С.В. Герасимов. Из серии «Мастера советского искусства». 1951. Автор: С. Разумовская
Снова потянулась оренбургская степь. В дороге по прежнему обгоняют воинские эшелоны, провожают на станциях красноармейцев на фронт. Все дышит бодростью, волей к победе. Вот встречает и первая русская деревня, с журавлем у колодца. Снова за окном замелькали поля и деревни. Началось Подмосковье, знакомые станции и полустанки. Москва!
Так был создан новый альбом путевых зарисовок Герасимова «Самарканд — Москва».
В Москве началась напряженная работа художника над картиной «Мать партизана», показанной на выставке «Героический фронт и тыл» в 1944 году. В том же году в Государственной Третьяковской галлерее открылась выставка пяти художников —
а, П. Кончаловского, С. Лебедевой, В. Мухиной и Д. Шмаринова, на которой Герасимов выступил с самаркандскими этюдами и альбомами путевых зарисовок. Художник ведет свою творческую работу в мастерской, выезжает для зарисовок на фронт. «В эти тяжелые годы войны с фашизмом, вторгнувшимся в пределы нашей страны, когда все мы, граждане своего отечества, жили только одним чувством любви к Родине, к могучей нашей Красной Армии, к мудрому стратегу и полководцу товарищу Сталину, когда эти патриота^ ческие чувства сделались движущей силой всей нашей деятельности и всей нашей жизни, мне захотелось в монументальном произведении найти выражение этих чувств и настроений моих и всего русского народа. Так возникла в 1943 году картина «Мать партизана», где я мечтал в образе матери, русской женщины-крестьянки воплотить несгибаемое мужество и душевное величие русского народа в борьбе с фашистскими захватчиками», — рассказывает о своем замысле художник. Этими словами сам художник раскрывает идейную сущность своего произведения.Картина построена на драматическом столкновении двух сил, полном глубокого смысла. Непоколебимо и твердо, словно врастая босыми ногами в родную, израненную, опаленную пожарами землю, стоит перед немецким фашистом русская
женщина — мать партизана. Звериная злоба нациста бессильна сломить свободный, неустрашимый дух советской крестьянки, ее стойкость и мужество. Несмотря на угрозу смерти, моральная победа на ее стороне.
Значительным достижением
а в этом произведении является то, что может быть впервые в своей тематической картине художник с такой внутренней силой и пластической законченностью выделил и охарактеризовал центральный образ, стремясь воплотить в нем черты, присущие советским людям в трудные годы войны.Крупным недостатком, справедливо отмеченным зрителями, было огрубление облика героини. В дальнейшем Герасимов продолжил работу над образом женщины, придав ему черты, более типические для советской крестьянки.
В 1944 году Герасимов едет на Украинский фронт в Киев и в Корсунь-Шевченковскую, только что освобожденные от немцев. Художник зарисовывает разрушенный Крещатик, Киево-Печёрскую лавру, собор Софии, разрушенные деревни, где еще дымятся пожарища, советских людей, возвращающихся в родные места и пашущих землю, отвоеванную у врага.
Герасимов едет в Новгород и Псков. Гневом и негодованием наполнилось сердце художника, когда он увидел великие исторические памятники древне-русской архитектуры в дымящихся развалинах. Они казались ему живыми существами, поруганными, израненными и все же прекрасными.
Герасимовская серия новгородских пейзажей 1944 года сделана рукой художника, страстно любящего свою Родину.
В 1945 году на своей персональной выставке, организованной в связи с 40-летием творческой деятельности, Герасимов показал большое историческое полотно «Восстание Пугачева».
И эта тема, хотя и связанная с событиями далекого XVIII века, была своевременна и актуальна. Обращение советских художников в дни Великой Отечественной войны к исторической тематике было глубоко закономерным. Художниками руководило стремление осмыслить прошлое нашей Родины, богатое фактами народной освободительной борьбы.
Над своей картиной Герасимов работал несколько лет. Его давно уже интересовала история пугачевского бунта — одного из замечательных этапов борьбы русского народа за свою свободу и счастье. Темой картины стали народные массы, восставшие против угнетателей, во главе с Емельяном Пугачевым. Колоритна фигура Пугачева на коне — это мужественный народный герой, каким он живет в памяти русского народа. Запоминается, кроме Пугачева, старая коленопреклоненная крестьянка, мужики, держащие связанного вельможу. Хорошо написан солнечный пейзаж, подернутый золотистой дымкой пыли, поднятой многолюдной толпой.
К сожалению, качество картины снижается неудачной компоновкой народной массы, резко и необоснованно разделенной на две противопоставленные друг другу части.
В 1947 году [
написал большую картину «Сын вернулся», а в 1949 году — картину «Колхозный урожай».В 1947 году Герасимов был командирован в Вену для сопровождения выставки художников — А. Герасимова,
а, и . Эта выставка прошла с огромным успехом. Из этой поездки Герасимов привез серию архитектурных пейзажей Вены.В многообразное творчество
а входит и работа над книжной иллюстрацией. Им созданы рисунки к «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова (1933 — 35 гг.) для издательства Академии, к «Делу Артамоновых» Горького (1937 — 38—50 гг.) для Детгиза, к «Грозе» Островского (1949 г.) для Гослитиздата и к «Капитанской дочке» Пушкина (1950 г.) для Детгиза.Лучшие иллюстрации Герасимова глубоко раскрывают содержание литературного произведения, дают наглядное представление о героях книг.
Особенно убедительно воссоздает Герасимов быт, обстановку, самый дух эпохи. Художник обладает свойством как бы переносить нас в то время и место, в котором развертывается действие литературного произведения. Эта достоверность достигается метко схваченным типажем, умением остро почувствовать и передать характерные черты города и деревни дореволюционной России, их повседневную жизнь, обычаи и нравы.
Если в иллюстрациях к Некрасову (1933—35 гг.) художника можно упрекнуть в известной недоговоренности, схематичности, упрощенности форм, то его последние иллюстративные серии отмечены реалистическим мастерством.
В иллюстрациях к «Делу Артамоновых» убедительно переданы типы героев, эпоха, среда, обстановка, бытовые сцены, правдивы пейзажи провинциального города. В 1950 году художник с большим мастерством повторил эти иллюстрации в акварели для нового издания.