит студент, всем своим видом показывающий, что он не разделяет ее взглядов. С ней не согласны и некоторые другие участники «вечеринки». В глубоком раздумье старик в красной рубахе, в котором современники видели писателя Иеронима Ясинского, мужчина средних лет, сидящий слева за отдельным столиком. Сдержанна и пожилая женщина в пенсне, внимательно и несколько настороженно следящая за выступающей девушкой.
Было бы неверным признавать основной задачей художника противопоставление людей разных поколений. Проблема «отцов и детей», безусловно, затронута в картине, но главное в ней — бьющая ключом жизнь передовой русской интеллигенции. Художник полон веры в ее не сломленные реакцией духовные силы. Если сравнить образы русской девушки в картинах Маковского «ВечеринкаВечеринка. 1875-. 1897Холст, масло, 108,5 x 144Государственная Третьяковская галерея» и «Учительница» (1896) с образом девушки в картине «Житейская прозаЖитейская проза. 1892-. 1893Холст, масло., 68 x 73Государственная Третьяковская галерея» (1893), то перед нами раскроются две грани в русской действительности начала и конца 90-х годов. На картине Бакшеева — драма повседневности, та «серая канитель», которую так проникновенно показал в своих рассказах Чехов. Героиня Бакшеева внутренне протестует и не желает мириться с окружающей ее прозой мещанства, но ей трудно вырваться из этой среды, порвать с ней, начать новую жизнь.
Работая над своими картинами в конце 90-х годов, Маковский раскрыл другие черты в облике современной ему русской интеллигенции, твердой духом, способной к борьбе, живущей общественными интересами. В таком понимании действительности чувствуется дыхание новой эпохи возрастающего общественного подъема в России.
Тематика произведений Маковского приобретала все большую социально-политическую остроту. Его картина «На Ваганьковском кладбище. Похороны жертв Ходынки» (1896—1901 гг., Музей Революции в Ленинграде) если и не затрагивала непосредственно тему революционной борьбы, то косвенно способствовала пробуждению протеста против самодержавия.
Художник был потрясен страшной катастрофой на Ходынке 18 мая 1896 года во время народного гулянья по случаю коронации Николая II. Он был очевидцем катастрофы и не мог не запечатлеть виденного. «Я не сгущал красок действительности, — говорил Маковский. — Я и не написал бы картины, если бы не имел непосредственных наблюдений, я должен был рисовать для коронационного альбома как вообще толпу, так и отдельные группы ходынских торжеств. Увы, катастрофа лишила меня этого материала, навеяв совсем другое... Я не считал бы себя художником, если бы не воплотил в образах глубоко поразивших меня впечатлений».
Маковский сделал множество карандашных зарисовок с натуры. Действие происходит на близлежащем к Ходынке Ваганьковском кладбище, куда на другой день после катастрофы свозили тела погибших. Страшные по своему драматизму сцены художник зафиксировал в двух альбомах (Гос. Русский музей).
На эскизе маслом (Краснопресненский филиал Гос. музея Революции СССР) и на самой картине изображено Ваганьковское кладбище с рядами гробов и свежими могилами. Холодное ветреное утро, деревья почти голы, серые облака низко бегут, закрывая собой розовеющее у горизонта небо. Все широкое пространство у свежих могил заполнено людьми. У закрытого гроба в оцепенении сидит на земле жена рабочего, оставшаяся с тремя детьми. Над гробом склонились плачущие старики — родители погибшего. Но особенно художником выделены идущие прямо на зрителя двое пожилых людей-г-муж и жена. Они в ужасе приближаются к трупам на земле, страшась среди них увидеть близкого им человека — сына или дочь.
