Родоначальник кыргызской графики. 2012. Автор: Неизвестен
Работала Лидия Александровна в годы войны и в технике масляной живописи. Она много путешествовала по республике и писала с натуры. В 1942–1945 гг. ею создано несколько ярких живописных портретов. Станковые же формы графики только начинали складываться. Лидия Александровна Ильина много рисует с натуры: виды городских улиц, наброски фигур женщин, стариков, детей. Причем работать приходилось преимущественно карандашом и акварелью, поскольку отсутствие эстампной мастерской не позволяло воплотить замыслы в материале. Сюжетные листы, выполненные черной акварелью, монохронно, в строгой графической манере достаточно достоверно передавали боевые события: «Воздушный бой» (1941 г.), «Задание выполнено», «Кровь за кровь» (1942 г.).
С 1944 года
снова начинает заниматься гравюрой на дереве, а затем и литографией.Искусство графики в годы Великой Отечественной войны оказалось в самой гуще событий: плакаты, газетные выпуски следовали за жизнью, отражали ее многообразие, беспощадно клеймили врага, воспевали скромных тружеников тыла, умножали силы советских людей в борьбе за свободу. Многие из лучших принадлежали творчеству Л.А. Ильиной.
После войны вместе с А.Н. Михалевым она делает первые шаги в области книжной иллюстрации. Совместно они проиллюстрировали книгу А. Токомбаева «Повести и рассказы», которая увидела свет в 1946 году. Это были первые настоящие гравюры с досок, первый опыт работы в материале.
С первых шагов самостоятельного творчества
обращается к произведению киргизского писателя, к изображению людей и природы горного края, с которыми она успела хорошо познакомиться и которых полюбила. После недолгих лет учебы в полиграфическом институте, которые дали ей только общие понятия о работе в гравюре, Лидия Александровна старается на живом материале накопить опыт и на его основе сложить художественные принципы иллюстрирования. Она сразу почувствовала важнейшую особенность в складывающемся киргизском искусстве: ясную гармоничную соразмерность человека и природы. Почувствовала она и другое, что именно языком гравюры можно особенно передать эту гармоничную соразмерность.Наиболее лаконичное и обобщенное, почти декоративное решение дает художница в заставке к рассказу «Тайна мелодии». В ней на фоне неба и гор вырисовывается фигура сидящего акына с домброй в руках. Простота приемов резьбы невольно заставляет вспомнить рассказ Л.А. Ильиной о своей первой гравюре с серой цаплей: не штрих, а декоративное пятно и силуэт играют здесь главную роль. Здесь не требуется психологическое раскрытие литературного героя – здесь только Тайна мелодии.
Творческое лицо будущего лауреата Государственной премии СССР, народного художника республики Лидии Александровны Ильиной окончательно сформировалось, как считают специалисты, в 50-е годы. Добившись значительных успехов в книжной иллюстрации и станковом эстампе, в конце 40-х годов Л.А. Ильина оказывает плодотворное влияние на творчество графиков республики.
Ее обращение к ксилографии специалисты объясняют тем, что в годы учебы в Московском институте изобразительных искусств она испытала на своем творчестве благотворное влияние художника мирового масштаба В.А. Фаворского. Мало того, как уже отмечено было выше, в 1946 году В.А. Фаворский был приглашен в Киргизию для иллюстрирования эпоса «Манас». И вновь около двух месяцев Лидия Александровна «брала уроки» у своего учителя, путешествуя с ним и другими художниками по стране.
В 1947 году творчество Л.А. Ильиной представляет собой «новое слово» в графическом искусстве республики. На этот раз она творит гравюры на темы киргизского эпоса «Манас», иллюстрирует единое по своей литературной ткани произведение. Кто знает, возможно, своими иллюстрациями эпоса Лидия Александровна стремилась донести до зрителя «неосуществленное», – то, что намеревался осуществить В.А. Фаворский и для чего он был приглашен в Киргизию, – иллюстрировать эпос «Манас».
