Данциг Май Вольфович [1930]

  • Страница №1
    • Страницы:
    • 1
    • 2

Ритм души. Заметки о творчестве Мая Вольфовича Данцига. 2014. Автор: Мельник Кирилл Владимирович

Творчество Мая Вольфовича Данциг Данциг Май Вольфович Данциг Май Вольфович [1930] Советский и белорусский художник. Живописец. Заслуженный деятель искусств Белорусской ССР, лауреаи премии Ленинского комсомола Белорусской ССР, доцент. Народный художник Беларуси. Профессор Белорусской Академии Художеств....а — веха в отечественном искусстве. Он, без сомнения, принадлежит к созвездию белорусских художников первой величины. В своих картинах художник предстает думающим, остро чувствующим пульс эпохи творцом, жизнь которого неотделима от истории и жизни родной страны.

 

Художественная личность — всегда явление в искусстве. Без мировоззрения нет личности художника», — сказал Май Данциг Данциг Май Вольфович Данциг Май Вольфович [1930] Советский и белорусский художник. Живописец. Заслуженный деятель искусств Белорусской ССР, лауреаи премии Ленинского комсомола Белорусской ССР, доцент. Народный художник Беларуси. Профессор Белорусской Академии Художеств.... в 1970-е годы [1, с. 27]. Эти слова он сполна подтвердил своим творчеством. Тематика работ мастера охватывает важнейшие события истории страны. Данциг Данциг Май Вольфович Данциг Май Вольфович [1930] Советский и белорусский художник. Живописец. Заслуженный деятель искусств Белорусской ССР, лауреаи премии Ленинского комсомола Белорусской ССР, доцент. Народный художник Беларуси. Профессор Белорусской Академии Художеств.... является одним из зачинателей так называемого «сурового стиля» — формы искусства, возникшей в начале 1960-х годов. Он и после распада СССР продолжает работать в том же ключе. Зритель не найдет в его работах религиозных или мистических мотивов. И в жизни, и в творчестве Данциг Данциг Май Вольфович Данциг Май Вольфович [1930] Советский и белорусский художник. Живописец. Заслуженный деятель искусств Белорусской ССР, лауреаи премии Ленинского комсомола Белорусской ССР, доцент. Народный художник Беларуси. Профессор Белорусской Академии Художеств.... предстает как последовательный реалист, твердо стоящий на своих мировоззренческих позициях. Художник считает себя атеистом. Ему импонирует материалистический взгляд на историю, культуру и развитие общества.

— Советский Союз — это великая держава, которая мне, как и миллионам граждан, дала возможность получить бесплатное высшее образование, открыла двери в творчество, создала достойные условия жизни и труда, — говорит он. — Величайшая заслуга СССР — это победа над немецким фашизмом.

