С.А. Емельянов. Мои встречи с С.Ю. Жуковским. 1972. Автор: Емельянов Сергей Анатольевич
Емельянов Сергей Анатольевич (род. 1894). Участник гражданской войны. Московский художник. Член МОСХа (Московское отделение Союза художников). Живописец-пейзажист. Писал пейзажи Кировской, Костромской, Вологодской областей и в особенности Подмосковья. Воспоминания относятся к 1920 и 1921 годам, когда Емельянов встречался с С. Ю. Жуковским на его персональных выставках, организованных соответственно в Вятке и Москве.
«Моя первая встреча и знакомство с художником-академиком С.Ю.Жуковским состоялась в городе Вятке в 1920 году. В конце лета С.Ю.Жуковский устроил персональную выставку своих работ, написанных в Вятке и ее окрестностях, главным образом в живописных местах около Филейского монастыря.
Выставка была размещена в бывшем доме вятского купца П.П. Клобукова. Прежде я никогда не видел С.Ю. Жуковского и знал его как художника по его картинам в Третьяковской галерее и Русском музее. Когда я в первый раз пришел на его открывшуюся персональную выставку, то был от нее в восторге, увидев много знакомых мест города Вятки и окружающей природы. Но все эти знакомые места предстали в творчестве художника по-новому преображенными его мыслью, чувством и волей.
На выставке я встретил одного из своих знакомых художников-вятичей А. И. Юшина. Вместе с ним мы стали осматривать выставку. Вскоре на выставке появился сам С.Ю.Жуковский, подошел к нам и поздоровался с Юшиным. Последний познакомил меня со Станиславом Юлиановичем. Обмениваемся вопросами общего характера. «Кто вы? Художник?» — спросил он, обращаясь ко мне. Этот вопрос, очевидно, был обусловлен тем, что я был одет двоенную форму, так как в то время находился в рядах Красной Армии и только что прибыл с Восточного фронта. Затем Жуковский поинтересовался нашими впечатлениями о выставке.
Одет Жуковский был в галифе, сапоги и гимнастерку, подпоясанную широким ремнем. Такой вид его отвечал суровым условиям военного времени. Я слышал, что до революции он одевался со вкусом, следуя последней моде, и выглядел всегда элегантным.
Во время нашего краткого общения он произвел на меня впечатление человека немногословного, сухого и даже гордого, диаметрально противоположного лирическому характеру его творчества. В то время многие малознакомые с ним люди судили о нем по манере его поведения. Может быть, поэтому и местные вятские художники отзывались о нем с равнодушием. С.Ю.Жуковский, встречаясь с вятскими художниками Н.Н. Хохряковым, Н.Н. Румянцевым, братьями А.И. и В.И. Деныниными, Л.А. Плетневым и другими, не сошелся с ними, не нашел общего языка во многом, главным образом в организационных делах, прежде всего в связи с устройством своей персональной выставки. С.Ю. Жуковский рассчитывал занять залы Вятского художественного музея под эту выставку. Вятские художники в 1919 году только что оборудовали и открыли музей и, находясь во главе его управления, отклонили просьбы С.Ю. Жуковского. Отклонила и Москва, куда он обращался за разрешением.
Живя в Вятке в маленьком домике на окраине города, недалеко от железнодорожного вокзала, Станислав Юлианович был недоволен отсутствием удобств в квартире, жаловался, что зима была холодная, сетовал на жизнь в провинции в отрыве от своего привычного круга московских друзей и знакомых. В творческом отношении он также чувствовал себя обедненным, не находя подходящих архитектурных объектов, которые могли бы войти в его пейзажи.
Большую помощь и внимание оказывал С.Ю. Жуковскому председатель Губернского отдела народного образования тов. Бергман, портрет которого был также экспонирован на персональной выставке. Отзывы о ней вятских художников были не очень хвалебными; говорили, что он сдал по сравнению с прежним.
В 1921 году я встретился с С.Ю. Жуковским в Москве на его персональной выставке (на улице Большая Дмитровка, дом №11). Для него это был действительно праздник. Помимо картин, исполненных в Вятке, были выставлены работы, написанные им в Тверской губернии, а также из собрании московских коллекционеров времен старого общества Союза русских художников. «Гвоздями» выставки, я считаю, были картины «Река Аа», «Лунная ночь (Стога)», исполненная в Вятке, «Река Вятка при закате» и несколько других. Встретив меня на этой выставке, С.Ю. Жуковский пожал мне руку и снова повторил свой неизменный вопрос: «Каково ваше впечатление о выставке?»
С.Ю. Жуковский имел творческую мастерскую и студию-училище. Ученики студии отзывались о нем с любовью и уважением».
Емельянов Сергей Анатольевич
Октябрь 1972 г.