Как бы то ни было, Л.А. Ильина создает серию портретов героев эпоса – баатыров – в орнаментальных обрамлениях. Такой подход не случаен: через орнамент художница выражает интерес к образу человека, передаче средствами гравюры его характера, облика, национальных особенностей; в то же время она опирается на плоскостно-декоративные приемы, практиковавшиеся в 30-х годах большинством последователей школы В.А. Фаворского. В своих последующих работах она разовьет идеи школы своего учителя.
Мастер гравюры
ищет прежде всего выразительности силуэта человеческой фигуры, занимающей главное место в изображении. В ее гравюрах «Алмамбет – баатыр Манаса» и «Бакай – баатыр Манаса» фигуры героев развернуты фронтально на переднем плане, а моделировка объемов выполнена с таким расчетом, чтобы не нарушить плоскости листа. Местами оставлен белый фон, который подчеркивает силуэтный характер фигур. Каллиграфическая орнаментальность сообщается линиям. Приемы, используемые Л.А. Ильиной, придают изображению определенную отвлеченность, символичность, что находит оправдание в гиперболическом характере самих героев эпоса.Средствами гравюры в иллюстрациях к эпосу «Манас» начинает складываться система образно-психологической характеристики героев: несколькими точными линиями обрисовывается характер или душевное состояние человека. Через символически гиперболизированные образы мастеру графики удается дать острую и лаконичную обрисовку характера, своеобразных, национальных особенностей, черт героев.
Постепенно у Л.А. Ильиной начинают складываться особые, свойственные только ей тематика и направление творческих исканий, которым она попыталась следовать в последующие годы. Так, в 1977 году она иллюстрирует сказки А.С. Пушкина. Однако иллюстрирование классической литературы не приносит ей удовлетворения, и она надолго отказывается от него.
В 1949 году Л.А. Ильина отправилась в Москву с творческим отчетом вместе с художниками союзных республик. И здесь ее иллюстрированные работы в гравюре – заставки к рассказам и повестям А. Токомбаева, серия гравюр к эпосу «Манас» вместе с другими работами, представленными на отчетной выставке, – получили высокую оценку виднейшего художника книги Н.В. Ильина. Государственное издательство художественной литературы сразу же предложило иллюстрирование произведения писателя Т. Сыдыкбекова «Люди наших дней».
Следует заметить, что истоки и творческий рост Л.А. Ильиной-графика совпали по времени с развитием ксилографии в советском искусстве. В начале 20–30-х годов происходило «преодоление» сильных «формалистических тенденций». В книжной гравюре это «преодоление» происходило сложнее и дольше, нежели в других видах иллюстрации, хотя в то время перед нею не ставилась задача раскрытия идей и образов литературного произведения.
К концу 30-х годов книжная гравюра становится на реалистический путь. Учитель Лидии Ильиной В.А. Фаворский к тому времени создал немало жизненных, глубоко психологических гравюр. В 1939 году увидел свет калмыкский эпос «Джангар» с его иллюстрациями. В годы Великой Отечественной войны и послевоенные годы книжная гравюра достигает новых успехов, освободившись от схематизма графического языка, свойственного ей в прошлом. Появились значительные иллюстративные циклы гравюр В.А. Фаворского к «Слову о полку Игореве» и «Борису Годунову», Г.А. Ечеистова к «Дон-Жуану» Д. Байрона, А.Д. Гончарова к «Фаусту» И. Гете, М.И. Пикова к «Родному селу» Лу Синя, Ф.Д. Константинова к «Ромео и Джульетте» и «Гамлету» В. Шекспира и многие другие.
Именно в эту пору, когда в гравюре со всей полнотой проявляются индивидуальные характеры дарований, индивидуальные приемы и средства выражения творчества мастеров, в семью иллюстраторов вступила и Л.А. Ильина. Причем ксилография стала ее излюбленной творческой техникой. Перед графиком Ильиной раскрывались совершенно новые горизонты и новые выразительные возможности ксилографии. Идейные обобщения, глубокие психологические и эмоциональные характеристики, которые раньше появлялись лишь в произведениях В.А. Фаворского и А.И. Кравченко, теперь стали целью, к которой устремлялись все мастера, работающие в этой области.