Картина производила сильное впечатление на современников. К. А. Савицкий писал в 1902 году Стасову: «Вы пожалуй, не знаете, что В. Е. Маковский написал картину (которой по независящим от него обстоятельствам на выставке нет), картину «не наши ли??». Это вещь такая, какой он не писал в самую лучшую пору своей художественной деятельности»2. Картина не была допущена на Передвижную выставку. «Через долгий промежуток времени, — вспоминает художник Я. Д. Минченков, — картину пробовали поставить в Москве. Сперва ее разрешили, но перед самым открытием выставки приехал полицмейстер и запретил картину. Даже название ее вырезали из каталога. Полицмейстер заявил от имени генерал-губернатора: «Картине еще не время, она является солью, посыпанной на свежую рану».
В 1910 году картина была выставлена на Всемирной выставке в Лондоне и предназначалась для экспонирования в Риме. Однако русский посол в Италии воспротивился ее включению в русский отдел Всемирной выставки.
Картина волновала не только людей, пострадавших от катастрофы, но и будила общественное сознание. Этим объясняется боязнь официальных кругов демонстрировать ее на выставках.
Маковский чувствовал ход надвигающихся событий и нарастание революционной борьбы в стране. Об этом свидетельствует небольшая его картина «Допрос революционерки», написанная в 1904 году (Гос. музей Революции СССР). Художник резко противопоставил полную веры в правоту своего дела молодую женщину в арестантском халате двум царским чиновникам, производящим допрос. Фигуры чиновников лучше удались Маковскому; в образе же революционерки есть доля внешней героизации. Картина писалась в период бурного нарастания революционного движения. Выбрав положительного героя в среде интеллигенции, Маковский не выходит еще за рамки установившейся в его творчестве традиции.
В следующей своей картине Маковский делает принципиально новый шаг в решении революционной темы, сосредоточивая внимание уже на народной массе. Речь идет о его большом полотне «9 Января 1905 года на Васильевском острове9 Января 1905 года на Васильевском острове. 1905Холст, маслоЦентральный музей революции Москва». Художник был потрясен расстрелом безоружной толпы, идущей к царю искать «правды» и защиты. Являясь очевидцем «кровавого воскресенья», он задумал картину, в которой хотел воссоздать трагическое событие.
В письме к И. Е. Цветкову 20 декабря 1905 года Маковский сообщал: «...работаю над собою много и заставляю себя не покидать искусство и усиленно разрабатываю многие новые интересные сюжеты, которые меня всецело захватили».
В беглых карандашных набросках, находящихся в том же альбоме, где были сделаны эскизы для «Допроса революционерки» (Гос. Русский музей), Маковский намечает общую композицию, давая почувствовать движение большой толпы, идущей прямо на зрителя. Работа увлекла художника. Он пишет эскиз гуашью, затем эскиз маслом, уже более близкий к картине. В этом же, 1905 году Маковский начал писать большие этюды в натуру для отдельных персонажей. Этюды эти интересны как по образной характеристике, так и по живописному мастерству, значительно превосходя в этом отношении картину.
На эскизах, как и на картине, запечатлена та страшная народная трагедия, которая совершилась 9 января на Васильевском острове в Петербурге. Художником запечатлен момент, когда по безоружной толпе был дан орудийный залп. На земле лежат первые жертвы. Пятна алой крови ярко выступают на снегу, покрывшем улицу. Лишь небольшая группа людей в смятении повернула назад, но широкая волна народного потока упорно движется вперед. Среди толпы — женщины, дети, старики.
Как и в картине «На Ваганьковском кладбище», Маковский и здесь поставил перед собою остро психологическую задачу, желая показать не только кровавую расправу, но и те чувства, которыми был охвачен народ в страшный момент предательства.
На лицах виден ужас, растерянность, замешательство, изумление. Некоторые люди не понимают, не осознают еще трагизма всего происшедшего.
Начиная с альбомного эскиза, исполненного карандашом (Гос. Русский музей), и кончая самой картиной, на первом плане Маковским особенно выделена фигура человека, судорожным движением раздирающего ворот рубашки и подставляющего грудь под пули. В широко раскрытых горящих глазах его светится ужас перед всем случившимся, готовность пасть жертвой за народ, бессмысленную гибель которого он осуждает. Позади него — студент, обратившийся с энергичным осуждающим жестом к толпе, как бы разоблачает истинную сущность происходящего. Одна из женщин, охваченная ужасом, упала на колени, крепко прижимая к себе ребенка, другая, защищая маленького сына, закрывает рукою его голову. В ее глазах испуг и немой вопрос.
