Станислав Жуковский. Из серии «Знаменитые художники из Беларуси». 2012. Автор: Владимир Прокопцов
— всемирно известный художник лирического и усадебного пейзажа и интерьера, оставивший после себя большое творческое наследие — свыше 600 произведений, находящихся в ведущих европейских музеях, картинных галереях, частных коллекциях.
Феномен художника
до сих пор словно магнит притягивает к себе внимание как специалистов, так и любителей живописи загадочностью и таинственностью произведений, стремительностью восхождения мальчика из белорусского Полесья на художественный Олимп, одаренность которого от Бога при жизни ставили рядом с талантом а, а, С. Коровина... Судьбой ему было предопределено выдержать все жизненные испытания: нелегкий путь в искусстве, славу и горечь разочарований.Великолепие деревенской природы, с детства окружавшее мальчика, не могло не способствовать проявлению тонких чувств будущего художника. Родился Станислав 13 мая 1875 года в Волковысском уезде Гродненской губернии в семье польского помещика, жившей в имении Старая Воля, где и прошло все его детство. Его мать, Мария Вержбицкая, родом из Варшавы, из дворянской семьи, имела хорошее воспитание: училась в Париже и знала несколько иностранных языков. В семье часто звучала фортепианная музыка в ее исполнении, она отдавала душу и сердце воспитанию своих детей. Именно мать привила Стасу любовь к музыке, поэзии и рисованию.
Его отец Юлиан не хотел видеть младшего сына художником. После восстания 1863 года царские власти конфисковали всю собственность Жуковских, лишили их сословных прав и привилегий, а двух братьев сослали в Сибирь на каторгу. Их собственное поместье и землю в Старой Воле семья Жуковских арендовала, поэтому отец мечтал, чтобы его младший сын стал хозяином — лесником или агрономом — и имел реальное занятие и «кусок хлеба». С этой целью он отвез Станислава в классическую гимназию Лаговского в Варшаве, а затем — в Белосток, где в реальном училище, которое закончил старший брат Болеслав, учили хозяйственным профессиям. Во время обучения в Белостоке Станислав не прекращал рисовать, а наоборот, сблизился с учителем, известным пейзажистом
, который не только дал основы пейзажной живописи, но и развил талант Стаса, способствовал его поступлению в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.Втайне от отца и без его разрешения Станислав в семнадцатилетнем возрасте уехал в Москву в училище живописи. Он приписал себе два года, что давало ему право без попечительства, самостоятельно подать заявление и быть зачисленным вольным слушателем. С 1892 года
жил в Москве, в общежитии на Мясницкой, что без поддержки родных и близких было очень сложно. Несмотря на это, он много работал, удивляя своих педагогов и друзей. Чтобы прокормиться, оплатить обучение и проживание в общежитии, он, кроме учебных постановок, писал на продажу пейзажи. Уже через год на XVI ученической выставке он представил 13 картин, которые экспонировались в четырех залах, что свидетельствовало о первых успехах . Недаром, ведь его учителями были талантливые художники-педагоги: , , , , , , , .Огромное влияние на творчество
оказал педагог , у которого он научился точному рисунку, умению рисовать не только с натуры, но и по памяти, мастерству композиции по сочетанию в картине интерьера и пейзажа, что было созвучно его таланту. С благодарностью вспоминал о методике преподавания пейзажной живописи педагога а также и однокурсник , его ближайший друг, наш соотечественник .На третьем году обучения С.
