Сохраняя великие традиции. 2016. Автор: Иван Правдин
В последние годы вновь обострились споры о пути, которым может пойти Россия, в том числе ее искусство. Спорят о преемственности поколений, размышляют о глубоких слоях культуры, а также том, что называют ее, культуры, «актуальной» частью.
Последние четверть века прошли в попытках найти новый художественный язык, причем поиски эти проходили вне тех рамок и тех пространств, где публика привыкла искать произведения искусства. На резких поворотах истории русским людям свойственно забывать старое и поклоняться тому, что кажется новым. Инсталляции, перформансы, разного рода акции, в том числе весьма сомнительные с точки зрения мастерства и с точки зрения нравственности, некоторое время вызывали интерес, но быстро наскучили. Ничего удивительного: если устои шатаются, то жить в такой обстановке весьма неуютно.
В поисках устойчивости публика отправилась на выставки классиков. Русская реалистическая школа живописи,
и , оказалась в авангарде интересов наших современников. Сегодняшние зрители продолжают живо интересоваться также русской историей, ее деятелями, нравственным опытом поколений, ищут элементы философии, которые могут оказаться доступными при встрече с тем или иным полотном, графическим листом, скульптурой. Человеку по-прежнему свойственно тянуться к высокому и прекрасному: к природе и лучшим проявлениям человеческой натуры. Зрители продолжают искать в искусстве правды, и правда эта должна быть выражена с безупречным мастерством.К художникам этого ведущего для России направления принадлежит
.Знатоки современной живописи знают двух художников с таким именем – отца и сына. Отец, Эдуард Порфирьевич, заслуженный художник России, родился в1948 году в Челябинске, в семье художника и реставратора Порфирия Панова. Он закончил художественную школу и художественное училище, затем художественный факультет Московского технологического института. Автор множества персональных выставок и произведений, хранящихся в музеях и частных собраниях по миру. Профессор кафедры живописи МГОУ.
Сын, Эдуард Эдуардович, родился в 1976 году. Ничего удивительного, что он выбрал мир изобразительного искусства: художник в третьем поколении, он с детства слышал имена великих мастеров и споры о живописи, рос среди картин. В 1994 году Эдуард окончил Московский академический художественный лицей имени В. И. Сурикова, затем – отделение живописи и композиции Российской Академии живописи, ваяния и зодчества. В 1999 году вступил в Союз художников России. Участник многих российских и международных выставок. Уже более десяти лет он передает секреты мастерства на кафедре живописи Московского государственного областного университета.
Творчество Эдуарда Эдуардовича Панова, его пейзажи, портреты, натюрморты – словно иллюстрация того, насколько жива в современном искусстве тема преемственности художественных поколений. Семейные традиции являются прочным фундаментом творчества художника. Крепкая академическая выучка не тормозит его развитие, но позволяет наполнить работы современным звучанием.
Чуткий зритель ощущает в его работах живописную смену времен года, утренний и вечерний светРассвет в лесу. 2016Холст, масло, 50 х 80, прелесть лесных опушек, красочность осенних пейзажей, свежесть пышных букетов и аромат цветов. Такие работы не просто украшают интерьер, они формируют пространство, согревают его, дают ощущение радости живой жизни. Настрой этих работ можно назвать задушевностью, столь важной для русского искусства.
Городские пейзажи, выполнение в традициях классического реализма,
старается преобразить и переосмыслить. Художник предлагает зрителю путешествие не только в пространстве, но и во времени. Могучая зимняя Нева или Большой канал Венеции увидены глазами современника, который помнит о великих завоеваниях прошлого и ищет в них опору для настоящего.Его мастерство пейзажиста бесспорно: выбор места, ракурс, свет и тень, переливы цвета – все говорит о великолепном владении профессией. Очаровательны его лесные пейзажи, традиционно русские, наполненные любовью к нашей неяркой, но очаровательной природе, такой живописной и такой суровой в любое время года. Под взглядом художника она приобретает свою несомненную прелесть, и это ощущение передается зрителю. К счастью, Эдуард Панов много ездит, пишет этюды, его кисть запечатлела многие интересные уголки России.
В последнее время художник сосредоточился на портретной живописи, создав значительную галерею образов современников. Это реалистические изображения близких людей, фотографически точные и согретые живым чувством. Он не потакает дурному вкусу, а старается раскрыть в каждом сложную личность, которая способна вызвать зрительский интерес. Эти портреты словно обращены к будущим поколениям и, безусловно, находят свое место в галереях и частных собраниях разных стран.
А самой привлекательной для широкой публики частью творчества Эдуарда Эдуардовича наверняка являются его натюрмортыНатюрморт с кексом. 2017Холст, масло, 55 х 75. ЦветыОсенние хризантемы. 2017Холст, масло, 55 х 75 на полотнах Панова источают ароматы и свежесть, а традиционный «чайный» набор предметов русского стола радует глаз. Самовар, блины, баранки, ягоды… Традиционная яркость красок здесь смягчена влюбленным взглядом художника, стремящегося во всем сохранить живые традиции русской жизни.