С.В. Герасимов. Из серии «Мастера советского искусства». 1951. Автор: С. Разумовская
В 1933 году Герасимов создал одно из наиболее значительных своих произведений — портрет «Колхозный сторож». Художник создал обобщенный образ колхозника. Высокая статная фигура, спокойное мужественное лицо с окладистой золотистой бородой. Острый, чуть исподлобья взгляд говорит об уме и сметке. Ружье за плечами, сдвинутая на затылок папаха, уверенная осанка — все создает волевой, даже боевой облик. Это человек, стоящий на страже колхозных полей, готовый стать на защиту родной земли от любого врага. На серовато-голубом холодном фоне сочно лепится загорелое румяное лицо, оттененное черной папахой.
Работая над портретом и пейзажем, Герасимов неизменно тяготел к большим тематическим композициям. Для юбилейных выставок он пишет большие тематические картины: «Октябрь 1917 года» (1932 г.) — для выставки «Художники РСФСР за 15 лет», «Клятву партизан» (1932—33 гг.) — для выставки «15 лет РККА и Флота».
Если полотно «Рыбаки на Волхове» носило пейзажно-созерцательный характер, то новые произведения знаменовали переход
а к настоящей тематической картине.Важной вехой творчества художника явилась картина «Клятва партизан». Ее появление показало, что Герасимов полностью осознал необходимость конкретного сюжета, как залога действенности и содержательности живописного произведения. Только этот путь, на который
вступил далеко не сразу, мог открыть и действительно открыл возможности серьезного творческого роста его как советского художника....Сибирские партизаны над телом погибшего комиссара дают торжественную клятву беспощадной борьбой с врагом ответить на гибель товарища.
Впервые художник сделал попытку обрисовать разнообразные человеческие характеры, передать состояние людей. Композиция картин
а, прежде хаотичная и неопределенная, становится четкой, собранной, приобретает строго смысловой характер. Художнику удается выразить революционный пафос события и суровый драматизм момента. Но в «Клятве партизан» еще сохраняется в большой мере условность в живописи, остается схематизм в изображении человека.В 1935—36 гг.
написал картину «Ленин на II съезде Советов». Автор стремился сделать композицию простой и естественной, реалистически построить пространство, объем. Образы рабочих, крестьян, матросов свободны от прежней напряженной скованности, обрисованы живее и непосредственнее.делает попытку решить ответственнейшую задачу советского искусства — изобразить великого Ленина в гуще народных масс.
Для художника это произведение явилось большим шагом вперед, хотя поставленная им перед собой задача не была полностью решена. Художнику не удалось по-настоящему глубоко охарактеризовать образ Ленина.
В 1936 году [
приступил к работе над картиной «Колхозный праздник». Эту картину художник писал долго и с большим увлечением. Законченная в 1937 году, она была показана на выставке «Индустрия социализма».Тема торжества колхозного строя — эта остро актуальная тема 30-х годов— органично связана со всем творчеством мастера.
Сильной стороной картины «Колхозный праздник» является ее общее оптимистическое звучание. Автор смело вынес действие под открытое небо в солнечный день ранней осени. Колхозники собрались за празднично накрытым столом. Председатель произносит речь, подкрепляя свои слова энергичным жестом. И сам он и его молодые и пожилые односельчане — это новые люди, каких не знала дореволюционная деревня.
Как не похожи участники «Колхозного праздника» с их бодрыми жизнерадостными лицами, спокойной уверенной осанкой на героев ранних крестьянских портретов
а.Девушка-орденоносец, сидящая рядом с оратором, — почетный человек деревни, окружена всеобщим уважением за выдающиеся трудовые успехи.
Вдали виднеется пейзаж новой деревни с просторами колхозных полей, прекрасно написанный художником.
Синее небо, яркие солнечные блики, красиво написанный натюрморт — праздничное убранство стола, завершенное букетом темнолиловых колокольчиков, весь мажорный строй картины служат раскрытию основной темы. Художнику удалось передать атмосферу творческого созидательного подъема, особенно характерную для периода победившего социализма. Слова товарища Сталина «жить стало лучше, жить стало веселее» могут служить эпиграфом к этому полотну, как и к другим лучшим произведениям 30-х годов на советскую тему.
Однако картина могла бы быть гораздо глубже и значительнее, если бы художник сумел до конца преодолеть прежние недостатки. Увлекшись общим красочным впечатлением, он с недостаточной полнотой характеризует своих героев. Отсюда момент сюжетной и психологической статичности, неясность роли некоторых действующих лиц, их реакции на слова оратора, незавершенность центральных образов.
Несмотря на эти недостатки, радостное оптимистическое полотно Герасимова,
отвечающее духу своего времени, пользовалось на выставке «Индустрия социализма» заслуженным успехом.
В 1936 году в связи с 30-летием творчества художника была организована его персональная выставка. Ему было присвоено звание Заслуженного деятеля искусств. Такая высокая оценка деятельности и мастерства художника заставила его еще тщательнее работать над своими произведениями. Герасимов стремится подойти к решению тем и сюжетов более глубоко, шире использовать накопленный им художественный опыт.
В годы Великой Отечественной войны Герасимов находился в Самарканде в связи с эвакуацией Художественного института имени В. И.
, директором которого он был в то время.Поезд. Дорога. Все дальше и дальше позади остается родная Москва. Все говорит и напоминает о грозной войне. Навстречу идут воинские эшелоны, мелькают станции с разбитыми строениями и вагонами. Провожают мобилизованных. Сосредоточенная тишина на опустевших деревенских улицах. И это настроение словно передалось и природе. За окном тянутся печальные осенние поля, в небе — стаи улетающих птиц. Последние русские деревни. А дальше потянулась бесконечная оренбургская степь. И здесь все то же — эшелоны, проводы, остановки в пути. Начался новый, незнакомый среднеазиатский пейзаж. Волнистая равнина, долина Сыр-Дарьи, на горизонте горы. Конечная цель — Самарканд, встречающий новыми впечатлениями, живущий одним дыханием со всей страной. Альбом зарисовок и акварелей превратился в путевой дневник художника «Москва—Самарканд». В Самарканде дни проходили в работе. Герасимов руководил институтом. Организовывались выставки, выезды в кишлаки, встречи с колхозниками. Много работал Герасимов как живописец. В его серии самаркандских и регистанских этюдов — передается своеобразие среднеазиатского города, его национальной архитектуры.
В 1943 году началась реэвакуация института. Снова дорога. Но совсем иными переживаниями и чувствами полно теперь сердце художника.