С.В. Герасимов. Из серии «Мастера советского искусства». 1951. Автор: С. Разумовская
Сергея Иванова Герасимов считает своим первым учителем. Замечательный русский художник, горячий общественник, демократ, посвятивший все свое творчество народу, С. Иванов оказал огромное влияние на формирование личности и творчества
а.Под суровой и хмурой внешностью С. Иванова скрывался обаятельно-нежный, чуткий и душевный человек. В нем самом и его искусстве начинающий художник находил что-то удивительно близкое и созвучное своим собственным идеалам, интересам, устремлениям. С. Иванов сумел раскрыть своему ученику все значение идейного содержания и смысла искусства.
, в классе которого Герасимов учился одновременно, раскрыл ему основы живописного мастерства, заразил его страстной влюбленностью в искусство.Однако общение с
ым имело для учащихся и чрезвычайно отрицательные последствия. Убежденный сторонник этюдизма, блестящей импровизации «по поводу» натуры, уводил молодежь от вопросов большого, серьезного, идейного искусства, прививал ей любовь и интерес к поискам эффектных формальных решений.учился живописи и у великих мастеров прошлого. Часто прикидал он в Третьяковскую галлерею.
В период окончания Училища Герасимов начал оценивать и анализировать профессиональное мастерство великих живописцев. Подолгу останавливался он перед портретами Кипренского с их благородным колоритом, изучал замечательного мастера русского жанра Федотова. Образцами идейной глубины и живописного мастерства стали для него произведения
, , .В Московской Румянцевской галлерее, Петербургском Эрмитаже Герасимов изучал старых западноевропейских мастеров: Тициана, Веронезе, Веласкеса.
В 1911 году
закончил Училище живописи, ваяния и зодчества. За мужской акварельный портрет, находящийся в настоящее время в Государственной Третьяковской галлерее, он получил звание художника первой степени.Еще до окончания Училища
вошел в среду художников — в 1906 году его пригласили участвовать на выставке акварелей общества Леонардо да Винчи. В 1911 году он был принят в члены «Московского салона». Одновременно Герасимов начал преподавать живопись и рисунок в школе при типографии Сытина, где преподавали художники Н. Касаткин, А. Моравов и др.Но, конечно, самой важной была творческая работа. Герасимов выступал с небольшими этюдами, главным образом, акварелями. Это были портреты, пейзажи, интерьеры, натюрморты. В них много света, солнца, прозрачности, мягкости цветовых отношений, они выполнены с хорошим профессиональным умением, но их темы ограничены узким миром сугубо личных наблюдений и переживаний.
Молодой художник понимал, что нужно всеми силами обогащать жизненные наблюдения, искать большую и серьезную тему для творчества. В 1913 году он предпринимает поездку по русскому северу. «Особенно полюбил я Новгород, где древняя архитектура так органически сливается с пейзажем. Торжественно поднимаются над Волховом стены кремля, рыбачьи барки с парусами проплывают по полноводной реке, и во всей своей неповторимой монументальной красоте высится собор София Новгородская», — рассказывает художник.
Из поездок Герасимов привез много акварелей, рисунков, много тем, над которыми хотел серьезно работать. Но война 1914 года на несколько лет оторвала его от искусства.
Со страстью взялся за кисть Герасимов после демобилизации в 1917 году. Все изменилось в Москве. Начиналась новая жизнь, которую нужно было строить собственными руками. Много было дела и работы для художника, от всего сердца принявшего Октябрьскую революцию.
Вернувшись к педагогической работе в художественную школу при типографии Сытина, [
совместно с художниками И.Н. Павловым, М.А. Добровым, М.С. Родионовым, Н.М. Чернышевым реорганизуют ее в Государственную школу печатного дела ИЗО Наркомпроса. В 1920 году художника приглашают преподавать во ВХУТЕМАС.1920 год для Герасимова знаменателен тем, что он впервые выступил с крестьянской темой. Это был альбом литографий «Мужики» с портретными зарисовками, сделанными на родине художника в деревне под Можайском в первые годы революции. В этих зарисовках
не только запечатлевает индивидуальные черты, но и стремится дать классовую характеристику образа.В этот период накопления наблюдений и тем Герасимов много работал в области карандашного рисунка — он был для художника более гибким и быстрым средством фиксации впечатлений, образов, которые так щедро давала новая советская действительность. В альбомах художника этих лет мы видим многочисленные зарисовки крестьян, рабочих, ремесленников. Однако эти ранние рисунки отмечены чертами, которые характерны для творчества Герасимова 20-х годов. Это — надуманность формы, схематичность, нарочитая примитивность, резкая подчеркнутость светотени.
Герасимов выступил со своими первыми работами в то время, когда формалисты заняли господствующие позиции и объявили свои работы последними «революционными» достижениями, когда в советском искусстве было распространено пагубное влияние новой западноевропейской формалистической живописи. Сказалось оно и на творчестве
а.Однако содержание, идея художественного произведения играли для него всегда важную роль. Он был одним из первых художников, взявшихся за советские темы.
В 1922 году Герасимов вступил в члены образовавшегося художественного общества «Маковец», где он в противовес таким последовательным формалистам, как В.Н. Чекрыгин, Л.Ф. Тегин примыкал к группе художников, тяготевших к реализму (М.С. Родионов, Н.М. Чернышев). После распада «Маковца» в 1925 г. он перешел в Общество московских художников (ОМХ). В 1929 г. стремление активно участвовать в жизни страны, отображать новую советскую действительность, привело его в АХР — эту передовую художественную организацию, которую создали художники-реалисты, осуществляющие борьбу с формализмом во имя нового идейного революционного искусства.
Все эти годы художник не терял постоянной и органической связи с родным Можайском, где проводил свободное от педагогической работы время, находил образы, темы, материал для своих портретов, пейзажей, тематических картин. Здесь он начал писать портретные этюды крестьян и картины на крестьянские темы.
«Меня всегда привлекала жизнь русского народа, русского человека, — говорит художник. Я писал этюды-портреты отдельных крестьян, по большей части своих знакомых из ближайших деревень».
По этой интересной галлерее крестьянских портретов, которую Герасимов создавал в течение двух десятилетий (1920— 1940 гг.), мы можем проследить, как рождались в деревне новые люди — строители колхозов. С каждым годом в облике крестьян появлялось все больше и больше чувства собственного достоинства и уверенности в себе. Эти портреты характерны и разнообразны — «Крестьянин» (1924 г.), «Крестьянин в картузе» (1925 г.), «Дядя Михайло» (1925 г.), «Старик-крестьянин» (1925 г.), «Крестьянка с лукошком» (1926 г.), «Колхозный сторож» (1933 г.), «Комсомолец» (1933 г.), «Председательница колхоза» (1935 г.), «Ораторша» (1935 г.), «Делегатка» (1935 г.), «Колхозный полевод» (1940 г.) и др.