С.Ю. Жуковский. Детские и юные годы. 1980. Автор: Горелов М.И.
Южанин во время своего пребывания в Италии примыкал к группе поздних академистов, представляя вместе с целым рядом русских художников итальянизирующее направление этой школы, но отличался от них тем, что изображал современную ему действительность. Даже исторический пейзаж он видел в единстве с жизнью современного города. Именно эта сторона творчества Южанина позволяет отнести его к приверженцам реалистических тенденций в позднем академизме. Эти взгляды, безусловно, сформировались не на итальянской, а на русской почве задолго до его поездки за границу, то есть в его молодые годы: в годы учебы в Москве и педагогической деятельности в Западном крае. Можно предполагать, что эти убеждения он высказывал ученикам на уроках рисования, побуждая их изображать природу и окружающую жизнь. Быть может, взгляды Южанина отразились также на методике преподавания рисования, в основе которой лежала установка на точную передачу натуры средствами контурного и светотеневого рисунка.
Вполне закономерно, что рисование как предмет в программе реальных училищ занимало второстепенное место, тогда как для молодого Жуковского, страстно увлеченного искусством, оно стало первостепенным и основным. По-видимому, юноша сразу же обратил на себя внимание преподавателя своими способностями и прилежанием. Но те немногие часы, которые Жуковский проводил на уроках рисования, не могли его удовлетворить, и он пытался работать самостоятельно, увлекаясь не только рисунком, но и живописью.
Наиболее ранними известными нам работами Разъезд на рассветеРазъезд на рассвете. 1902Холст, масло., 87 x 143,5Одесский художественный музей», «Бессонная ночь. СветаетБессонная ночь. Светает. 1903Холст, масло, 87,5 x 132Тверская областная картинная галерея».
являются два этюда, изображающие, по свидетельству М.Б. Жуковской, имение Старая Воля. Этюды датированы: один 1890 годом (собрание В.Р. Минкина, Ленинград) и другой 1891 годом (собрание Ф.И. Подвигина, Ленинград). Оба этюда запечатлели дом с портиком и двухступенчатым фронтоном, расположенный в глубине усадьбы за оградой. Этот дом с характерным портиком будет встречаться затем в ряде картин: «Непогода», «В более раннем этюде передана ясная погода, когда архитектура и пейзаж приняли четкие очертания. В более позднем, соответствующем авторскому названию «Моросит», дом словно тает в туманной дымке раннего утра после пролившегося дождя.
В 1889 году, когда
стал учеником Южанина, последнему было всего лишь двадцать семь лет, а его ученику четырнадцать. Молодой педагог и его ученик мечтали стать известными художниками, они верили в свое будущее. Оба они обнаружили склонность к пейзажной живописи, по-видимому, вместе совершали прогулки в окрестностях Белостока и писали этюды. Можно предполагать, что во время этюдной работы на природе Южанин познакомил Жуковского с техникой масляной живописи, а палитра учителя первоначально оказывалась и палитрой ученика. Чрезвычайно быстрые успехи начинающего художника радовали преподавателя, и, по-видимому, он стал серьезно задумываться о его дальнейшей судьбе. Наверное, Южанин советовал своему юному другу узнать, как отнесется его отец к заветному желанию подростка сделаться профессиональным художником. Выяснить этот вопрос не представляло никакой трудности. Отец считал, что сыновья должны получить образование, могущее обеспечить им прочное положение в обществе. Не случайно он перевел младшего сына из классической гимназии в реальное училище, открывающее дорогу к техническим специальностям. Отец презрительно смотрел на профессию художника, не считая ее серьезным занятием. Недоброжелательное отношение к сыну, возникшее у него в этот период, сохранилось даже тогда, когда тот стал уже известным живописцем; «с насмешливой гримасой называл его «маляр» (по-польски это значило и художник, и маляр)» (см. Приложение I). С презрением и негодованием встретил отец желание подростка стать художником. Чтобы не огорчать мать, Станислав подчинился воле отца и продолжал учиться в реальном училище. Его отрадой были уроки рисования, живое общение с любимым педагогом, работа с ним на природе, рассказы и беседы учителя об искусстве.Южанин оказал на Жуковского влияние не только в смысле профессионального мастерства, но и в смысле определения его творческого лица как пейзажиста. Следует напомнить, что зрелое искусство Южанина последующих десятилетий развивалось по нескольким направлениям: ночные романтические и дневные натурные пейзажи, пейзаж архитектурный и с элементами архитектуры, жанровый пейзаж с введением человеческой фигуры и, наконец, «чистый» пейзаж. Все излюбленные темы Южанина неизменно встречаются и в зрелом творчестве Жуковского. Но если Южанин свои лучшие годы отдал изображению итальянской природы, то Жуковский в годы наивысшего подъема оказался певцом природы России.
