С.В. Герасимов. Из серии «Мастера советского искусства». 1951. Автор: С. Разумовская
Достаточно увидеть только уголок дома, в котором живут Петр и Наталья, с иконами, птичьей клеткой, громоздким комодом, чтобы получить представление о затхлой тине мещанства, засасывающей, давящей человека.
В иллюстрациях Герасимова оживают черты горьковских героев: звериная повадка Ильи, тяжелая угрюмость, тупая подозрительность Петра, бесхарактерность Натальи, весь облик провинциального города. Глубине характеристик, их эмоциональной насыщенности помогает пейзаж, тонко переданный художником, вводящий зрителя в атмосферу событий. В огромной кряжистой фигуре Ильи Артамонова, возвышающейся над широким простором поля с дорогой и перелеском вдали, отчетливо выражены сила и цепкость этого человека, его стремление все в округе подчинить своей власти, своим целям.
В рисунках к «Делу Артамоновых» еще не всегда закономерен выбор иллюстрируемых моментов. Недостаточно показаны узловые, драматические моменты романа, что снижает психологическую выразительность иллюстраций, обедняет образы.
Отмеченный недостаток уже в значительней степени преодолен в акварелях, посвященных «Грозе», где в центре внимания художника стоят наиболее драматические места пьесы Островского.
Один из самых сильных листов — «Прощание Тихона с Кабанихой». Над всем довлеет грузная, полная темной, мрачной силы фигура Кабанихи. Окаменевшее лицо, тяжелые руки, опирающиеся на палку, недобрый взгляд — все говорит о властности и самодурстве старой купчихи, которые особенно ярко выступают по контрасту с безвольной покорностью Тихона и задумчивой тоскливой отрешенностью Катерины.
Последний цикл иллюстраций Герасимова — акварели к «Капитанской дочке». Они явились логическим продолжением работы
а над картиной «Восстание Пугачева». Художник тщательно изучил историческую эпоху, обстановку, в которой развиваются события повести.Герасимов выступает в этих рисунках как мастер массовых народных сцен, раскрывающих гнев и возмущение восставшего народа—«Пугачевщина», «В Берде».
С еще большей убедительностью, чем в ранее сделанных циклах, Герасимов разрабатывает драматическую сюжетную основу каждой сцены, что позволяет ему полнее и глубже характеризовать образы Пугачева, Маши, Гринева и др.
Один из лучших листов — «Встреча с Пугачевым», где автор достигает тесной психологической связи персонажей, отчего вся сцена приобретает крепкое построение и яркую смысловую выразительность. В этой сцене сталкиваются пронзительная зоркость испытывающего взгляда Пугачева, подозрительность его сподвижников и смелая правдивость Гринева.
Анализируя иллюстрации, выполненные художником на протяжении ряда лет,
можно проследить совершенствование его творческого метода. Работа над иллюстрацией содействует росту художника. Многое из найденного здесь может быть плодотворно использовано при создании тематической картины.
За плечами Сергея Васильевича Герасимова большой и сложный творческий путь. Художник старшего поколения, переживший трудное время кризиса реалистического искусства, он не смог избежать ошибок и заблуждений. Эти ошибки преодолевались Герасимовым наредкость настойчиво и упорно. От картины к картине, вместе со становлением и ростом всего советского искуства, крепло и набирало силы его незаурядное мастерство, и даже сейчас, уже в зрелом возрасте,
— художник ищущий и растущий.Творческий рост
а заметен и в области тематической картины, которую он, главным образом, посвящает крестьянству. Велико расстояние, пройденное от первых попыток в этой области — «Октябрь», «Приезд коммунистов в деревню» — до картины «Мать партизана». Но на этом достижении не должен остановиться и не остановится.— большой мастер пейзажа. Ему принадлежит ряд прекрасных произведений этого жанра, написанных рукой художника-патриота. В них заключен неповторимый образ Советской Родины, привольной, горячо любимой.
Жизнь Сергея Васильевича Герасимова — большой трудовой путь художника, педагога, общественника. 30 лет он преподает в художественных вузах, в 1926 году утвержден в звании профессора.
Дважды — в 1944 и 1945 гг. —
награжден за свою педагогическую деятельность орденами Трудового Красного Знамени.В 1949 году
был избран депутатом Московского Совета. В 1943 году у было присвоено звание Народного художника РСФСР. В 1947 году он избран действительным членом Академии художеств СССР.— большой, интересный, талантливый художник. Можно с уверенностью сказать, что он достигнет новых успехов в своих будущих произведениях.
С. Разумовская
Серия «Мастера советского искусства». 1951 год.
Тип-я издательства «Советский художник»