Будущий народный художник Беларуси родился в Минске в 1930 году в простой семье. Его отец, преподаватель физкультуры, сам немного рисовал и когда-то посещал художественную студию известного белорусского живописца и педагога Я. Кругера (1869-1940). Отец хотел, чтобы сын владел творческой профессией. Мало кому известно, что Май Данциг Данциг Май Вольфович Данциг Май Вольфович [1930] Советский и белорусский художник. Живописец. Заслуженный деятель искусств Белорусской ССР, лауреаи премии Ленинского комсомола Белорусской ССР, доцент. Народный художник Беларуси. Профессор Белорусской Академии Художеств.... три года учился в минской музыкальной школе и выступал на ученических концертах, исполняя на «бис» произведения для скрипки. Поворотным событием в жизни Данциг Данциг Май Вольфович Данциг Май Вольфович [1930] Советский и белорусский художник. Живописец. Заслуженный деятель искусств Белорусской ССР, лауреаи премии Ленинского комсомола Белорусской ССР, доцент. Народный художник Беларуси. Профессор Белорусской Академии Художеств....а явилась Великая Отечественная война. Отцу удалось вывезти семью из Минска буквально накануне захвата города немцами. По воспоминаниям Мая Вольфовича, это произошло 27 июня 1941 года. Их семья пришла на железнодорожную станцию Минск-Товарный неподалеку от нынешнего Белорусского государственного университета культуры и искусств. Поезда ушли, надеяться было не на что. Вдруг показался состав. Чтобы его задержать, люди стали ложиться на рельсы. Паровоз остановился, но вагоны оказались забиты ранеными солдатами и эвакуированными железнодорожниками. Никого в них не пускали. Тут раздался крик: «Данциг Данциг Май Вольфович Данциг Май Вольфович [1930] Советский и белорусский художник. Живописец. Заслуженный деятель искусств Белорусской ССР, лауреаи премии Ленинского комсомола Белорусской ССР, доцент. Народный художник Беларуси. Профессор Белорусской Академии Художеств....!» Отца Мая Вольфовича узнал его ученик, он и помог семье втиснуться в вагон, после чего фазу же захлопнул дверь. Ехали ночами, днем поезд из-за налетов фашистской авиации простаивал в лесах. Семья поселилась в Ульяновске: мать работала на швейной фабрике, отец служил в милиции. Еды не хватало. Бывая на рынке, будущий художник брал у торговок горстку семечек — «на пробу», тем частенько и питался. Данциг Данциг Май Вольфович Данциг Май Вольфович [1930] Советский и белорусский художник. Живописец. Заслуженный деятель искусств Белорусской ССР, лауреаи премии Ленинского комсомола Белорусской ССР, доцент. Народный художник Беларуси. Профессор Белорусской Академии Художеств.... хорошо помнит свой первый заработок. Директор ларька, где продавался хлеб по карточкам, попросила мальчика сделать табличку «Ларек № 3». Работа понравилась, и она дала исполнителю целую буханку хлеба. Это, считает художник, и был его первый гонорар. Потом Май сделал стенгазету, за которую пошили платье для его сестры. За работу над транспарантами с праздничными лозунгами Данциг Данциг Май Вольфович Данциг Май Вольфович [1930] Советский и белорусский художник. Живописец. Заслуженный деятель искусств Белорусской ССР, лауреаи премии Ленинского комсомола Белорусской ССР, доцент. Народный художник Беларуси. Профессор Белорусской Академии Художеств.... получил костюм. К моменту возвращения в Минску Мая сложилось ясное желание стать художником: к скрипке возвращаться было поздно — он не брал ее в руки четыре года.

В 1947 году Мая Данциг Данциг Май Вольфович Данциг Май Вольфович [1930] Советский и белорусский художник. Живописец. Заслуженный деятель искусств Белорусской ССР, лауреаи премии Ленинского комсомола Белорусской ССР, доцент. Народный художник Беларуси. Профессор Белорусской Академии Художеств....а зачислили в первый набор Минского художественного училища. По завершении учебы он поступил в Московский художественный институт имени Сурикова, который окончил в 1958 году. В московском вузе подающий надежды студент получил прекрасную профессиональную подготовку у опытных педагогов Ф. Решетникова, М. Курилки, П. Покаржевского. В. Цыплакова. Дипломная работа М. Данциг Данциг Май Вольфович Данциг Май Вольфович [1930] Советский и белорусский художник. Живописец. Заслуженный деятель искусств Белорусской ССР, лауреаи премии Ленинского комсомола Белорусской ССР, доцент. Народный художник Беларуси. Профессор Белорусской Академии Художеств....а «Навстречу жизни» получила отличную оценку и множество положительных отзывов. В последующем она перешла в собственность Национального художественного музея Республики Беларусь. Стоит заметить, что примерно в те же годы в суриковском институте проходили обучение такие белорусские художники, как И. Стасевич и М. Савицкий, ставшие, как и М. Данциг Данциг Май Вольфович Данциг Май Вольфович [1930] Советский и белорусский художник. Живописец. Заслуженный деятель искусств Белорусской ССР, лауреаи премии Ленинского комсомола Белорусской ССР, доцент. Народный художник Беларуси. Профессор Белорусской Академии Художеств...., гордостью нашей национальной живописи.