Используя опыт своих учителей, А.Л. Ильина устремилась к выражению национального своеобразия художественных произведений реалистическими средствами. Надо сказать, что таким опытом уже владела и сама Л.А. Ильина. Очевидно, яркое ощущение национального характера, продемонстрированное в ее работах на отчетной выставке в 1949 году, привлекло внимание московских художников. И, как было отмечено выше, Лидии Александровне были заказаны иллюстрации к роману киргизского писателя Тугельбая Сыдыкбекова «Люди наших дней».
Сюжет и образы романа – жизнь тружеников иссык-кульских колхозов накануне и в годы Великой Отечественной войны – были известны и близки художнице. Она как раз, прибыв в Киргизию в 1939 году, окунулась одновременно и в изучение жизни будущих своих героев, и в поиски своих творческих путей.
И позднее, после войны, мастер продолжала создавать серию портретов, которые можно было объединить под тем же названием «Люди наших дней». Причем ее влечение к портретированию всегда обусловливается интересом и любовью к людям с различными и сложными характерами. В 1945–1949 годах Л.А. Ильина выполняет огромный ряд станковых графических портретов. Л. Ильина-гравёр объединяет их в серию автолитографий «Лучшие люди Советской Киргизии». В портретах народного художника Киргизской ССР Гапара Айтиева, народного акына А. Усенбаева, народной артистки Киргизской ССР М. Омуркановой, писателя Аалы Токомбаева художник старалась показать значительность новых черт, которые были характерны для молодой киргизской интеллигенции. Некоторая «официальность» подчеркнута и известной сухостью рисунка.
В основу законченного портрета автолитографии «Молодой чабан» (1947 г.), «Студентка» (1947 г.), карандашного рисунка «Киргиз» (1949 г.), цикла иллюстраций-гравюр к роману М. Ауэзова «Абай» Л.А. Ильина вложила свои непосредственные наблюдения над чувствами и характерами простых людей. Проблемы психологической характеристики вскоре стали основными в творческой лаборатории Л. Ильиной-иллюстратора. В этих работах она использовала замечательный опыт вдумчивого, проникновенного портретирования, которым обладал и которое прививал ей один из учителей – М.С. Родионов.
На Всесоюзной художественной выставке в 1950 году работы Л.А. Ильиной привлекали внимание чувством национального колорита, глубокого понимания своеобразия природы, исторического и национального особенностей быта, нравов и человеческой психологии. Лидия Александровна, как никто другой, остро чувствовала своеобразие окружающей ее жизни, и поэтому ее гравюры отличались современностью и простотой художественных средств.
Тонкой графичностью отличаются лучшие иллюстрации к произведению М. Ауэзова «Абай» (1950 г.). Острыми светотеневыми контрастами, передающими особенности пейзажа Туркмении, «Страны беспощадного солнца», отличаются гравюры Л.А. Ильиной к роману туркменского писателя Берды Кербабаева, роману Е. Мальцева «От всего сердца» (1952 г.).
Одновременно с книжными гравюрами на дереве Л. Ильина выполнила много станковых литографий и офортов. Литография давала мастеру большие возможности для мягкой светотеневой моделировки, передачи тонких градаций тоновых отношений, мягкой лепки объемов, выявления среды и пространственных планов средствами воздушной перспективы. Наверное, поэтому линогравюра стала излюбленной техникой Л.А. Ильиной в последующем ее творчестве.
В серии «Слово о киргизской женщине» (1958 г.) художник воплотила долгие наблюдения жизни и психологии киргизского народа. Серии предшествовала гравюра «Свекловичница», где обобщенно выражен характер современной женщины Советского Востока.
