Ильина Лидия Александровна [1915—1994]

  • Страница №1
    • Страницы:
    • 1
    • 2

Родоначальник кыргызской графики. 2012. Автор: Неизвестен

Ильина Лидия Александровна Ильина Лидия Александровна Ильина Лидия Александровна [1915—1994] Советский художник. График. Народный художник Киргизской ССР (1963), заслуженный деятель искусств Киргизской ССР, Лауреат Государственной премии СССР (1971) и премии Ленинского комсомола Республики. Член Союза художников СССР... – народный художник Кыргызской Республики, заслуженный деятель искусств Киргизской ССР, лауреат Государственной премии СССР и премии Ленинского комсомола республики,.

Л.А. Ильина находилась у истоков национального изобразительного искусства и признана родоначальницей кыргызской графики.

Родилась Лидия Александровна Ильина Ильина Лидия Александровна Ильина Лидия Александровна [1915—1994] Советский художник. График. Народный художник Киргизской ССР (1963), заслуженный деятель искусств Киргизской ССР, Лауреат Государственной премии СССР (1971) и премии Ленинского комсомола Республики. Член Союза художников СССР... 27 февраля 1915 года в городе Михайлове бывшей Рязанской губернии. Отец ее – Александр Федорович Ильин, школьный учитель, сам родился в крестьянской семье. Почти сразу после рождения дочери Лидии Александр Федорович был мобилизован в царскую армию – шла Первая мировая война. Мать Анна Семеновна Ильина в тяжелейшие, голодные военные годы одна воспитывала троих детей. 

Будущей художнице Лидии Ильиной было 7 лет, когда после возвращения из армии отца вся семья переехала в Рязань. Здесь отец получил место директора детского дома. Воспитанники детского дома любили Александра Федоровича. Еще бы, сам директор преподает ручной труд, учит воспитанников столярному искусству, выпиливанию, полировке, инструктированию и резьбе по дереву. Во всем этом действе участвовала и Лида, прилежно наблюдая и повторяя уроки отца. Возможно, именно тогда и пробудилась в будущей художнице любовь к дереву как к материалу, из которого умелые руки могут многое извлечь.

Александр Федорович любил рисовать и писать маслом и, наверное, привил и это увлечение своей дочери. Рисование занимало много места в ее детских развлечениях и в будущем.

Здесь же, в Рязани, Лидия Ильина Ильина Лидия Александровна Ильина Лидия Александровна [1915—1994] Советский художник. График. Народный художник Киргизской ССР (1963), заслуженный деятель искусств Киргизской ССР, Лауреат Государственной премии СССР (1971) и премии Ленинского комсомола Республики. Член Союза художников СССР... стала учиться рисованию у школьного учителя Александра Александровича Киселева-Камского. Художник-профессионал со вниманием и любовью относился к прилежной, увлекающейся и талантливой ученице. В шестом классе она рисовала с натуры, любила делать портреты подруг и вообще много и увлеченно рисовала.

После окончания седьмого класса школы Лидия Ильина Ильина Лидия Александровна Ильина Лидия Александровна [1915—1994] Советский художник. График. Народный художник Киргизской ССР (1963), заслуженный деятель искусств Киргизской ССР, Лауреат Государственной премии СССР (1971) и премии Ленинского комсомола Республики. Член Союза художников СССР... поступила в Рязанский художественно-педагогический техникум, который успешно окончила в 1933 году, защитив дипломную работу – живописное панно «На страже».

А дальше… упорная учеба в Московском полиграфическом институте на факультете графики, где на первых курсах преподавали известные в то время гравер П.Я. Павлинов и живописец К.Н. Истомин.

Лидия Александровна всегда с любовью и благодарностью вспоминала своих учителей: Павла Яковлевича Павлинова, почти фанатично влюбленного в свое дело, человека широкой культуры и энциклопедических знаний, что тянуло к нему студентов. Строгого и сурового в обращении со студентами, но отдающего им всю свою жизнь, Константина Николаевича Истомина. Горячей и живой заинтересованностью ко всему он прививал ученикам любовь к работе, особенно над историческим материалом. Вместе с этими педагогами ученики часто бывали в музеях, изучая русское и мировое искусство, ездили на экскурсии, работали на пленэре, устраивали диспуты и дискуссии о проблемах творческого отношения к действительности.

Знакомство с графическими техниками – гравюрой на дереве и металле – началось на втором курсе института. С первой ксилографией Лидия Ильина справиться не смогла. Согласно заданию, на доске с натуры следовало вырезать серую цаплю. Лидия долго старалась лаконичными черно-белыми штрихами передать серое оперение птицы, но неудовлетворенная этим способом, она, наконец, штихелем вынула все, что вырезала, и оставила лишь черный контур.