Из своих белорусских учителей Май Вольфович в первую очередь называет имя народного художника Беларуси В. Цвирко, с которым его связывала многолетняя дружба еще со времен художественного училища. Есть что-то общее и в творческой манере этих мастеров: та же динамика точных мазков и та же пастозность письма (неровное нанесение на грунт густой пасты-краски, которое придает поверхности полотна рельефность). Именно Цвирко после возвращения Данциг Данциг Май Вольфович Данциг Май Вольфович [1930] Советский и белорусский художник. Живописец. Заслуженный деятель искусств Белорусской ССР, лауреаи премии Ленинского комсомола Белорусской ССР, доцент. Народный художник Беларуси. Профессор Белорусской Академии Художеств....а из Москвы пригласил его на преподавательскую работу в Минский театрально-художественный институт (ныне — Белорусская государственная академия искусств), ректором которого был. Открытие в 1958 году этого вуза стало замечательным явлением в художественной жизни Беларуси. Долгое время здесь работали ведущие белорусские художники И. Ахрем-чик, Н. Воронов, X. Лифшиц, Б. Аракчеев, А. Мозолев, Л. Лейтман и др.

Обучению студентов изобразительному искусству Май Вольфович отдал 53 года. С 1958 по 1980 год — старший преподаватель, доцент, с 1980-го — профессор. В 2001-2011 годах заведовал кафедрой станковой живописи. Своими учениками Данциг Данциг Май Вольфович Данциг Май Вольфович [1930] Советский и белорусский художник. Живописец. Заслуженный деятель искусств Белорусской ССР, лауреаи премии Ленинского комсомола Белорусской ССР, доцент. Народный художник Беларуси. Профессор Белорусской Академии Художеств.... считает известных белорусских художников В. Сумарева, Н. Казакевича, И. Гринберга, В. Ткачева, А. Вырво и многих других.

Май Данциг Данциг Май Вольфович Данциг Май Вольфович [1930] Советский и белорусский художник. Живописец. Заслуженный деятель искусств Белорусской ССР, лауреаи премии Ленинского комсомола Белорусской ССР, доцент. Народный художник Беларуси. Профессор Белорусской Академии Художеств.... вошел в белорусское советское искусство и приобрел известность в конце 1960-х. Эти годы в истории отечественной культуры занимают особое место — происходил процесс открытий и нововведений как в плане стилистики, так и в смысле произведения. Творческий поиск в то время в равной мере был характерным и для деятелей искусства национальных республик СССР. В числе ярких явлений 1960-х в области живописи стал уже упоминавшийся «суровый стиль». Его последователи стремились к предельной правдивости в изображении действительности. Для их произведений характерны бескомпромиссность, нелицеприятность, подчеркнутый драматизм. Не будет преувеличением сказать, что в Беларуси признанным классиком этого направления является М. Данциг Данциг Май Вольфович Данциг Май Вольфович [1930] Советский и белорусский художник. Живописец. Заслуженный деятель искусств Белорусской ССР, лауреаи премии Ленинского комсомола Белорусской ССР, доцент. Народный художник Беларуси. Профессор Белорусской Академии Художеств.....

— Мой «суровый стиль», — вспоминает Май Вольфович, — был оппозицией офи
циальному соцреализму. Я избегал писать вождей, пропагандистские и политические картины и стремился изображать жизнь такой, какая она есть, без приукрашивания, лакировки и так называемого «гламура».
Старался писать, говоря словами Маяковского, «весомо, грубо, зримо».

Май Вольфович отмечает, что при рассмотрении его художественного наследия удобнее производить систематизацию не по этапам творческого пути, а по тематике произведений. По его мнению, с наступлением творческой зрелости его художественная манера изменялась незначительно, и всю жизнь он разрабатывал излюбленные темы: труд, партизанская борьба, городской пейзаж, портрет современника, быт и природа.

— Начало моей творческой биографии, — рассказывает Май Вольфович, — связано с поездкой в 1960 году на Старобинщину (ныне Солигорский район), где в то время начиналась разработка одного из крупнейших в мире месторождений калийных и каменной соли, шло строительство шахтерского города Солигорска и калийного комбината. В 1961 году я осуществил аналогичную творческую поездку в шахтерский город Рудный в Казахстане. Поездки, конечно, были сопряжены с тяготами, но зато появлялись произведения искусства, основанные на непосредственном наблюдении и живом общении с людьми.

