Щедрин Сильвестр Феодосиевич [1791—1830]

  • Страница №2
    • Страницы:
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4

Сильвестр Федосиевич Щедрин. Из серии «Массовая библиотека Искусство». 1946. Автор: Федоров-Давыдов А.

Перед воспитанниками Академии в этой поездке раскрывался целый новый, красочный и разнообразный мир; им довелось впервые видеть замечательные памятники искусства. Все это увлекало и захватывало, но не подавляло Щедрин Щедрин Сильвестр Феодосиевич Щедрин Сильвестр Феодосиевич [1791—1830] Русский живописец. Пейзажист. Учился в Академии художеств (1800-1811). Получил Большую золотую медаль за дипломную картину «Вид с Петровского острова», что давало ему право на «пенсионерство» за границей. В связи с войной 1812...а. Он далек от того, чтобы всем восторгаться за границей. Наоборот, он, например, отмечает плохое, сравнительно с Эрмитажем, состояние Берлинской и прославленной Дрезденской галлерей, скуку берлинской жизни, слабость современного искусства в Дрездене и т. д. Бросились ему в глаза и типично пруссаческие чванство и тщеславие. Так, в отправленной им из Рима в Академию «Дневной записке... о достопамятных вещах, виденных им в иностранных государствах, о находящихся там отличных художниках и о сделанных им насчет оных замечаний» Щедрин Щедрин Сильвестр Феодосиевич Щедрин Сильвестр Феодосиевич [1791—1830] Русский живописец. Пейзажист. Учился в Академии художеств (1800-1811). Получил Большую золотую медаль за дипломную картину «Вид с Петровского острова», что давало ему право на «пенсионерство» за границей. В связи с войной 1812... пишет: «Пруссаки, показывай свои лучшие произведения, всегда прибавят, будто тем тщеславясь, говоря: «Наполеон возил сию вещь в Париж».

Эта «Дневная записка» представляет для нас большой интерес, позволяя судить о вкусах и художественных устремлениях молодого Щедрин Щедрин Сильвестр Феодосиевич Щедрин Сильвестр Феодосиевич [1791—1830] Русский живописец. Пейзажист. Учился в Академии художеств (1800-1811). Получил Большую золотую медаль за дипломную картину «Вид с Петровского острова», что давало ему право на «пенсионерство» за границей. В связи с войной 1812...а, В музеях в первую очередь его интересуют картины, «относящиеся к моей части», т. е. работы знаменитых пейзажистов, но он не ограничивается только ими. Перечисляемый им ряд имен и памятников в общем типичен для отчетов пенсионеров Академии. Но зато его суждения о тех произведениях, на которые перед отъездом академическими учителями рекомендовалось обратить внимание, носят очень самостоятельный характер. Они даже показались академическому начальству «несколько смелыми». Так например, весьма критически отзывается Щедрин Щедрин Сильвестр Феодосиевич Щедрин Сильвестр Феодосиевич [1791—1830] Русский живописец. Пейзажист. Учился в Академии художеств (1800-1811). Получил Большую золотую медаль за дипломную картину «Вид с Петровского острова», что давало ему право на «пенсионерство» за границей. В связи с войной 1812... о портрете Наполеона Давида или о прославленной «Ночи» Корреджио. В работах знаменитых пейзажистов он отмечает прежде всего реалистические моменты и в них усматривает главную ценность. Например, у Клода Лоррена — умение живо и убедительно изображать воду и даль моря, у Гаккерта — то, что он первый начал писать этюды с натуры, у Ф. Матвеева — разность пород деревьев. Но особенно ему нравятся фламандцы «как в приемах, так и в смелых выборах моментов освещения, которые они умели в одном духе удержать», т. е. единство и верность освещения.