Первая неудача заставила ее задуматься серьезно о деревянной гравюре, о способах передачи жизненного многообразия форм и цвета в этом виде искусства. И Лидия Ильина перешла на отделение ксилографии, которым руководил в институте один из крупнейших мастеров гравюры – Владимир Андреевич Фаворский. Училась у В.А. Фаворского она недолго, поскольку его отделение вскоре закрыли по соображениям идеологической целесообразности.

Дело в том, что в этот период, по формуле одного из историков, от всякого искусства стали требовать «безоговорочного восхваления существующего строя, его вождей и политустановок данного момента, выражаемого в повествовательных формах XIX века».

В.А. Фаворскому было позволено остаться в искусстве. Но его неустанная проповедь внутренних законов искусства, требование от произведения не сюжетного фактоподобия, а органической художественной ценности – все больше стали расходиться с господствующими взглядами на задачи изобразительного искусства, вызывали у «профессионалов от власти» непонимание, недоумение и не могли, разумеется, не подвергнуться публичным гонениям. С середины тридцатых до середины пятидесятых годов, когда художественная критика программно переводится в идеологическую сферу, – в этот период жизни В.А. Фаворский подвергается травле как «формалист», а его творчество практикуется как «окрашенное мозговым флером, мозговой вуалью». Некоторые графики даже потребовали «освобождения молодежи от Фаворского».

Сегодня «большинство мемуаров как бы сглажены дымкой воспоминаний и рисуют подчас почти благостный образ старого мастера, исполненного непротивления и готового любому читать лекции о композиции и пространстве. И это было. Но главное в Фаворском было то, что он несгибаемо отстаивал подлинное искусство, несмотря на все хитросплетения политики, боролся за художественную правду, против натурализма, приблизительности, против творческой пассивности и безответственности, причем борьба эта протекала не только в собственной мастерской художника, но и на трибуне – в дискуссиях, обсуждениях, выступлениях. Поэтому-то Фаворский и был одной из центральных фигур в советском искусстве» (1). Так считали и ученики В.А. Фаворского, и они последовательно «пронесли» наставления мастера через всю свою творческую жизнь. К таким последователям идейно относилась Л.А. Ильина.

После закрытия отделения ксилографии, руководимого В.А. Фаворским Фаворский Владимир Андреевич Фаворский Владимир Андреевич [1886—1964] Советский художник, график, мастер книжной графики, родоночальник русской ксилографии. Педагог...., Лидии Ильиной пришлось выполнять свою дипломную работу в технике литографии – иллюстрации к роману Л. Фейхтвангера «Еврей Зюсс» – под руководством другого замечательного художника и педагога Михаила Семеновича Родионова. М.С. Родионов был автором многих известных иллюстраций и станковых графических произведений, которые стали свидетельством полной победы реализма в советской графике. Внешне спокойный, медлительный, но внутренне горящий, живущий большой, напряженной духовной жизнью, Михаил Семенович не уставал пробуждать в своих учениках интерес к внутренней жизни человека, к передаче его глубоких психологических черт характера в произведениях искусства.

Бескомпромиссное понимание искусства как акта созидания, глубокая ясность взгляда на мир, поиски им законов художественной правды объединяют мастеров различных эпох, придавая их творчеству волнующий нравственный оттенок. Эти ипостаси объединяли и современников, двух замечательных мастеров-педагогов Лидии Александровны Ильиной и наложили «нравственный оттенок» на ее творческий путь.

Ученик В.А. Фаворского, народный художник Кыргызстана Андрей Николаевич Михалев, в 1977 году в г. Фрунзе издает книгу «Фаворский в Киргизии». В ней среди рисунков Владимира Андреевича, выполненных им во время путешествия по республике в 1946 году, – портрет Лидии Александровны Ильиной, который еще раз подтверждает концепцию мастера, выраженную в лекции «О рисунке. О композиции», прочитанной в г. Фрунзе в 1946 году: «Белый лист в ваших руках – это масса белого цвета, из которой вы лепите рисунок. Очень важно в рисунке возбудить это чувство массы белого на бумаге, чтобы ваш первый контур, первый штрих поднимал это белое, делал его массивным, чтобы вы могли в этой массе увидеть ту форму, которую вы хотели изобразить» (2).

В грациозной фигуре, в красивых, но крепких и крупных руках, в гордом легком повороте головы с копной роскошных волос, в трогательно легком платьице просматривается образ мастера графики, отразившего потом целую эпоху киргизского изобразительного искусства. Весь облик Лидии Александровны Ильиной как бы «выходит» из белого листа.

Позднее наибольшую известность творчеству Л.А. Ильиной принесла серия «Слово о киргизской женщине», где она, сама зрелый мастер графики, создала образы таких же сильных, полных мужественной поэзии женщин-матерей, женщин-тружениц, женщин-общественных деятелей и борцов за мир – образ, созданный в портрете Лидии Ильиной ее учителем В.А. Фаворским в том далеком послевоенном году.