Действительно, в 1960-е годы Данциг Данциг Май Вольфович Данциг Май Вольфович [1930] Советский и белорусский художник. Живописец. Заслуженный деятель искусств Белорусской ССР, лауреаи премии Ленинского комсомола Белорусской ССР, доцент. Народный художник Беларуси. Профессор Белорусской Академии Художеств.... создает много выдающихся произведений на темы труда и быта. Можно сказать, у него не было периода, который обозначается словами «молодой художник»: с первых картин он показал себя зрелым мастером.

Результатом его поездки на Старобинщину стала хорошо известная работа «Гудит земля СолигорскаяДанциг М. В. Гудит земля Солигорская! Вечерняя сменаГудит земля Солигорская! Вечерняя смена. 1960Холст, масло, 179,5 х 140Национальный художественный музей Республики Беларусь» (1960). Художник увидел красоту в индустриальном пейзаже. Картина имеет строго выверенную архитектонику. Больше половины полотна снизу занимает написанная энергичными мазками сырая дорога, по которой проехал грузовик. Смысловой центр полотна — три шахтера, по-хозяйски уверенно шагающие в сторону зрителя. На втором плане возвышаются три копра, показывающие масштабы развернувшегося строительства. Название полотна соответствует значимости изображенного: солигорская земля, которая миллионы лет хранила свои богатства, теперь открывает их людям. В 1960 году добыча калийных солей, имеющая огромное значение для экономики, только-только разворачивалась. Художник сумел отобразить то время в высокохудожественном произведении.

В 1962 году Май Вольфович пишет картину «НовоселыДанциг М. В. НовоселыНовоселы. 1962Холст, масло, 200 х 200Национальный художественный музей Республики Беларусь», в которой распространенная жанровая тема решена необычно. В новой, еще пустой квартире прямо на полу сидит молодая супружеская пара, которая, кажется, погрузилась в отрадные размышления о будущей жизни. В этой картине роль пространства комнаты столь же выразительна, как и присутствие в ней главных героев. Ничем не заставленное помещение вызывает ассоциации с мечтой, которая уже начала осуществляться. Не случайно, что картина с таким сюжетом появилась во время ускоренной урбанизации и, соответственно, роста жилищного строительства в стране.

В 1960-е годы Данциг Данциг Май Вольфович Данциг Май Вольфович [1930] Советский и белорусский художник. Живописец. Заслуженный деятель искусств Белорусской ССР, лауреаи премии Ленинского комсомола Белорусской ССР, доцент. Народный художник Беларуси. Профессор Белорусской Академии Художеств.... создает ряд произведений на темы труда и быта: «В заводской столовойДанциг М. В. В рабочей столовойВ рабочей столовой. 1963Холст, масло, 200 х 500Национальный художественный музей Республики Беларусь», «Сталевар», «Доменная печь», «Оператор», триптих «На страже мираДанциг М. В. Мой МинскМой Минск. 1967Холст, масло, 100 х 124Частная коллекция» и др. Все эти работы — убедительные и правдивые рассказы об эпохе и ее людях. В них отразилась искренность автора, внимание к человеческим судьбам, а также характерная для того времени устремленность в будущее.

Спустя несколько десятилетий после Великой Отечественной войны в белорусском искусстве военную тему художники стали разрабатывать по-новому. Наряду с официально-оптимистическими картинами появляются произведения трагические, в которых отражена драма отдельного человека и всего народа. Май Вольфович тоже обращается к теме минувшей войны. В результате создаются такие масштабные многофигурные картины, как «Беларусь — Мать партизанскаяДанциг М. В. Беларусь — мать партизанскаяБеларусь — мать партизанская. 1967Холст, масло, 298 х 538,5Национальный художественный музей Республики Беларусь» (1967), «Партизанская свадьбаДанциг М. В. Партизанская свадьбаПартизанская свадьба. 1968Холст, масло, 297 х 552Национальный художественный музей Республики Беларусь» (1968), «Легенда БеларусиДанциг М. В. Легенда БелоруссииЛегенда Белоруссии. 1974Холст, масло» (1975). Позднее живописец создает полотно «И помнит мир спасенный...Данциг М. В. И помнит мир спасённыйИ помнит мир спасённый. 1985—1995Холст, масло, 350 x 700Арт-фонд семьи Филатовых (ART RUSSE)» (1985—1995).