С такими уже намечающимися интересами к реальности и правдивости изображения прибывает молодой Щедрин Щедрин Сильвестр Феодосиевич Щедрин Сильвестр Феодосиевич [1791—1830] Русский живописец. Пейзажист. Учился в Академии художеств (1800-1811). Получил Большую золотую медаль за дипломную картину «Вид с Петровского острова», что давало ему право на «пенсионерство» за границей. В связи с войной 1812... в Рим, куда в ту эпоху посылали своих питомцев Академии всех стран Европы. Рим с его многочисленными памятниками античности и Ренессанса с точки зрения [господствовавшего тогда классицизма был идеальным местом завершения художественного образования и облагораживания вкуса.

Щедрин Щедрин Сильвестр Феодосиевич Щедрин Сильвестр Феодосиевич [1791—1830] Русский живописец. Пейзажист. Учился в Академии художеств (1800-1811). Получил Большую золотую медаль за дипломную картину «Вид с Петровского острова», что давало ему право на «пенсионерство» за границей. В связи с войной 1812... попал в Италии (в Риме) в пеструю международную художественную среду и в обстановку столкновения старых традиций с новыми веяниями. Он сумел сохранить в ней свою индивидуальность и национальный характер в своем творчестве. Он был охвачен массой новых художественных впечатлений, в которых можно было разбираться уже не торопясь, и отнесся к ним самостоятельно и критически. Об этом свидетельствуют его письма к родным, в которых он, естественно, высказывался свободнее, чем в официальных донесениях в Академию.
Так, он скептически отзывается о столпе итальянского классицизма — Каммучини, который имел в то время исключительный авторитет. Но и творчество русского пейзажиста-классика Ф. Матвеева кажется ему устаревшим и далеким от художественной правды. Щедрин Щедрин Сильвестр Феодосиевич Щедрин Сильвестр Феодосиевич [1791—1830] Русский живописец. Пейзажист. Учился в Академии художеств (1800-1811). Получил Большую золотую медаль за дипломную картину «Вид с Петровского острова», что давало ему право на «пенсионерство» за границей. В связи с войной 1812..., естественно, особенно внимательно присматривается к художественным поискам молодежи.

«Я хожу всякий день за город искать чем заняться, а остальное время употребляю на рассмотрение работ новейших художников. Мне же здесь некоторые из художников сказали, что ландшафтная часть доведена до возможного совершенства (дай бог, чтобы это была правда)», — писал он родным. Но и здесь он хочет самостоятельно разобраться. Он насмешливо отзывается, например, о сентиментальной романтике молодых немецких художников, так называемых «назарейцев».

Щедрин Щедрин Сильвестр Феодосиевич Щедрин Сильвестр Феодосиевич [1791—1830] Русский живописец. Пейзажист. Учился в Академии художеств (1800-1811). Получил Большую золотую медаль за дипломную картину «Вид с Петровского острова», что давало ему право на «пенсионерство» за границей. В связи с войной 1812... пошел своим собственным, оригинальным путем. Общее направление этого пути, т. е. поиски правдивой передачи природы, непосредственности ее восприятия и изучение ее на натуре, было то же, что и у других европейских молодых пейзажистов того времени. Но то, как конкретно решал эти задачи Щедрин Щедрин Сильвестр Феодосиевич Щедрин Сильвестр Феодосиевич [1791—1830] Русский живописец. Пейзажист. Учился в Академии художеств (1800-1811). Получил Большую золотую медаль за дипломную картину «Вид с Петровского острова», что давало ему право на «пенсионерство» за границей. В связи с войной 1812..., было его собственным, оригинальным и самостоятельным. Вместе с тем оно опиралось и на известные традиции, на то, что было им получено от его учителей в Академии художеств. Отправным пунктом стали здесь реальность и правдивость деталей, которые были в пейзажах М. Иванова и Ф. Алексеев Алексеев Федор Яковлевич Алексеев Федор Яковлевич [1753—1824] Русский живописец, пейзажист. Крупнейший художник своего времени. Первый отечественный мастер городского пейзажа. Писал виды Москвы и Петербурга, так же совершил творческую поездку в Крым....а и которые Щедрин Щедрин Сильвестр Феодосиевич Щедрин Сильвестр Феодосиевич [1791—1830] Русский живописец. Пейзажист. Учился в Академии художеств (1800-1811). Получил Большую золотую медаль за дипломную картину «Вид с Петровского острова», что давало ему право на «пенсионерство» за границей. В связи с войной 1812... усвоил, как мы это видели в его ранних пейзажах Петербурга. В своем развитии Щедрин Щедрин Сильвестр Феодосиевич Щедрин Сильвестр Феодосиевич [1791—1830] Русский живописец. Пейзажист. Учился в Академии художеств (1800-1811). Получил Большую золотую медаль за дипломную картину «Вид с Петровского острова», что давало ему право на «пенсионерство» за границей. В связи с войной 1812... постепенно приходит к живому восприятию природы и, таким образом, перестраивает тот классицизм, из школы которого он вышел.

