Сомнительный улов. О картине художника Наркиза Бунина. 1903.
Сомнительный улов. О картине художника
Одна из работ Наркиза Николаевича была представлена на выставке Санкт-Петербургского Общества художников в 1903 году. Называлось полотно «Рыбная ловляРыбная ловля. 1903Холст, масло, 75,6 х 106,7Частная коллекция» и представляло компанию рыбаков с сетью, некоторые из которых сняли брюки, чтобы залезть в водоем, и остались в одних рубахах... Причем, среди голоногих были опознаны Лев Толстой и Репин. Публика была шокирована!
Один из посетителей, киевский мещанин Семен Любошиц выхватил карандаш и размашисто написал на картине: «Мерзость!», после чего сдался в руки полиции и отсидел 6 дней за свою выходку.
Разразившийся скандал вылился на страницы прессы.
* * *
Голоножие в искусстве
Года два назад
выставил у передвижников портрет Л.Н.Толстого, причем изобразил великого писателя босиком.Рассказывают, что когда Толстой узнал о таком своем портрете, он написал Репину: «Благодарю вас, Илья Ефимович, что, разув меня, вы оставили на мне хотя бы панталоны».
Если действительно Толстой обратился с такими словами к Репину, то несомненно, что он не совсем был доволен изображением себя на картине без сапог. Но в таком случае, что должен испытывать великий писатель, узнав о появлении на выставке картины, где он фигурирует не то что босым, а уже без самых необходимых принадлежностей туалета всякого мужчины.
Короче говоря, нашелся художник, который лишил на своей картине Толстого того, что Репин все-таки не решился снять с великого писателя.
Подобного рода картину публике предстоит созерцать на имеющей в воскресенье открыться выставке Спб. художников.
Автор картины,
, изобразил яснополянского отшельника стоящим на берегу реки, одетого в одну рубашку, причем ноги Толстого обнажены художником выше колен.Неправда ли, как это оригинально?
Но это еще не все...
Художник, очевидно, нашел, что в подобном виде Толстому как-то неловко одному позировать и, для компании, рядом с ним изобразил, буквально в таком же виде, И. Е. Репина!
Может быть, по отношению к Репину это была маленькая месть за Толстого?
Мол, ты снял с Толстого сапоги, так я за это сниму с тебя панталоны...
«Петербургская газета». 06 марта (21 февраля) 1903 года
* * *
Как известно на выставке с.-петербургского общества художников фигурирует картина Бунина, изображающая Льва Николаевича Толстого и
в одних рубашках, ловящими рыбу.На днях выставку посетил сын Льва Николаевича, граф Л.Л.Толстой, и так возмутился видимым, что немедленно послал своему отцу телеграмму, прося его совета, как поступить, чтобы с выставки была убрана картина.
Ответ от Льва Николаевича должен последовать не сегодня завтра, и в случае если окажется, что законным путем ничего нельзя сделать, Лев Львович Толстой намерен выступить с печатным протестом против произведения Бунина, рассчитывая добиться этим путем нравственного воздействия на автора картины и на выставочный комитет.
«Новости дня». 14 (01) марта 1903 года
* * *
Я не сочувствую, ни этой манере писать портреты, ни манере московского журналиста писать на картине "мерзость". Обратить на себя внимание прекрасной картиной или прекрасной статьей - трудно. Но нарисовать известного человека без штанов или написать на картине - "мерзость" - очень легко. Это называется смелостью, скандалом, наглостью. Но тут нет ни мужества, ни таланта, ни других сколько-нибудь почтенных качеств. ...
А.Суворин
* * *
«Члены жюри бросились к г.Любошицу, желая его схватить, но г. Любошиц энергично воскликнул: "Первому, кто меня тронет, я дам пощечину! Я сделал это сознательно! Еще вчера я провел весь день с графом Толстым. Сегодня же вижу на выставке эту возмутительную мазню! Никто меня не смеет задержать. Я сам останусь. Пошлите за полицией!"
Послали за полицией. ... Некоторые из публики тут же написали протест против помещения этой картины на выставке и вручили его г. Любошицу. Под протестом подписалось 40 человек».
«Биржевые ведомости» 16 (03) марта 1903 года
* * *
"История " на выставке петербургских художников
...В тот же день «Рыбная ловляРыбная ловля. 1903Холст, масло, 75,6 х 106,7Частная коллекция» с московской надписью мерзость на ней была снята...
Помимо рекламы художнику Бунину и журналисту Любошицу — в выставочную кассу потекли деньги. В первые дни выставки посетителей насчитывалось ежедневно около сорока; когда заговорили о «Рыбной ловле» посетители начали считаться сотнями; 2-го марта их было более 1000. В понедельник до двух часов дня входных билетов продано более 400. Чтобы не тревожить публику обманчивыми надеждами увидеть совокупные произведения гг.