перешел в фигурный класс, где преподавали Н. Касаткин и А. , . Совершенное владение анатомическим рисунком (рисование постановок с человеческими фигурами) Жуковскому не раз пригодилось в будущем при написании портретов. Несмотря на то, что его учитель был мастером жанровой картины, все же формировался как пейзажист. Но впоследствии в своих произведениях он органично вносил в пейзаж некоторые детали с человеческими фигурами, которые оживляли композицию, делали его картины настоящими шедеврами.Возможность расширить колористическую палитру привела пытливого
в класс педагога В. а, воспитанниками которого в разное время были и И. . Влияние В. а на творчество было значительным. Прежде всего оно было обусловлено яркостью красок, в «чистый» пейзаж он мастерски включал архитектуру, объединенную с природой в единое гармоничное целое. Позднее этот прием использовал в своих многочисленных усадебных пейзажах, которые стали настоящей классикой. Наш земляк вспоминал: « восхищал учеников силой красок природы, которую писал радужными тонами южного неба и моря. С его приходом в училище мы стали различать краски, искать цвет: до него мы этого не знали... С. ... тонко воспринял от а яркие сочетания красок».В марте 1895 года НеманНеман. 1895Холст, масло., 41 x 67Костромской государственный объединенный художественный музей» (1895), «Лес. Папоротники. Закат» (1895) и др. работал неистово, на одном дыхании, боясь не успеть запечатлеть что-то самое главное — родной дом в Старой Воле («Утро» («Усадьба»), 1896), «Последний снегПоследний снег. 1896Холст, маслоНациональный художественный музей Республики Беларусь» (1896), «Лесная дорогаЛесная дорога. 1898Холст, масло, 37,5 х 49,7Национальный художественный музей Республики Беларусь» (1898) и другие с детства милые сердцу пейзажи. Именно здесь, у родных стен, раскрылся поэтический талант художника, о чем свидетельствовали хорошие отзывы педагогов и критиков на XVIII ученической выставке, где были представлены семнадцать произведений, а также на вернисажах Московского общества художников и Общества любителей искусства. Картина «Весенний вечерВесенний вечер. 1896Холст, масло, 71 x 98Дальневосточный художественный музей» (1990-е) пополнила коллекцию П. Третьякова, картина «Май» в 1896 году получила премию Московского общества любителей искусства. Стремительно росла в художественных кругах его популярность.
получил от Совета Московского художественного общества удостоверение и билет «для свободного проживания во всех городах Российской империи», что дало ему возможность с натуры рисовать и делать живописные этюды любимых родных мест. Он уехал на родину, много работал в Старой Воле, на Немане, в Беловежской пуще, где создал картины «В 1897 году Весенняя водаВесенняя вода. 1898Холст, масло, 78 x 121Государственный Русский музей» (1898), которая с успехом экспонировалась на XXVII выставке передвижников. Она сразу была приобретена Русским музеем императора Александра III и отмечена восторженными отзывами критиков: «Из молодых пейзажистов обращает на себя внимание С.Ю. , светлое, глубокое дарование которого много обещает в будущем. Его «Весенняя водаВесенняя вода. 1898Холст, масло, 78 x 121Государственный Русский музей» — произведение выдающееся... ».
успешно сдал экзамены в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, женился на художнице Александре Игнатьевой, с которой учился вместе в одной группе, и подал прошение о переводе его из вольных слушателей в ученики. Благодаря этому переводу он стал полноправным учеником, что дало и материальные выгоды по оплате за учебу, возможность переехать с женой из общежития училища в двухкомнатную квартиру дома Богомолова на Каланчевской улице. безудержно работал, искал в живописи новые художественные средства. Как и другие молодые, он находился под влиянием художника и педагога училища И. а, открывшего новые направления в пейзажной живописи. В следующем году создал во многом этапную для своего творчества картину «начал занимать в искусстве прочное место не только как достойный ученик и продолжатель традиций И. а (для них природа была основой творчества при всех различиях в методах написания картины), но и как художник нового поколения, новой формации, придающий пейзажной живописи симфоническое звучание.
На рубеже веков в русской живописи появились произведения целой плеяды лучших мастеров пейзажа во главе с Лунная ночьЛунная ночь. 1899Холст, масло, 88,3 x 115Государственная Третьяковская галерея» (1899), которая экспонировалась в 1900 году на XXIX передвижной выставке и имела большой успех из-за своего новаторского подхода. Смелая фронтальная реалистичная композиция, где засыпанное снегом имение с таинственным сиянием застекленных окон и дверей, фосфорическим лунным светом, придавала загадочность и мистичность картине. За это произведение в 1901 году получил большую серебряную медаль и звание классного художника. Его имя стали включать в список ведущих пейзажистов.
ым, В. ым, ым, И. ом. Среди них имя логично стало в один ряд продолжателей традиций, но он не повторял ни одного из них. Более того, нашел свой путь в искусстве со своей темой имений и дворцов. Так, для многих стала приятной неожиданностью его картина «В 1901 году он с отличием закончил училище, много работал, не порвал связи с художниками-единомышленниками В. Бялыницким-Бирулей,
ым, , активно участвовал в выставках. В 1904 году в Москве был создан Союз русских художников, объединенных позициями реалистической живописи. Среди таких имен, как , , , , , , , ... и имя . При этом , как и другие художники (П. , , ), — в поисках. Он активно использовал в своих произведениях новые художественные приемы и технику письма: корпусный мазок, широкую живописную манеру, в чем-то похожую на с его громкими аккордами света и цвета. В произведениях появилась повышенная декоративность красок, четкий фактурный мазок, в то же время не терялась лиричность пейзажа.В первом десятилетии XX в. творчество Озеро СенежОзеро Сенеж. 1902Холст, картон, масло, 45 х 66Национальный художественный музей Республики Беларусь» (1902), «Ветрено на озере» (1909), «Плотина» (1906), «Осенний вечер» (1909), «Озеро МолдиноОзеро Молдино. 1909Холст, масло, 72 x 107Частное собрание» (1909), в который широкими мазками передал фактуру, а декоративная манера письма органично дополнила реалистичность природы. На его выставки приходили толпы людей, критика не обходила вниманием ни одну работу. В эти годы открыл и свою двухгодичную художественную школу, где готовил художников широкого профиля. В школе, просуществовавшей с 1906 по 1917 год, в свое время обучались известные график И. Нивинский и поэт В. Маяковский — мастер плаката. 29 октября 1907 года Петербургская Академия художеств присвоила Жуковскому звание академика, что открывало перед молодым художником большие перспективы.