Общие традиции этой школы с ее пристрастием к классическим сюжетам, достойным так называемого «героического» пейзажа, сказываются в выборе темы для первой картины— изображение римского Колизея. Но в работе с натуры над этюдом к картине Щедрин Щедрин Сильвестр Феодосиевич Щедрин Сильвестр Феодосиевич [1791—1830] Русский живописец. Пейзажист. Учился в Академии художеств (1800-1811). Получил Большую золотую медаль за дипломную картину «Вид с Петровского острова», что давало ему право на «пенсионерство» за границей. В связи с войной 1812...а увлекает и целиком захватывает задача точной и верной передачи здания. Он понимает свою задачу, как своеобразное портретирование натуры. «Колизей заказал мне написать с себя портрет», — сообщает он в письме к родным об этой своей работе. Это был уже новый подход, зарождавшееся интимное отношение к натуре, в которую художник всматривается, как в лицо человека. Именно такого отношения к пейзажу требовал Батюшков в своей статье «Прогулка в Академию художеств» еще в 1814 году, восклицая: «Пейзаж должен быть портрет. Если он несовершенно похож на природу, то что в нем?» Классицизм правдивую трактовку частностей подчинял абстрактному, идеальному строю изображения в целом. Теперь частное, единичное становилось в центр внимания. В маленькой картинке «КолизейЩедрин С. Ф. КолизейКолизей. 1819Холст, масло, 62,5 x 43,7Государственная Третьяковская галерея» (1819 г., Третьяковская галерея) часть громадного здания занимает почти все пространство изображения; художник действительно подходит к объекту как своего рода портретист. Здания вдали показаны лишь для того, чтобы подчеркнуть своими размерами грандиозность Колизея («...чтобы обозначилась вся необыкновенная его величина, надобно изображать эту громаду с окружающими зданиями»). Художник тщательно фиксирует все особенности здания; изучение, анализ стоят в центре его внимания. Такой подход к натуре сказывается и в его рисунках того времени и особенно в сеоии изображений водопадов в Тиволи близ Рима, которые он

пишет в 1819— 1822 годах. Его увлекает правдивая передача скал, с их расщелинами и выступами, с растительностью и громоздящимися наверху зданиями. Но в особенности внимательно пишет он низвергающиеся вниз потоки воды, ее брызги и водяную пыль. Достигнутые им в этом отношении успехи привлекают внимание к его работам: «Все ищут в моих картинах воду и охотно оные раскупают, ибо многие знатоки нашли, что я имею к оному склонность, почему и выезжаю в места, где есть реки и каскады». Много раз воспроизводя этот понравившийся мотив, Щедрин Щедрин Сильвестр Феодосиевич Щедрин Сильвестр Феодосиевич [1791—1830] Русский живописец. Пейзажист. Учился в Академии художеств (1800-1811). Получил Большую золотую медаль за дипломную картину «Вид с Петровского острова», что давало ему право на «пенсионерство» за границей. В связи с войной 1812... тем самым углубляет его художественное изучение.