Картина «Беларусь — мать партизанская» фазу была замечена и принесла Данциг Данциг Май Вольфович Данциг Май Вольфович [1930] Советский и белорусский художник. Живописец. Заслуженный деятель искусств Белорусской ССР, лауреаи премии Ленинского комсомола Белорусской ССР, доцент. Народный художник Беларуси. Профессор Белорусской Академии Художеств....у всесоюзную известность. Она вошла в учебники по истории советского искусства как классическое произведение живописи о Великой Отечественной войне. В большой картине размером 5 х 3 м отражена постигшая страну трагедия и одновременно воссозданы партизанские будни. Автором точно найден образ не покорившегося захватчикам белорусского народа. На переднем плане виден остов деревенской печи -все, что осталось от сожженного карателями крестьянского дома. Вокруг нее стоят в глубокой скорби жители деревни — старики, женщины с укутанными младенцами на руках, дети, подростки. В следующее мгновение они вместе с молодыми партизанами двинутся в лесной лагерь. Зритель видит прикрытый покрывалом, как большая ценность, пулемет, которым будет пополнен арсенал партизанского оружия. На заднем плане просматривается, как движется по заснеженным дорогам народ, вставший на защиту родной страны. Жанровое в своей конкретной повествовательное™ произведение Данциг Данциг Май Вольфович Данциг Май Вольфович [1930] Советский и белорусский художник. Живописец. Заслуженный деятель искусств Белорусской ССР, лауреаи премии Ленинского комсомола Белорусской ССР, доцент. Народный художник Беларуси. Профессор Белорусской Академии Художеств....а становится обобщенно-эпическим благодаря приемам монументальной живописи, употребляемым художником в станковом полотне [2, с. 405-406].

Идея «Партизанской балладыДанциг М. В. Партизанская балладаПартизанская баллада. 1969Холст, масло, 300 х 300Арт-фонд семьи Филатовых (ART RUSSE)», по словам Данциг Данциг Май Вольфович Данциг Май Вольфович [1930] Советский и белорусский художник. Живописец. Заслуженный деятель искусств Белорусской ССР, лауреаи премии Ленинского комсомола Белорусской ССР, доцент. Народный художник Беларуси. Профессор Белорусской Академии Художеств....а, родилась под влиянием картины Рубенса «Отцелюбие римлянки»,  которая хранится в Эрмитаже. Напомним, что в основе этого произведения лежит классический сюжет, изложенный в сочинении римского писателя I века н. э. Валерия Максима «О почтении к родителям». Согласно ему, некий старик Кимон был осужден на смерть и томился за решеткой в тюрьме. Так как его должны были казнить, тюремщики решили оставить несчастного без пропитания. Его дочери по имени Перо позволили навестить приговоренного. И дочь накормила отца грудью, спасая его от голода.

— Это ведь родная земля защищает своих сыновей-партизан и в тяжелую минуту кормит их материнским молоком, — объясняет художник аллегорию в своей картине. — Я долгое время держал «Балладу» в мастерской. Картину показали в Москве, в Центральном доме художника, на моей персональной выставке. И только после триумфа в столице картину увидели и минские зрители... [3].

Партизанка в белой национальной одежде с винтовкой за спиной, кормящая грудью раненого солдата, — своего рода аллегория Беларуси времен Великой Отечественной войны. Сюжет этот вряд ли мог иметь место в реальности. Группа, состоящая из тяжело раненного солдата, кормящей его женщины и встревоженной лошади, образуют подобие круга, вписанного в квадратный формат полотна и тем самым усиливающего ощущение единства изображенных фигур. Цветовая гамма с черными и красными оттенками и белым цветом одежды белоруски соответствуют замыслу картины.