«Слово о киргизской женщине» состоит из семи листов: «Юность», «Встреча», «Полдень», «Сборщица», «Через перевал», «Страда» и «Поздний отдых». Техника цветной гравюры на линолеуме, в которой выполнена эта серия, потребовала от художницы декоративного чутья и смелости обобщения. В частности, в гравюре «Юность», которой открывается серия, цвет играет активную эмоциональную роль, подчиняясь образному строю произведения. Мягкие переходы розового, голубого и серого тонов в сочетании с нежными оттенками лилового соответствуют чистоте и свежести раннего утра.
Образностью и типичностью впечатляет фигура женщины, несущей хлопок на голове, в листе «Сборщица». Она, как античная кариатида, с тяжелыми складками одежды и крепкими руками, придерживающими тюк. Четкому выявлению классически строгого силуэта способствуют глубокий синий тон неба и интенсивные желтые и черные цвета. В «Сборщице» цвет играет активную роль.
Серия линогравюр «Слово о киргизской женщине» принесла большую известность Лидии Александровне и выдвинула ее в ряды ведущих мастеров советского эстампа. В ее творчестве общая тенденция советского искусства, заключающаяся в создании сильных характеров, полных поэзии труда, получила национальную окраску. Причем образ киргизской женщины получает классическое отражение в разных аспектах: женщина-мать, женщина-труженица, женщина – общественный деятель и борец за мир.
В 60-е годы Л.А. Ильина, свободно владеющая всеми графическими материалами, в станковом творчестве предпочитала линогравюру, но неоднократно обращалась к офорту и литографии.
Подлинным шедевром киргизской и советской графики является линогравюра «Делегатки из Тянь-Шаня» (1960 г.). Здесь графиком созданы образы яркие, впечатляющие. На белоснежном фоне листа темным силуэтом выделяются две женские фигуры с четко выраженным типом лица тянь-шаньских киргизов. С почти скульптурной осязательностью на переднем плане изображена внимающая слову женщина. Монументальная стандартность силуэта, естественность и свобода позы, карандаш в руке – все это говорит о новом социальном положении женщины Востока, ее гражданской активности. Женственность героини подчеркивается мягкими чертами прекрасного лица, плавным абрисом непокрытой головы с гладкой прической, изящно брошенным на плечи платком и трогательными сережками в ушах. Парность и монолитность графической группы дает ощущение того, что таких умных, мужественных и социально активных женщин много и они представляют собой значительную силу в обществе.
Вслед за этой гравюрой, обошедшей многие страны мира, и серией «Черные годы» (1962 г.), а также цикла «По Киргизии» (1963 г.) последовали известные серии «Женщины мира» (1965 г.), «Молодежь Киргизии» (1966 г.), «Материнство» (1967 г.).
В эти годы Лидия Александровна стала известна как мастер крупного художественного обобщения, как художник, выражающий сущностные стороны явлений в сочетании с тем неповторимо индивидуальным ощущением конкретной жизни, без которого нет искусства. Мастерство Л.А. Ильиной было признано присуждением Государственной премии СССР.
Жизненный материал Кыргызстана, глубоко прочувствованный и опоэтизированный восприятием художника, находится и в основе большинства эстампов Л.А. Ильиной (60–70-х гг.). В волнующие образы художник сумела воплотить и раздумья старой женщины-кыргызки – «Воспоминания» (1963 г.), и состояние всадников, мерно движущихся по горной тропе в лучах заходящего солнца, – «Возвращение» (1963 г.), и мир современной молодежи с ее романтическими устремлениями, тягой к искусству, одухотворенностью – «Новые стихи» (1967 г.), «Ритмы музыки» (1967 г.). И всюду крупным планом – образ человека-хозяина – строителя новой жизни.