Но это изучение отдельных -мотивов оказалось, недостаточным, чтобы дать ему возможность по-новому написать большую картину. Так, и «КолизейЩедрин С. Ф. КолизейКолизей. 1819Холст, масло, 62,5 x 43,7Государственная Третьяковская галерея» (1822 г.) и еще «Старый РимЩедрин С. Ф. Старый РимСтарый Рим. 1824Холст, масло, 62,5 x 86,3Государственная Третьяковская галерея» (1824 г.) исполнены, в общем, в традициях классицизма. Новое, сказывающееся глазным образом в трактовке деталей, еще не преодолевает условности. композиции и образа в целом. В обеих картинах перед вами построение изображения дается параллельными, (расположенными, как кулисы, планами. Это господство старого обусловлено традиционностью самой сюжетики картин: Рим изображается в них как объект «героического пейзажа», как «Вечный город» с его классическими руинами. Лишь преодолев этот традиционный образ, восприняв исторический город живым и современным, Щедрин Щедрин Сильвестр Феодосиевич Щедрин Сильвестр Феодосиевич [1791—1830] Русский живописец. Пейзажист. Учился в Академии художеств (1800-1811). Получил Большую золотую медаль за дипломную картину «Вид с Петровского острова», что давало ему право на «пенсионерство» за границей. В связи с войной 1812... смог сделать решительный шаг в сторону реализма. Этим первым его крупным художественным достижением была серия картин «Новый РимЩедрин С. Ф. Новый Рим. Замок Святого АнгелаНовый Рим. Замок Святого Ангела. 1825Холст, масло, 63,9 x 89,8Государственная Третьяковская галерея» (1823—1825 гг., Третьяковская галерея и Русский музей). Это — образ города в его обычной, ежедневной жизни, с лодками на реке и фигурами горожан на, первом плане. Они не позируют, а заняты своими обычными будничными делами. Щедрин Щедрин Сильвестр Феодосиевич Щедрин Сильвестр Феодосиевич [1791—1830] Русский живописец. Пейзажист. Учился в Академии художеств (1800-1811). Получил Большую золотую медаль за дипломную картину «Вид с Петровского острова», что давало ему право на «пенсионерство» за границей. В связи с войной 1812... подходит здесь к городскому пейзажу с тем живым восприятием натуры, которое он почерпнул в изображении своих водопадов. Он смотрит теперь на Рим не глазами археолога или историка, любителя классических древностей, а изображает понравившийся ему вид как бы с точки зрения жителя города. Он не ищет, как турист, необычайного, величественного и выдающегося; он не предается историческим воспоминаниям, а любуется и интересуется тем, что видит перед собой. Он находит красоту также в простом и обычном, лично, интимно подходя к образу города. В этих картинах величественная громада замка св. Ангела и собор св. Петра являются лишь частями общего городского вида. Натура становится ценной сама по себе, и тем самым зарождается реалистическое ее изображение. Идеальная абстракция натуры заменяется реальным изображением ее конкретного частного явления. Новое ощущение, новое содержание образа порождают и новую манеоу изображения, новую живописную форму. Для передачи нового, живого, современного образа города уже не годилась импозантная условная «сочиненность», которая подчеркивала какой-либо один момент, все же остальное изображала как второстепенное, как «украшение». Теперь, наоборот, надо было дать общее: целостный н единый вид города. Поэтому Щедрин Щедрин Сильвестр Феодосиевич Щедрин Сильвестр Феодосиевич [1791—1830] Русский живописец. Пейзажист. Учился в Академии художеств (1800-1811). Получил Большую золотую медаль за дипломную картину «Вид с Петровского острова», что давало ему право на «пенсионерство» за границей. В связи с войной 1812... в «Новом Риме» изображает общий вид с открытым, уходящим в глубину пространством. Еще сохраняя его передачу планами, он уже стремится слить эти планы в одно целое. Ища общности, цельности вида, Щедрин Щедрин Сильвестр Феодосиевич Щедрин Сильвестр Феодосиевич [1791—1830] Русский живописец. Пейзажист. Учился в Академии художеств (1800-1811). Получил Большую золотую медаль за дипломную картину «Вид с Петровского острова», что давало ему право на «пенсионерство» за границей. В связи с войной 1812..., естественно, находит его в связи составляющих его предметов между собою, в их объединении единством освещения. Перед ним встают задачи передачи света и воздуха, изображения воздушной перспективы.