С.В. Герасимов. Из серии «Мастера советского искусства». 1951. Автор: С. Разумовская
«Детство я провел на окраине города Можайска. Небольшой дом, окруженный запущенным садом с пушистыми ветлами и берёзами, стоял на самом берегу Москва-реки. Совсем близко от нас была мельница с омутом и прудом, с вечным шумом воды. День и ночь кипела там работа. Мимо нашего дома проходил «большак». Зимой здесь проезжали, скрипя полозьями по снегу, обозы с кладью. Осенью звенели бубенцами веселые деревенские свадьбы. Медленно тянулись серые и скорбные вереницы арестантов... Здесь же близко, на высоком берегу реки стоял старый монастырь, с белыми стенами, башнями, с колокольным звоном. Кругом раскинулись многочисленные деревни, многие из которых были значительно ближе к нам, чем центр города. Много времени мы проводили на реке. Весной в паводок шел лед, гнали плоты. Мужики были все время вокруг нас.
Эти впечатления до сих пор остались у меня очень яркими и привлекают мое внимание». Так вспоминает свое детство Сергей Герасимов.
Сергей Васильевич Герасимов родился в 1885 году. В те времена Можайск был типичным провинциальным городком с широкой площадью, старыми торговыми рядами, пыльными улицами. Бывали шумные базары, многолюдные ярмарки. В городе был большой тенистый общественный сад, старинный собор. За последними домами тут же начинались поля, холмы; серебристой, извилистой лентой скользила Москва-река в бескрайние дали к синим лесам на горизонте. На всю жизнь полюбил художник эти дорогие сердцу пейзажи.
Первые годы ученья
а прошли в сельской школе в соседнем селе Ильинском. Через долгие годы пронес художник дружбу с крестьянскими ребятами, многих из которых впоследствии не раз запечатлевал на своих полотнах. Отец художника был кустарем-кожевником, выбившимся из крестьян. Жили небогато и сурово. В основе всей жизни лежал напряженный труд от зари до зари. Строго соблюдались народные обычаи, праздники, посты, верили в приметы. Хорошо запомнилась Сергею Васильевичу речь, которую он слышал дома, немногословная, пересыпанная народными поговорками и пословицами.В скромной трудовой семье кустаря-кожевника поддерживалась любовь к искусству. Герасимов вспоминает, как отец рассказывал детям о великих художниках и писателях прошлого. В течение многих лет выписывался журнал «Нива», который был источником художественных впечатлений для молодого поколения. Все дети увлекались рисованием.
Близость к природе, щедрые разнообразные впечатления окружающей народной жизни — все это формировало и обогащало личность будущего художника, зарождало в нем горячую любовь к родине, к русскому трудовому народу, к деревне. Все это рано определило круг любимых тем в искусстве Герасимова, посвященном, главным образом, русскому крестьянству и русской природе.
После сельской школы быстро промелькнули годы ученья в городском училище, знаменательные лишь тем, что здесь впервые начались регулярные занятия по рисованию.
1900 год. Москва. Все дороги неизменно приводили Герасимова к Третьяковской галлерее. «Как хорошо было приходить в нее, всю до предела заполненную картинами «Иван Грозный» Боярыня МорозоваБоярыня Морозова. 1887Холст, масло, 304 x 587,5Государственная Третьяковская галерея» , пейзажи , «Аленушка» , «Больная» , «Пустынник» — навсегда они стали спутниками моей художественной жизни», — рассказывает Герасимов.
, «Узнав от своего друга — ученика Строгановского художественного училища — как надо рисовать с гипсов, Герасимов начал самостоятельно готовиться к экзаменам и вскоре рискнул попытать счастья. Надолго остался в памяти художника серенький осенний день с моросящим дождем, когда он шел в училище узнавать свою судьбу: его фамилия стояла в списках принятых. Начиналась для него новая жкзнь
С восторгом принялся Герасимов за учение. В училище все его восхищало: большое прекрасное здание, светлые мастерские, широкие коридоры, в которых каждые 3 месяца сменялась выставка репродукций шедевров мирового искусства — живописи, скульптуры, архитектуры, прикладного искусства.
От вихря нахлынувших впечатлений первое время юноша растерялся, не зная как приняться за ученье. Но вскоре освоился, и занятия пошли успешно. Его сразу перевели из первого класса в третий, часто премировали за работы. Рисунок вел тогда Д.А. Щербиновский — ученик и последователь П.П. Чистякова, знаменитого педагога по рисунку, профессора Академии художеств, учителя прославленных мастеров —
, , и многих других.Увидев первую работу Герасимова, Щербиновский почувствовал его большую одаренность и удивленно спросил: «Где Вы учились? Ведь у Вас чистяковская школа».
900-е годы были расцветом Строгановского училища — школы прикладного искусства. Превосходен был состав преподавателей: С. Иванов,
, , И. Жолтовский, С. Ноаковский и др.Одна из установок системы преподавания заключалась в возможно более широком и углубленном изучении русского искусства, русской культуры, русской истории. «Мы слушали оперы Римского-Корсакова, Мусоргского, Чайковского, изучали памятники древне-русской архитектуры в Москве, Новгороде, Пскове, зачитывались русской классической литературой, былинами, сказками, поэмами, и воображение молодых художников заполнялось образами могучей силы, непобедимой смелости и благородства героев русского народного эпоса», — вспоминает Герасимов.
Каждую осень в училище устраивались просмотры и обсуждения летних работ, присуждались премия. Художник с большой признательностью вспоминает годы ученья в Строгановском училище, давшие очень много для его профессионального образования. Работал Герасимов с увлечением в школе и дома, во время летних каникул.
Годы, в которые учился
, были отмечены большими событиями, связанными с революцией 1905 года. Бурлило и волновалось московское студенчество. Эта волна захватила и Строгановское училище с его демократической и революционно настроенной молодежью. Занятия были прерваны. Студенческая организация сняла дирекцию. В коридорах, мастерских зазвучали революционные песни, новые слова, новые идеи. С 1905 годом неразрывно связывается в воспоминаниях а образ художника С. В. Иванова — верного друга революционного студенчества. Энергичный, вдохновенный, он всюду был с молодежью.В 1907 году, после окончания Строгановского училища, Герасимов поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества.
Годы, последовавшие после поражения первой революции в России, были периодом злейшей реакции. «...После революции 1905 года значительная часть интеллигенции отвернулась от революции, скатилась в болото реакционной мистики и порнографии, провозгласила безидейность своим знаменем», — говорит об этом периоде тов. Жданов.
В искусстве получили распространение декадентство, стилизаторство, увлечение новейшим западноевропейским искусством. Все это, конечно, коснулось и Училища.
Из художников, у которых Герасимов учился в Строгановском училище, а затем в Училище живописи, ваяния и зодчества, особенно сильное влияние оказали на него С. Иванов, преподававший рисунок, и
, преподававший живопись.