Суриков. К столетию со дня рождения. 1948. Автор: Н. Машковцев
затронул огромную тему ломки старого быта. Дикарь в правой части картины стоит гордый и не понимающий происходящего!. Женщина на коленях умоляет князя, как бога, как идола. Древняя Русь еще в состоянии язычества. К теме столкновения старого с новым и теме суда Суриков вернется в «Стрельцах» через самое короткое время.
Возможно, что эту тему «Княжьего суда» подсказал молодому художнику П.П. Чистяков, профессор Академии, которого Суриков почитал как единственного настоящего своего академического учителя. С великой прозорливостью Чистяков угадал суть дарования Сурикова и наставлял его на путях живописи. Следует вспомнить, что и самого Чистякова всегда привлекали исторические темы, и, будучи еще академистом, он писал картины из русской истории. Дипломная картина Чистякова — «Великая княгиня София Витовтовна, на свадьбе в. к. Василия II Темного в 1433 г. срывает с Василия Косого пояс, принадлежавший некогда Дмитрию Донскому». За эту картину Чистяков получил в 1861 году первую золотую медаль и заграничную командировку.
Картина тогда находилась в музее Академии художеств, и
ее, конечно, видел.Но еще больше развивали Сурикова непосредственные беседы с учителем. Отголоски их слышны в двух суриковских письмах к Чистякову из-за границы. Более всего Суриков был благодарен Чистякову за то, что он «указал путь истинного колорита».
В следующем году
написал программу, доставившую ему первую золотуюьмедаль: «Апостол Павел объясняет догматы веры в присутствии царя Агриппы и сестры его Вероники».Это большая картина, более двух метров в длину И почти полтора метра в ширину. Поразительно здесь изображение самого апостола Павла. Его поза, его жест и его лицо делают из него подлинный психологический центр композиции. Вдохновение написано на его лице. Великим достоинством исполнена вся его фигура. Это первая картина Сурикова, скомпанованная по принципу психологической композиции. Первая картина, в которой участвует сильная человеческая личность, образующая собою единственный Центр картины. Здесь гений Сурикова вплотную подходит к разрешению своих органических задач. Но не найдена еще историческая сфера, приближенно намечающаяся в «Княжьем суде».
В 1875 году Суриков кончил Академию с золотой медалью. Получив заказ в храме Христа Спасителя — написать на четырех пилонах четыре первые Вселенские собора, — Суриков переехал в Москву. Эскизы «Соборов» были выполнены еще до переезда, в академической мастерской (Государственный Русский музей, 1876), картины же написаны уже в Москве (1877—1878). Они были огромного размера (каждая по 28 квадратных аршин). Сурикову хотелось оживить эти иконные изображения, ввести туда, согласно церковной истории, национальные греческие лица, однако духовное начальство этому воспротивилось, и Сурикову пришлось подчиниться. «Мне нужно было денег, чтобы стать свободным и начать свое»,— объясняет он эту не свойственную ему уступчивость. С этих пор Суриков стал безраздельным и полновластным хозяином собственной жизни, решительно отказываясь от всех заказов. Впоследствии, когда директор Московского училища живописи Львов сообщил Сурикову об избрании его профессором, Суриков ответил, что «неоднократно уже отказывался от профессорства в Академии и считаю для себя, как художника, свободу выше всего».
Около того же времени Суриков женился па Елизавете Августовне Шарэ. Отец ее был француз, дед — декабрист Свистунов.
Начавшаяся радостная семейная (жизнь и относительная материальная обеспеченность позволили художнику всецело отдаться творчеству. Сама Москва предоставляла условия, необычайно для того благоприятные. «Я как в Москву приехал, — говорил
, — прямо спасен был. Старые дрожжи, как Толстой говорил, поднялись».До Сурикова исторические художники ограничивались изображением исторических эпизодов с малым количеством действующих лиц. Но еще никто не отваживался изобразить массу народа, притом не как безличную толпу, служащую только фоном для действия героев, а как живых людей, переживающих потрясающие моменты жизни.
В «Утре стрелецкой казниУтро стрелецкой казни. 1881Холст, масло, 218 x 379Государственная Третьяковская галерея» Суриков изобразил эпилог той страшной исторической трагедии, которой началось царствование Петра I. Это «начало славных дней Петр», омраченное мятежами и казнями, и изображено Суриковым.
Соправительница Петра, царевна Софья, воспользовавшись тем, что Петр в это время был за границей, подняла верных ей стрельцов на мятеж, чтобы свергнуть Петра, единовластно завладеть троном и уничтожить новые порядки, вводимые молодым царем. Верные Петру полки, под предводительством боярина Щеина, разбили мятежников. Петр спешно вернулся в Москву и лично повел розыск. Казнь стрельцов происходила в Москве, на Красной площади. Она была подробно описана секретарем австрийского посольства Корбом, дневник которого и послужил для Сурикова главным; источником исторических сведений. Всюду, где мог, Суриков собирал данные об исторических костюмах, работал в Оружейной палате и Историческом музее. С величайшей добросовестностью Суриков относился ко всем подробностям картины.