Традиционная и современная культура Кыргызстана, ее быт и природа отображены в сериях цветных и реже черно-белых эстампов. В них все чаще человек вписывается в среду, широко используются эмоциональные возможности формы и цвета. В таком плане созданы серии цветных эстампов «Праздник в колхозе» (1972 г.), «Отечество» (1972 г.), триптих офортов «Музыка» (1972 г.), цикл «Небылицы» (1973 г.), триптих «Ритмы» (1976 г.). И здесь Л.А. Ильина остается художником глубокого реалистического восприятия мира и высокого профессионализма.
Л.А. Ильина вырезала шестьдесят шесть гравюр на дереве к книге Ч. Айтматова под общим названием «Джамиля» (М., 1966). В них вложены богатый опыт работы над национальной темой, идивидуальное чувство Киргизии, а также собственное понимание поэтики и стилистики айтматовских произведений. Герои Ч. Айтматова в интерпретации Л.А. Ильиной наделены силой характера, нравственной чистотой, глубоким эмоциональным миром. В 1971 году она вновь возвращается к героям Ч.Айтматова, иллюстрируя повесть «Материнское поле» для Международной выставки книжной графики в Лейпциге.
В 1972 году Л.А. Ильина вновь обращается к образам, созданным Ч. Айтматовым, к социально-психологическим проблемам, волнующим каждого человека. В триптихе черно-белых станковых линогравюр «По мотивам повестей Чингиза Айтматова» гравер вновь демонстрирует силу художественного проникновения в глубины человеческой души, легко и свободно работает с формой, организуя ее в сложную, целостную по структуре композицию.
В гравюре «После сказки» «фаворовский» белый лист сияет особенно ослепительно, а линии и штрихи необыкновенно одухотворены. Как большая тема человеческой нравственности звучит изображенный миг уносимого рекой мальчика. Он не уплыл, как рыба. Мальчик ушел в небытие с верой в жизнь, добро, в «Белый пароход», а зритель через переживание трагедии приходит к внутреннему просветлению.
Волнует Л.А. Ильину и общезначимая тема войны и мира. В ее линогравюре «Память» (1975 г.) – изображение людей разных континентов, в том числе и киргизской матери, склоненных у Вечного огня. Композиция решена как наполненное светом пространство – символ мирного счастья человечества, за которое отдали жизнь герои прошедшей войны.
Серия «Песня в борьбе за мир» (1982 г.) – представляет известных всему миру этой эпохи исполнителей политической песни – Виктора Хара, Дина Рида, Софию Ротару, Мирей Матье и др.
Своеобразно решена тема защиты мира в серии «Миру–мир» (1984 г.). Художник «населила» листы образами известных представителей человеческой культуры и произведений искусства прошлых веков и современности для подтверждения идеи о непреходящих ценностях, неповторимости художественных открытий и призывает к сохранению их для будущих поколений.
Необходимо подчеркнуть: творческое стремление Л.А. Ильиной продемонстрировать высокий уровень достижений графического искусства Кыргызстана, несомненно, стимулировало активность работы всего коллектива графиков, их обращение к основным техникам эстампа, совершенствование реалистического мастерства в республике.
Л.А. Ильина всегда оставалась признанным лидером в искусстве книжной иллюстрации и вплоть до 50–60-х годов книжная иллюстрация была представлена почти исключительно работами Лидии Александровны. Сотрудничала она в основном с центральными издательствами. В 60-е годы в республике укрепляется полиграфическая база, появляются специалисты в области художественного оформления книги, однако и здесь Л.А. Ильина вновь достигает заметных успехов. Она справляется с поиском графических эквивалентов образов самых разных художников слова – от представителей молодой киргизской литературы до американца Э. Хемингуэя, японца Басе и таких великих мастеров прошлых эпох, как Пушкин, Шекспир, Петрарка.
Своеобразным этапом для Л.А. Ильиной стала работа над иллюстрированием книги Леси Украинки «Лесная песня» (1960 г.). Здесь она проявила свои способности к художественному конструированию книги.
В ансамбль книги Ю. Янковского «Всадники» (1968 г.) органично вошел красный цвет, вспыхнувший в шрифте романа на титуле, окрасивший суперобложку и пронизывающий весь текст в заглавных буквах начала глав.
