Сергей Демков: «Я за чистоту жанра». 2017. Автор: Решетникова Анна
Архитектор
в рамках своей деятельности не только занимается проектированием жилых и общественных зданий, но и излагает свои идеи на бумаге как художник-график. С архитектурного факультета Иркутского политехнического института началось его погружение в профессию, но параллельно им осуществлялись самостоятельные опыты в графике, которые продолжаются и сегодня. Только листы в его исполнении не уходят «в стол», а периодически выставляются на арт-площадках. На одной из таких, в экспозиционном пространстве Иркутска «Event hall BOX2», на днях прошла международная выставка современного искусства «ЭХОЛОТ», для которой были отобраны несколько работ художника. В характерном для его творчества мотиве он изобразил лес в уже ставшей для автора традиции – в чёрно-белой гамме. Выбор колористической палитры отчасти можно объяснить специализацией художника, занятого, преимущественно, точными расчётами и чертежами. Сам он признаётся в местами излишней сухости некоторых работ, «но это, похоже, в крови. Архитектура не прощает больших вольностей», – добавляет Сергей.И даже в композиционном решении графического леса в трёх вариациях угадывается почерк архитектора, проектирующего через формы искусства свою индивидуальную, неповторимую природу. Выросшие плотной стеной в дикой среде, деревья на листе бумаги заняли всё пространство с минимумом воздуха. Их «испещренные» короткими штрихами стволы и ветви, кажется, не просто нарисованы, а математически выстроены. Судя по серии работ, с которой познакомился зритель на выставке, растительность не везде однородна, и еловый молоднякИз серии «Сибирский лес». Черно-белое безмолвие. 2016Бумага, перо, чернила, 40 х 50 в конечном итоге превратился в глухую, практически непроходимую тайгуИз серии «Сибирский лес». Черно-белое безмолвие. 2016Бумага, перо, чернила, 40 х 50. Оказавшись в её окружении, человек будет если не напуган, то растерян. Подобные чувства возникают и у зрителя. Как же этого удалось добиться художнику?
Главным выразительным средством в авторской графике выступает линия, в то время как цвету отводится второстепенная роль. «Я за чистоту жанра», – объясняет свою художественную позицию автор. Вообще, через чередование композиционной разряженности и сгущенности, что достигается частотой штриховки, получается различные по характеру объекты живой природы. Но в любом случае они, монохромно сдержанные, отличаются симметричностью и детальной проработанностью. Чернилами, тушью, капиллярной ручкой или карандашами на поверхность бумаги наносятся тысячи точек и штрихов, формирующих свет и тень, а также фактуру шероховатых стволов деревьев, ворсистой травы и ясного неба – свободных от штрихов островков бумаги. Есть в медитативном процессе тонирования листа что-то мистическое, волшебное. Неудивительно, что готовый результат тяготит к внеземному, магическому магриттовскому реализму, стилистически – к пуантилизму. Но есть и ещё один важная особенность графики Сергея – это определённая ритмика, как отчеканенный армейский шаг. Изображены узнаваемые элементы среды, но в новом прочтении. Это бесконечные лабиринты парковых аллей с идеально ровными рядами зелёных насаждений, с одинаковым расстоянием между ними. Едва ли можно встретить настолько регулярно организованную природу в жизни. Но она вполне реально существует как плод фантазии архитектора, позволившего себе немного творческой свободы и изредка экспериментирующего с материалами. А между тем у него в планах – покорение БайкалаИз серии «Байкальские берега». 2016Бумага, графитный карандаш, 30 х 40, но без любимых чернил и перьевых ручек. Остаётся только догадываться, насколько вольными будут предстоящие эксперименты художника.
Искусствовед Решетникова Анна