Обратил внимание художник на своеобразие гор в разных районах Киргизии: около Кочкорки горы плавными, мягкими очертаниями разительно отличались от резких контуров скалистых вершин Арпы. И в этом плане еще молодая женщина, но уже зрелый мастер Л.А. Ильина получила дополнительный импульс от своего учителя к созданию своей серии «Родные края», осуществленной через десять лет (1957 г.) после новых уроков В.А. Фаворского, данных им на примере киргизской природы.

Особое впечатление оставило путешествие с В.А. Фаворским по Таласу, где, согласно эпосу, находился стан Каныкей, супруги Манаса. Здесь В.А. Фаворским было выполнено 30 пейзажных и портретных зарисовок. В путешествии по Таласу вместе с С.А. Чуйковым, Г. Айтиевым, В.С. Тюриным, А. Игнатьевым, Н.М. Михалевым и другими участвовала Лидия Александровна Ильина. И здесь, наверное, немало женских образов «собрала» она для своей будущей серии «Слово о киргизской женщине», создаваемой ею почти все послевоенное десятилетие (1958 г.). Но самые известные свои произведения-серии Л.А. Ильина создала почти через двадцать лет после приезда в нашу республику.

А в Кыргызстан Л.А. Ильина Ильина Лидия Александровна Ильина Лидия Александровна [1915—1994] Советский художник. График. Народный художник Киргизской ССР (1963), заслуженный деятель искусств Киргизской ССР, Лауреат Государственной премии СССР (1971) и премии Ленинского комсомола Республики. Член Союза художников СССР... приехала после окончания Московского полиграфического института в ноябре 1939 года с дипломом с отличием и с направлением Комитета по делам искусств для работы в качестве педагога в только что открывшемся Киргизском художественном училище.

Приезд Л.А. Ильиной в Кыргызстан совпал с годом первой декады киргизского искусства в Москве. Вместе с достижениями музыкального, театрального творчества московская общественность познакомилась с творчеством кыргызских художников С. Чуйкова, Г. Айтиева, И. Гальченко, И. Игнатьева, С. Акылбекова и многих других представителей формирующейся национальной школы художественного искусства.

В первые же дни Великой Отечественной войны многие художники ушли на фронт, где с боевым оружием и «боевым карандашом» в руках защищали Родину. Оставшиеся в тылу поставили свое искусство на службу задачам военного времени. Вместе со своим супругом графиком А.Н. Михалевым, с художниками С. Акылбековым, И. Белевичем, А. Сгибневым, мастером плаката А. Игнатьевым Лидия Александровна стала активно работать в «Окнах КирТАГа», которые, как и «Окна ТАСС» в Москве и «Боевой карандаш» в Ленинграде, объединяли работающих в тылу художников в боевые агитколлективы. Она выполнила более 30 оригиналов агитокон.

В плакате Л.А. Ильиной о строительстве БЧК – «Окно КирТАГ № 13» – образный строй листа подчинен теме прославления трудового подвига строителей БЧК. На переднем плане – юноша в киргизском ак калпаке на голове и с занесенной киркой в руках призывает к самоотверженному труду. Картина сопровождается выразительным текстом Дж. Боконбаева:

 

Твой труд в тылу – огонь сражения, 

Твой взмах кирки – удар штыка,

Все силы, все свое умение

Отдай на стройку БЧК!

«Окно КирТАГ № 13» экспонировалось в 1943 году на Всесоюзной выставке политического плаката в Москве, получило одобрительные отзывы центральной прессы и было отмечено как один из наиболее удачных плакатов.

Особенно популярной становится сатирический газетный рисунок-графика. Газета «Советская Киргизия» 8 апреля 1945 года поместила рисунок Л.А. Ильиной «Главная германская гадалка». Карикатура обнажает саму сущность фальшивой натуры Геббельса. Облаченный в женское платье, полузакрыв глаза, сидит «гитлеровский вещун» со значительным выражением в окружении обычных атрибутов гадалки: карт, кастрюли с кофейной гущей, книги, клетки с попугаем. Далее длинной вереницей в подобострастных позах застыли генералы, выглядывающий из-за ширмы Гитлер с тревогой на лице. Достоверность событиям придает сообщение Совинформбюро: «Геббельс быстро понял, какую выгоду для пропаганды он сможет извлечь из суеверия немцев, на котором играют сотни предсказателей, расплодившихся как грибы».

Рисунок Лидии Александровны «Главная германская гадалка» по остроумию решения и меткости сатирических характеристик причислен, по мнению специалистов, к лучшим образцам газетной графики периода Великой Отечественной войны (3).