Руслан Иващенко: «Мне тесно на маленьком холсте». 2017. Автор: Решетникова Анна
Импрессионистическая живопись от
, выпускника киевской Национальной академии изобразительного искусства и архитектуры, необыкновенно динамична и выразительна. Следуя традициям европейской школы импрессионизма, он изображает места, вдохновляющие его более всего – это Ялта, Крым, Киев. Южные пейзажи он, как правило, пишет быстро и импульсивно, благодаря чему они наполнены жизнью. Зритель наверняка почувствует прибрежные ветра, услышит крики шумных чаек и плеск ударяющихся о камни волн. «Я люблю находиться в гуще событий», – говорит Руслан. Художника интересует момент, который он сначала переживает сам, а затем переносит на изобразительную плоскость. Момент или эпизод для письма он берёт из истории или наблюдает воочию и зарисовывает с натуры. У побережья моря, в городе или в маленькой деревне – он может увлечь живописца где угодно. И для запечатления выхваченного из жизни мгновения художник берёт метровый или даже крупнее по формату холст и использует мастихин. «Мне тесно на маленьком холсте», – аргументирует свой выбор автор. И даже несмотря на немалые размеры картин, его живопись этюдная, экспрессивная и эмоциональная. Творческий процесс начинается на открытом воздухе, а затем завершается в мастерской.Скорость письма – это один из основополагающих принципов работы художника. Корпусно нанося масляную краску на поверхность холста, он направлением мазка формирует объекты в пространстве, а также задаёт общее состояние среды. Ему достаточно подчеркнуть облако двумя-тремя штрихами краски, чтобы оно «зажглось» в предзакатном свете, взмахом кисти обозначить отражениеОтражение. 2012Холст, масло, 100 х 80 дерева на глади озера или с добавлением незначительной, казалось бы, детали – например, плавательного круга на лодке, добиться цельности и завершённости композиции. Быстрое и интенсивное письмо не могло не сказаться на характере живописи. Красочное «бурление» свойственно и для переднего плана, и для дальнего, где движение живописных масс продолжается. Средневековые ярмарки на РусиЯрмарка в Мамаевой слободе. Холст, масло, 120 х 90 в его исполнении и современные ялтинские улочки – это непременно многолюдные красочные и шумные гуляния, где сложно разглядеть отдельные фигуры в толпе народа. Их он если и выделяет, то контрастными по отношению к общему тону картины точными масляными штрихами. Так автор вносит цветовые акценты в вихревое живописное движение, в которое вовлечены все элементы композиции: и земля, и небо, и стаффаж.
На первый взгляд, живопись художника-пленэриста абсолютно хаотична. Тем не менее, ему удаётся соблюсти баланс живописных пятен и фактур. Первый план, являющийся своеобразным «входом» для зрителя, он пишет фактурно и высветляет белилами. Основное же действие разворачивается на втором плане. Волнующиеся чайки через мгновение покинут морскую акваторию перед надвигающимся штормом, временно пришвартованное судно вот-вот отойдёт от гавани, а набегающая волна окатит пеной берег. Городское пространство также не статично: мимо рисующего художника проходит сотня уличных зевак, и его задача – это успеть воссоздать постоянно меняющийся облик города.
Ещё быстрее в течение дня меняется природа, которую художник пишет в чистых и максимально ярких оттенках. Оставаясь наедине с нею, Руслан, кажется, обретает полную внутреннюю свободу. Может, в этом и кроется секрет вольного и безграничного авторского импрессионизма?
Искусствовед Решетникова Анна