Но среди толпы есть и другие образы — это сурового вида рабочие, идущие молча, напряженно глядя вперед. На их лицах не только испуг, но и несломленная решимость. Благодаря им создается впечатление, что, несмотря на охвативший толпу ужас, она не повернет назад, а монолитным потоком с красными флагами неуклонно пойдет вперед. В первоначальных эскизах художник не отметил еще нарождающегося идейного перелома, который был вызван предательским орудийным залпом. В процессе работы над картиной Маковский глубже стал проникать в истинный смысл события. Психология толпы, перерождение ее политического сознания с замечательной глубиной и проникновенностью были раскрыты Горьким.в его рассказе «9 января», написанном под свежим впечатлением увиденного.
«Паники», — пишет Горький, — того состояния черного ужаса, который вдруг охватывает людей, сметает тела, как ветер сухие листья в кучу и слепо тащит, гонит всех куда-то в диком вихре стремления спрятаться,— этого не было. Был ужас, жгучий, как промерзшее железо, он леденил сердце, стискивал тело и заставлял смотреть широко открытыми глазами на кровь, поглощающую снег, на окровавленные лица, руки, одежды, на трупы, страшно спокойные в тревожной суете живых. Было едкое возмущение, тоскливо-бессильная злоба, много растерянности и много страшно неподвижных глаз, угрюмо нахмуренных бровей, крепко сжатых кулаков, судорожных жестов и резких слов... Толпа медленно и неуклонно изменялась, перерождаясь в народ...».
Наличие в картине Маковского момента дифференциации толпы было отмечено в советской печати еще в 30-х годах. В статье, посвященной 30-й годовщине «Кровавого воскресенья», историк Н. М. Дружинин писал: «Художник сумел подчеркнуть взвивающиеся красные флаги. Но главное (в картине) — тот глубочайший внутренний кризис, который отражается на" лицах передовых участников шествия. Это страстная, мольба и в то же время зарождающийся, хотя еще пассивный протест».
Картина «9-е января на Васильевском острове» уступает по своим живописным качествам лучшим произведениям Маковского 80-х годов, но она интересна тем, что по-новому характеризует художника, определяя новую трактовку революционной темы как революционную борьбу самих народных масс.
Впервые в своей жизни Маковский создал такую огромную композицию, охватывающую широкое пространство, запруженное народом. Художник понял происходящее не камерно, не через призму частного эпизода, личной или семейной драмы, а широко, как событие большого трагического плана. В этом — основная ценность картины Маковского.
Маковский не сумел отразить в своем творчестве дальнейшего развития революционной борьбы и ведущей роли в ней пролетариата — в этом
его ограниченность, но он открыто заявил о своем сочувствии поднявшемуся угнетенному народу, выразив протест против жестокой расправы с ним. Работа над картиной приобщила Маковского к ряду передовых русских художников — , , С. Иванову, Касаткину, откликнувшихся своим творчеством на революционную борьбу народа.
До Великой Октябрьской социалистической революции картина не могла появиться на выставке. Она стала впервые доступна широкому зрителю на «Выставке группы передвижников», открывшейся в 1922 году.
Картина «9 Января 1905 года на Васильевском острове9 Января 1905 года на Васильевском острове. 1905Холст, маслоЦентральный музей революции Москва», органически связанная со всем творчеством В. Маковского, является завершением его неоднократных попыток откликнуться на политическую жизнь, на революционно-освободительную борьбу против самодержавия.
Великую Октябрьскую социалистическую революцию Маковский встретил уже человеком преклонных лет, но и теперь он пытался отозваться на явления современности. За несколько месяцев до смерти им был написан эскиз гуашью, имевший авторскую надпись: «Большевики. Сторожевой пост. Декабрь 1919 год» (Гос. Третьяковская галерея).