Роспись в селе Кицканы. 1969. Автор: И. Богдеско
. Из творческого опыта
По образованию я книжный график. В этой области работаю почти двадцать лет. Тем не менее моя давнишняя мечта — попробовать силы в монументальном искусстве. Я не раз чувствовал потребность выйти за рамки книжной графики и освободиться, правда, на короткое время, из ее «плена».
Тяга к монументальному искусству складывалась под влиянием школы, которую прошел в институте, под впечатлением творчества великих мастеров. А недавно мне выпало счастье собственными глазами у видеть произведения великих итальянцев. Ни с чем не может сравниться непосредственное впечатление от фресок, увиденных в родной атмосфере, в неразрывном взаимодействии с архитектурой. Это взаимодействие и взаимопроникновение не мешает, однако, самостоятельному звучанию и архитектуры, и живописи. Кажется, будто попадаешь в мир не изменяющийся, но живой, давно нам известный и в то же время неведомый, вполне доступный для постижения и непостижимый, — мир, в котором выступают, покоряя и увлекая нас, величественные, беспокойные образы, щемящие душу то нежной, то суровой красотой и благородством. У каждого мастера свой, им открытый, им заботливо выпестованный мир, который с этого времени навсегда поселяется в твоей душе и оставляет неизгладимый след.
Создания, великих мастеров Возрождения для меня, как и для многих других художников, недосягаемый, но вдохновляющий образец. В их искусстве я вижу признаки, роднящие его с искусством социалистического реализма. Надо только уметь не злоупотреблять теми или иными традициями, проявляя гибкость, постигая ценный опыт минувших времен не «очертя голову», не слепо. С другой стороны, разве внимательное изучение опыта старых мастеров предполагает отрицание последующих и современных достижений мирового искусства? Вовсе нет!
Мне кажется, что нигилистическое отношение к «старому» или, наоборот, неприятие выдающихся современных достижений в равной мере ведут к упрощенчеству, рождают видимость стиля, но не стиль, подобие искусства, но не искусство.
В монументальной живописи, как нигде, переплетаются все самые злободневные, самые важные проблемы искусства. Задумав осуществить монументальную роспись, я пытался уяснить себе точки соприкосновения традиций с современными задачами изобразительного искусства, на практике разобраться в массе вопросов, которые постоянно меня волновали.
За добрый десяток лет в моих альбомах накопилось много материала, который по своему характеру выходил за рамки моей прямой специальности. Материал этот, отражающий ежедневные наблюдения, начал постепенно оформляться в нечто более значительное, цельное и масштабное. И вот в работе над росписью Дворца культуры в селе Кицканы он обрел наконец конкретные композиционные очертания.
Село это расположено на берегу Днестра, вблизи двух крупных городов Шолдавии — Тирасполя и Бендер. В селе живет более 12 тысяч человек. Летом сюда приезжает для отдыха множество людей из разных городов страны, иностранные туристы. Всех привлекают и прекрасная природа, и образцово налаженное хозяйство колхоза. Новый Дворец культуры должен был стать культурным центром села, помочь эстетически воспитывать колхозников, в особенности молодежь. Приходится сожалеть, что само здание Дворца культуры, расположенное на огромной, в несколько гектаров, площади, ни по стилю, ни по исполнению не является образцом современной архитектуры.? Тем не менее стена фойе полностью отвечала задуманной цели, и мы приступили к работе. Говорю «мы», потому что в этой работе моим помощником стал художник Л. Беляев, график по образованию.