достигло подлинного расцвета, его имя стало широко известным, талант художника получил настоящее признание. Он создал замечательную серию пейзажных произведений, таких как «постоянно искал свою манеру письма, не боясь пастозного мазка и открытого цвета, выразительной пластики, достиг полной свободы в живописи. Он знал секрет, какую-то тайну, которой владели только классики пейзажа А. Куинджи и И. . Его картина «Плотина» (1906), как писали в прессе, стала шедевром русской живописи и даже темой исследования у искусствоведов.
Под вечерПод вечер. 1910Холст, масло, 70,5 x 102Вологодская областная картинная галерея» (1910), «ОзероОзеро. 1910Холст, масло, 79,5 х 104,5Музей-квартира И.И. Бродского» (1910), «Лесное озероЛесное озеро. Золотая осень (Синяя вода). 1912Холст, масло, 116,5 x 142,5Харьковский художественный музей» (1912), «Синяя водаСиняя вода. 1914Холст, масло, 71 х 97Частное собрание» (1914).
много и творчески работал на озере Удомля. Он частый гость на даче «Чайка» В. Бялыницкого-Бирули, где создал ряд пейзажей вокруг озера Молдино: «Не порывая с пейзажной живописью, которую условно можно разделить на чистый пейзаж, пейзаж с архитектурными усадьбами и имениями, БылоеБылое. Комната старого дома. 1912Холст, масло, 110 x 130,5Национальный художественный музей Республики Беларусь» (1912), «Радостный майРадостный май. 1912Холст, масло, 95,3 x 131,2Государственная Третьяковская галерея» (1912), «В старом доме» (1912—1913), «Гостиная» (1912), «Поэзия старого дворянского домаПоэзия старого дворянского дома. 1912Холст, масло, 81 x 104,5Государственный Русский музей» (1912), «ВерандаВеранда. 1911Холст, масло, 71 х 93Национальный художественный музей Республики Беларусь» (1911), «В старой аллееВ старой аллее. 1913Холст, масло, 81 x 113Частное собрание» (1913) и др.
после 1910 года надолго увлекся усадебными интерьерами, которые стали, пожалуй, одними из самых главных и любимых в его дальнейшем творчестве. Многие из этих работ написаны Жуковским в усадьбе Островки хозяев Милюковых у озера Молдино: «В 1916 году С.