Действие происходит в Москве, на Красной площади, около Лобного места. В глубине в утреннем голубоватом тумане высится громада Василия Блаженного. На площади стоят телеги, на них в белых рубахах приговоренные к смерти стрельцы с зажженными свечами в руках и около каждого — матери, жены и дети.
Здесь все пришло на помощь художнику: и композиционные учебные занятия, и уменье видеть композицию в натуре, и понимание архитектуры, а главное, сибирские воспоминания и чувства, которые давала ему окружающая жизнь.
«Как я на Красную площадь пришел,— говорил Суриков,— все это у меня с сибирскими воспоминаниями связалось. Когда я их задумал,
у меня все лица так и возникли. И цветовая раскраска вместе с композицией». Москва, после Петербурга и казенной Академии с ее неживыми и нерусскими темами, дала художнику впечатления, необычайно сильные по контрасту, соединившиеся с жившими в нем впечатлениями детства. «Я в Петербурге еще решил «Стрельцов» писать. Задумал я их, когда еще в Петербург из Сибири ехал. Тогда еще красоту Москвы увидал. Памятники, площади — они мне дали ту обстановку, в которой я мог поместить свои сибирские впечатления».
Сложная и, на первый взгляд, не объединеная композиция «Стрельцов» дробится на отдельные группы. В центре каждой группы — осужденный, вокруг него — семья.
«Торжественность последних минут» не могла бы быть раскрыта художником, если бы он не окружил каждого стрельца членами его семьи. Тут во всей своей силе говорит голос крови, в великом напряжении показаны те силы, которые связывают семью в одно целое. Какая поглощающая сила чувства выражена в каждом женском образе!
И несомненно, что наряду с сибирскими воспоминаниями в создании этих образов участвовало еще и личное чувство художника. Нужно вспомнить, с какой силой любил Суриков свою семью, мать и в особенности свою молодую жену и двух девочек. Он не только перенесся воображением на рубеж XVII и XVIII веков, но и самого себя, представил на месте осужденного стрельца, отчетливо переживая горе ближних.
Собрание писем Сурикова (почти исключительно писем к самым близким родным) лучше всего доказывает, какой великой ценностью была для художника семья. Не могла же эта сторона жизни, занимавшая такое важное место, пройти бесследно для его искусства, все содержание которого так органически вырастало из его личности. Если так значительно отразились в его творчестве картины родины и все впечатления и обстановка детства, то как же можно предположить, что чувства, связанные с семьей, останутся не выраженными в искусстве.
И тема стала конкретной не только благодаря точно определенному историческому и, археологически осязаемому моменту, но и потому, что сам художник вложил в ее разработку нечто от своей собственной жизни.
Вот на каком цементе воздвигнута постройка «Стрельцов». Анализ отдельных групп может дать содержательные результаты, если притом нее время иметь в виду, как главное, указанный общий принцип в построении всей композиции.
На первом плане картины он изобразил крошечную девочку, одиноко и беспомощно стоящую между двух старых женщин. Своими широко раскрытыми глазами словно видит она испугавшее ее темное будущее. Черты ее лица сильно напоминают старшую дочь художника — Оленьку, которой исполнилось тогда два года. Слева от девочки, прямо на земле сидит старая женщина в темном коричневом платье. Неизвестно, с какой модели писал ее художник. На морщинистое ее лицо горе наложило окончательные, завершающие образ штрихи. Она окаменела в этом своем состоянии. И рядом с ней — другая, должно быть, тоже старая женщина. Она сжимает в кулаке погашенную свечу. Она опустила голову, и лица ее не видно. Но вся поза выражает величайшее отчаяние.
Еще дальше, направо показан один из самых драматических эпизодов всей картины. Молодого стрельца Преображенский офицер ведет к виселице. Должно быть, прощание с женой и сыном сломило его. Он едва переступает заплетающимися ногами, опустив голову; руки его висят, как плети. С каким огромным тактом Суриков представил эту страшную сцену. Он, очевидно, не хотел изображать самого момента прощания, так как в этом случае этот эпизод в силу своего психологического напряжения превратился бы в центр картины. Он не захотел также показать лица стрельца. Не могло оно прославлять стрелецкую силу. Великий реалист не мог не показать всей правды, такой, какой подсказывало ему знание человеческого сердца. Мог быть среди стрельцов и такой, который дрогнул и ослабел в последний час. Но так как художник изобразил его со спины, то фигура эта кажется не столь значительной, как все другие фигуры стрельцов. Резким контрастом с этой надломленной фигурой является стрелец, стоящий на телеге, в самом центре картины. Он повернулся спиной к Петру. Низко склонившись и сжав в руке свечу, он прощается со своими друзьями и единомышленниками. Общим абрисом своей склоненной фигуры он поразительно напоминает древнерусскую икону из «чина». Едва ли случайно это сходство. Живя в Москве,
в изобилии мог видеть образцы Древнерусской иконы. Они не могли не произвести на него сильнейшего впечатления, не меньшего, чем памятники древней архитектуры.