и Любошица, — будет повешен у входа аншлаг о снятии «Рыбной ловли».Биржевыя ведомости. 17 (04) марта 1903 года
* * *
Письмо в редакцию
Много разговоров в городе о картине г.
, изображающей рыбную ловлю и на ней великого писателя...Понимаю, что содержание картины может шокировать людей фешенебельного круга, но не понимаю, что в ней скандального. Говорят, что публику особенно привлекают в этой картине и соблазняют изображенные на ней, среди разных других предметов, ноги люде, занятых рыбной ловлей: эти-то ноги и делают картине рекламу. Если это так, то право, странная публика. ... Да почему бы, наконец, не посмотреть и на эту картину с символической точки зрения и не увидеть в ней не простых рыбаков и не простые сети, а ловцов, уловляющих вселенную. А став на эту точку зрения, вспомнив, что это же в традициях живописи — символически изображать великих людей в не совсем скромных одеяниях: самого Наполеона Канова изобразил вовсе без одежды ...
Федор Сологуб. «Биржевая газета - Новости». 18 (05) марта 1903 года
* * *
В Ясной Поляне
...Льва Николаевича в его деревенском уединении так мало интересуют пресловутые "злобы дня", которыми дышит город. Положим, он все знает, за всем следит, все читает. Спросишь его о чем ни будь, и на все получаешь спокойный ответ. Даже такие вопросы, которые казалось бы касались лично его, не вызывают в нем ни малейшего волнения.
— Видали вы картину Бунина? - спросил я.
— Видал на снимке.
— Ну, что скажете?
— Ничего. Я давно уже достояние общества и потому не удивляюсь ничему...
«Новое время». 07 мая (24 апреля) 1903 года
* * *
Еще по поводу картины г.
На днях в «Новостях» была помещена заметка А.Р.П-ского, в которой последний выражает сомнение в правдивости изображенного на картине г.
сюжета.Мотивом для подобного сомнения является убеждение, что Л.Н. Толстой, как строгий вегетарианец, не употребляющий вообще убоины, вряд ли стал бы заниматься рыбной ловлей.
По поводу такого предположения считаю небезынтересным указать на рассказ покойного Фета, из которого видно, что когда последний приехал в гости в Ясную Поляну, то, к удивлению своему, застал в доме одну лишь дряхлую старуху, которая на вопрос А.А., где господа, с трудом могла прошамкать, что господа-де на озере рыбу ловят.
И действительно, пройдя по указанной дорожке к озеру, Фет увидал всех обитателей усадьбы занятыми вытаскиванием сетей, а самого графа Льва Николаевича — по колено в воде...
Федор Сологуб. 18 (05) марта 1903 года
* * *
Феод. Ульянской, 24 (11) марта 1903 года
ПЕТЕРБУРГ
По телефону
Рыбная ловляРыбная ловля. 1903Холст, масло, 75,6 х 106,7Частная коллекция» беседовал с сотрудником «Новостей» и, между прочим, сказал:
, автор картины «— Я уважаю Толстого, как писателя и большого романиста, но его чудачества я всегда находил нелепыми и никогда не одобрял тех, кто возводил Толстого в культ. Это абсолютно слепое поклонение Толстому я всегда считал диким и смешным. В моей картине, однако, против Толстого ничего нет. Если я нарисовал около него Репина, то потому, что тот возводит Толстого в культ. Ведь в каких только позах и картинах не перерисовал Репин Толстого. ...
По словам Бунина, гражданского иска к Любошицу он не намерен предъявлять, а повезет свою картину в Берлин, где ею очень заинтересовались, и оттуда он получает массу предложений.
«Новости дня». 26 (13) марта 1903 года
* * *
29 (16) марта 1903 года
ПО ТЕЛЕФОНУ ИЗ ПЕТЕРБУРГА
2 апреля в камере мирового судьи 2-го участка разбиралось дело по обвинению киевского мещ. Любошица, написавшего на картине художника Бунина слово «мерзость». Дело привлекло массу публики, среди которой было немало художников. Самого Любошица на Суде не было. ...
Мировой судья, признав Любошица виновным по ст. 14 и 38 стт. уст. о нак., заочным решением приговорил его к аресту на 6 дней без замены штрафом.
«Московский листок». 16 (03) апреля 1903 года
Позже, резюмируя итоги шумихи вокруг «Рыбной ловли», столичное издание «Гражданин» констатировало: «Это была неделя оголенного Толстого».
А в обществе разразилась дискуссия на темы: «Хорошо ли показывать знаменитости без порток», «Можно ли писать на мерзкой картине "мерзость"» и «Ловит ли вегетарианец Толстой рыбу».