Охотно работала мастер над иллюстрированием киргизского фольклора: цветные рисунки к книгам «Разве это небылицы?» и «Киргизские народные сказки». Ее внимание привлекают и книги для детей: Я. Земляка «Так играют малыши»; Т. Кожомбердиева «Про Беке, про Меке и про Кеке».
В 70–80-е годы Лидия Ильина создает циклы миниатюрных иллюстраций к поэтическим сборникам «Стихи и поэмы А.С. Пушкина» (1971 г.), «Лирика М.Ю. Лермонтова» (1976 г.), «Сонеты» (1977 г.), «Гитара» (1977 г.) Ф. Лорки, «Лирика» (1980 г.) Г. Гейне. Классически строгий графический стиль этих циклов отвечает высоте русской и мировой поэзии. Мастер графики демонстрирует филигранность граверного мастерства, его гибкость в выражении концентрированности художественного образа и в организации всей системы изобразительного комплекса этих изящных изданий.
В эти же годы над книжной иллюстрацией, макетированием, художественным оформлением книги успешно работают художники А. Осташев, В. Джумабаев, В. Гладков, А. Мисюрев, Т. Герцен, И. Бульба, В. Максимов, М. Ахмедов, а также приходят молодые графики Т. Курманов, У. Осмоев, А. Момуналиев.
Основополагающее место в кыргызском изобразительном искусстве всегда занимал рисунок. Произведениям живописи и графическим композициям предшествовали многочисленные наброски, кроки, рисунки, фиксирующие живые наблюдения. Интерес к рисунку в изобразительном искусстве Кыргызстана связан с именем Л.А. Ильиной и А. Михалева – профессиональными графиками. Творчество Л.А. Ильиной, работающей в станковом и книжном эстампе без подробных эскизных разработок, существенно дополняют рисунки карандашом, тушью, пастелью, фломастером, сангиной, горной акварелью.
Не теряя индивидуальности своего художественного мышления, художник необычайно многогранна в рисунке. Она создает рисованные портреты, в которых высокая степень художественного обобщения сочетается с убедительной характеристикой конкретного персонажа в его неповторимой человечности. «Охотник из Улахола» (1960 г.), «Девочка» (1960 г.), «Портрет киргиза» (1960 г.), острохарактерный портрет «Корнелиу Баба».
Из серии «По Японии» (1961 г.) зрителя поражает монументальностью жанрово-пейзажный мотив рисунка «Рисоводы». Иным решением, а именно формой пространственности, живописностью среды отличаются рисунки, созданные художником в период поездки по Италии – «Утро в Риме. Сан-Пьетро», «Вилла Гарибальди», «Ассизи», «Понте Веккио».
И повсюду, будь то зарубежные или «родные», Лидия Александровна помещает свои модели в среду, прослеживая взаимосвязь человека с миром вещей, смягчая конструктивность и предметность рисунка. Она постоянно испытывает пристальный интерес к человеку и пейзажу: «Юноша» (1975 г.), «Айша» (1975 г.), «Двое» (1974 г.), «Натурщица в интерьере» (1974 г.), «В мастерской» (1974 г.), «Девушка с пиалой» (1983 г.), «Сумерки» (1984 г.),
«В предгорье» (1984 г.).
Почти 80 лет жила и творила
. И… творила, творила, творила. Если захочется представить себе природу родного горного края, достаточно посмотреть на творение души и рук Лидии Александровны Ильиной «Новые пути». Их можно описать прозой таким образом:«Кругом расстилается нежная плюшевая зелень лугов, медленно плывут навстречу поросшие травами холмы. Тишина. Изредка слышится голос чабана, перегоняющего овец через дорогу, или шелест мчавшихся по асфальту машин.
Белыми ожерельями весело бегут вдаль бусинки шоссейных столбов. И вдруг слева постепенно поднимаются и растут на ваших глазах синевато-лиловые горы.
Источник: www.time.kg