перебрался в поместье Рождествено под Звенигородом, после плодотворно работал в поместье Брасово. В 1917 году в Кусково (под Москвой) он создал замечательные полотна, запечатлев интерьеры Зеленой и Малиновой гостиной, принадлежавшие графу С. Шереметьеву. Архитектурные ансамбли с красивыми парками, прекрасные интерьеры усадеб с картинами и мебелью не могли не впечатлить художника. К сожалению, большинство из них на глазах приходило в упадок и разрушалось, особенно активный процесс обозначился в 1920—1930-е годы во время борьбы с «дворянскими гнездами».Настоящей стихией творчества, смыслом жизни для
оставалась живопись. От первой жены у него не было детей, он женился на другой, бывшей студентке своей школы, художнице С. Кваснецкой, красивой женщине, которую он часто изображал на своих полотнах. Много времени он проводил на природе, много писал на пленэре, занимался охотой, как и его друг В. Бялыницкий-Бируля.Достигнув признания и высокого статуса в обществе как выдающийся художник, педагог, коллекционер,
стремился реализовать свой талант, особенно после революции 1917 года, которую он, как и другие художники, не принял, увидев в ней разрушительную силу. Пытаясь сохранить от разграбления уникальные сокровища искусства, он исследовал в Москве и Подмосковье усадьбы и частные коллекции. Так, Жуковскому и Машкову едва удалось сохранить уникальную коллекцию фарфора и усадьбу С. Шереметьева. Вместе с художниками А. и В. ым, , , В. ым, ым, ым он работал в Комиссии по охране памятников искусства и зодчества, созданной при Наркомпросе, а также и в художественном Совете Третьяковской галереи.В условиях гражданской войны все труднее становилось жить и работать. Чтобы хоть как-то прокормиться, в 1918 году вместе с семьей больного брата он переехал из Москвы в имение Павловское у озера Молдино. «Он сразу писал несколько картин, одну — утром, вторую — днем, третью — вечером», — вспоминал его друг художник
. Однако продавать картины становилось все труднее. Во избежание голода семья Жуковских в конце 1919 года переехала в Вятку, где прожила около двух лет. И здесь одержимо работал, писал пейзажи окрестностей, расписывал даже декорации для Вятковского театра, пытался сделать персональную выставку в помещении Вятковского художественного музея, но местные художники отказывали «конкуренту». Тогда он выставил 45 картин в доме купца Клабукова. Выставка имела успех, ее посетило около восьми тысяч человек.В 1921 году
устроил свою выставку в Москве, где представил 74 произведения — творческий отчет за четыре года. Но усадебные пейзажи и интерьеры не укладывались в идеологию пролетарской культуры (мир — хижинам, война — дворцам), его воспринимали как «певца дворянского быта». После скандала с критиком А. Эфросом, в то время активно пропагандировавшим творчество М. Шагала и объявившим «вне круга настоящего искусства и настоящих художников», осознал свою невостребованность, а в 1923 году окончательно убедился в этом, когда его даже не пригласили на очередную передвижную выставку. В это время территория его родного края отошла к Польше, и принял решение уехать на свою родину с мыслью, что там будет больше возможностей реализовать свой талант. Из сорока восьми тридцать лет жизни были отданы России, и ему было непросто сделать такой выбор в самом расцвете творческих сил. Но другого выхода не было. Последующие двадцать лет он прожил в Варшаве и создал там ряд бессмертных произведений.ИнейИней. 1928Холст, масло, 62 x 74Национальный музей в Варшаве», 1928; «Речка на ПолесьеРечка на Полесье. 1928Холст, масло, 62,5 х 74,5Национальный музей в Кракове (Muzeum Narodowe w Krakowie)», 1928; «Начало зимыНачало зимы. 1929Холст, масло, 54 x 64Государственный Русский музей», 1929). Кроме чистых, писал и усадебные пейзажи, с особым волнением возвращался опять к своему родному дому («Осеннее утро», 1929), создал замечательный цикл архитектурной классики интерьеров Лазенковского дворца в Варшаве.
ежегодно принимал участие в самых разных выставках, где в основном экспонировались работы, написанные в родных с детства местах — Беловежской пуще, на берегах Немана и Буга («в Польше высоко ценили как замечательного мастера живописи. Его произведения отмечались различными премиями, дипломами, наградами, а также приобретались Национальным музеем Варшавы, Национальной галереей Кракова, другими музеями польских городов. Он стал членом польского Общества поощрения художников, присоединился к группе близких себе по творческому духу польских художников-импрессионистов (Т. Цесьлевский, А. Кендерский, Т. Земек и др., сохранив при этом свою живописную манеру письма.
Во время экономического кризиса в Польше с помощью первой жены
передал в Москву на продажу 11 живописных полотен польского периода: «Ночь ветреная» (1928), «Красная вода в Беловежской пуще» (1929) и др. Он хотел, чтобы его произведения были в экспозициях Третьяковской галереи и Русском музее, чтобы имя его не было забыто в России, с которой у него так много связано. В 1936 году глава Академии художеств СССР И предложил Жуковскому даже вернуться в Москву, обещая мастерскую и место в академии, но тот временил...Последняя выставка произведений С.
состоялась весной 1939 г. Потом началась война, и немцы заняли Польшу. Во время оккупации находился в Варшаве, в 1944 году принимал активное участие в Варшавском восстании и затем оказался в немецком концлагере в Прушково. В конце 1944 года в общей могиле с жителями Варшавы он нашел свой вечный покой...А для нас художник Станислав
останется навсегда белорусским национальным гением, настоящим патриотом и гражданином родного Отечества, которое он прославил своими бессмертными произведениями. Лишь небольшая часть из них — 41 живописное полотно находится в коллекции Национального художественного музея Республики Беларусь, с которой мы можем познакомиться в постоянной экспозиции.