«Вскоре семью постигло тяжелое горе — скончалась любимая мать. Особенно остро переживал утрату Стась, пролежавший в бреду с высокой температурой около месяца» (см. Приложение I). После смерти матери дом отца для него опустел и потерял прежнюю притягательность. Теперь уже ничто не связывало сына с отцом, отчуждение нарастало, что грозило привести к разрыву.
Именно в это время у Жуковского созрело решение бросить реальное училище и стать художником. Но для поступления в художественное училище необходимо было иметь свидетельство об окончании четырех классов общеобразовательной школы. Южанин, по-видимому, советовал Жуковскому попытаться поступить в Московское Училище живописи, ваяния и зодчества, но держать это в строгой тайне от отца, чтобы тот не помешал осуществлению задуманного. Надо было позаботиться и о том, как будет существовать юноша в незнакомом городе и откуда он возьмет деньги на плату за обучение. Учитель понимал, что рассчитывать на свой собственный заработок от продажи картин ученик не сможет, по крайней мере в первые годы обучения. Надо было найти покровителей из состоятельной местной среды, могущих помочь Жуковскому совершить столь ответственный шаг. По-видимому, такие лица были найдены. Чтобы не возбуждать гнев Юлиана Жуковского, они остались в тени, и, может быть, поэтому неизвестны их имена.
Можно предположить, что еще до поступления в Московское Училище Жуковский своим талантом обратил на себя внимание окружающих. Сохранилось два этюда: «Опушка на берегу» и «Луг со стогамиЛуг со стогами. 1892Картон, масло, 13,5 х 21Частная коллекция» (соответственно собрания В.Р. Минкина и Ф.И. Подвигина, Ленинград), датированные 1892 годом, с указанием, что они исполнены в Литве (то есть в Гродненской губернии. - М.Г.). В этюде «Луг со стогамиЛуг со стогами. 1892Картон, масло, 13,5 х 21Частная коллекция», изображающем туманный вечер, угадывается лирическое настроение. Эти этюды свидетельствуют о том, что Жуковский еще до поступления в Училище живописи, ваяния и зодчества осознал свое призвание стать пейзажистом.
Оставалась еще одна трудность, которую также необходимо было преодолеть. Согласно уставу Московского художественного общества поступление в Училище для учеников было ограничено возрастом от двенадцати до восемнадцати лет, до достижения совершеннолетия. В 1892 году, в год окончания четырех классов реального училища, Жуковскому исполнилось семнадцать лет, и потому он имел все основания поступить учеником в Московское Училище живописи, ваяния и зодчества. Однако для поступающих в учебные заведения существовало обязательное правило — родители должны были подавать заявления сами за своих несовершеннолетних детей. Заявление, поданное от родителей, являлось свидетельством того, что они будут заботиться о материальном обеспечении ученика и что он не безнадзорный. Жуковский не имел никакой надежды получить согласие от отца на поступление в художественное учебное заведение и тем более заручиться его письменной поддержкой. Наоборот, этой просьбой можно было испортить все задуманное дело. Оставался один-единственный выход: скрыть свой действительный возраст и писатл, что он родился не в 1875, а в 1873 году. Он надеялся при этом, что при сличении анкетных данных с данными метрического свидетельства это расхождение не будет обнаружено, так как никому не придет в голову, что для него этот вопрос является столь принципиальным, и кроме того, цифра «3» по характеру написания напоминает цифру «5», и потому чисто визуально ошибка не привлечет внимания. Увеличивая свой возраст на два года, Жуковский как бы присваивал право совершеннолетия и потому мог подавать заявление в Училище не от имени отца, а от своего имени. Правда, при этом он лишался возможности поступить в ученики Училища и мог рассчитывать быть принятым лишь в число вольных посетителей, для которых возраст не определялся уставом.
По-видимому, это решение было заранее продумано всесторонне вместе с учителем в Белостоке. Жуковский получил свидетельство об окончании четырех классов и летом 1892 года, втайне от отца, уехал в Москву. «За побег отец отрекся от сына, и они увиделись много позднее, когда
стал известным художником и вполне обеспеченным человеком» (см. Приложение I).До сих пор не найдено каких-либо документов о дальнейших контактах между Жуковским и его первым учителем Ранней веснойРанней весной. Весна в лесу. 1910Холст, масло, 80 x 105Самарский художественный музей» (1910), приобретенная в 1942 году у дочери С.Н. Южанина, художницы Ю.С. Южаниной. Картина была подарена ее отцу автором, вскоре после экспонирования на 39-й Передвижной выставке в 1911 году. В рукописном фонде С.Н. Южанина, хранящемся с Куйбышевском художественном музее, находится фотография , с его автографом, повторенным дважды, помеченным 1916 годом: Дорогому моему учителю Сергею Никитичу Южанину на память. С. Жуковскiй.
. Но представляется несомненным, что Жуковский сохранил чувство благодарности к нему на всю жизнь. Об этом свидетельствуют косвенные данные. Так, в Куйбышевском художественном музее хранится большая картина Жуковского «
М.И. Горелов
Издательство «Искусство», 1982 год.