Суриков Василий Иванович [1848—1916]

  • Страница №7
    • Страницы:
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8

Суриков. К столетию со дня рождения. 1948. Автор: Н. Машковцев

Летом брат Александр приехал в Москву. Он всячески старался вернуть художника к жизни, оторвать его от гнетущих воспоминаний и дум. Он заставил Василия Ивановича показывать ему московские достопримечательности, вместе они бывали в театрах, и даже съездили в Питер. В конце августа брат уехал обратно в Красноярск, и художник остался один. Он опять погрузился в тяжелые свои думы, в заботы о маленьких дочерях. Работать он не мог. Мать и брат настаивали, чтобы он переехал в Красноярск. Суриков Суриков Василий Иванович Суриков Василий Иванович [1848—1916] Великий русский художник, живописец, крупнейший мастер исторической живописи. Учился в петербургской Академии художеств. Был членом Товарищества передвижников с 1881 по 1907 г., затем перешел в "Союз русских художников". С 1895 г. был ... послушался этого совета, распродал обстановку, уничтожил часть работ. сохранив только самые нужные и ценные, и вместе с дочерьми двинулся в путь. В Красноярск они приехали в мае 1889 года.

Постепенно художник начал возвращаться к жизни. Памятником его тогдашнего состояния осталась картина «Исцеление слепорожденногоСуриков В. И. Исцеление слепорожденного Иисусом ХристомИсцеление слепорожденного Иисусом Христом. 1888Холст, масло, 162 х 107Московская православная духовная академия», которую он, по собственному признанию, написал для самого себя, удовлетворяя неотступную душевную потребность. Только в 1893 году художник нашел возможным показать ее на Передвижной выставке.

Живя зимой в Красноярске и участвуя в тамошних зимних развлечениях, Суриков увлекся Мыслью написать «Взятие снежного городкаСуриков В. И. Взятие снежного городкаВзятие снежного городка. 1891Холст, масло, 156 x 282Государственный Русский музей», изобразив излюбленную сибирскую игру, которую художник с азартом наблюдал в юности и которую для него инсценировали в селении Лодейки, где была построена из ледяных глыб крепость, всадник ломал ее стену и перескакивал через нее.

Игра, в которой участвуют взрослые, состоит в том, что через стену снежной крепости, плотно и красиво сложенной, с зубцами и ледяными пушками, должен пробиться грудью конь с всадником, которому препятствует не только высокая, чуть ни в рост человека, стена крепости, но и со всех сторон окружающие ее люди, которые действуют хворостинами и кричат, стараясь испугать коня и заставить его свернуть в сторону. Замысел своей картины сам Суриков Суриков Василий Иванович Суриков Василий Иванович [1848—1916] Великий русский художник, живописец, крупнейший мастер исторической живописи. Учился в петербургской Академии художеств. Был членом Товарищества передвижников с 1881 по 1907 г., затем перешел в "Союз русских художников". С 1895 г. был ... выразил совершенно ясно: «В «Снежном городке» я написал то, что я сам много раз видел. Мне хотелось передать в картине впечатление своеобразной сибирской жизни, краски ее зимы, удаль казачьей молодежи» (запись С. Глаголя). Как и всегда, близкие и знакомые ему люди позировали для картины. В кошеве, на спинку которой накинут богатый ковер с букетами, спиной к зрителю, в горностаевой пелеринке сидит двоюродная племянница художника Т.К. Доможилова, с ней рядом в темной шубке, опустив руку в муфте на спинку саней, сидит, повернувшись в профиль, красноярская молодая попадья («Сибирская красавица» — Е.А. Рачковская?), в санях рядом — брат художника А.И. Суриков, в других слева санях — в собачьей дохе и с кнутом — крестьянин Нашивочников. Победитель, черный человек с напряженным выражением лица, сильной рукой ломающий снежную стану, по одним сведениям — печник Дмитрий, по другим — торгошинский казак Стрижнев. Второй всадник — А.Н. Пестунов. Так создалась эта единственная по своему характеру в творчестве Сурикова жанровая картина. И изображена здесь не драма, а веселая народная игра, разудалая молодежь, девушки румяные, кровь с молоком. Волосы у них чудные, глаза лучатся улыбкой. Нарядный ковер, накинутый на спинку саней, сразу создает настроение праздника. И костюмы нарядные и лица смеющиеся. Узор ковра, празднично горящий своими цветами на солнце, вместе с самими сидящими в санях и изукрашенной зеленой дугой составляет главное красочное пятно картины. Черно-коричневый фон ковра поднимает звучание цвета, который резко отделяется от нежных оттенков снега и неба. Зимняя гамма, торжественно-приподнятая в «Морозовой», в «Городке» звучит жизнерадостным перезвоном.

В «Городке» зародилась совсем новая суриковская тема — тема широкой казацкой натуры, тема удали и силы, развернувшаяся в эпопеях позднейших картин.

В этом смысле «Городок» представляется непосредственным переходом к «Ермаку», картине, которая так же, как и «Морозова», потребовала огромного времени, поисков соответствующей натуры И труда, который исключал всякую возможность какой-либо другой сколько-нибудь серьезной работы.

В начале осени 1890 года Суриков переехал из Красноярска в Москву. Законченную картину «Снежный городок» он привез с собой, выставив ее зимой 1891 года на Передвижной.

Картина путешествовала вместе с выставкой по теей России, потом была куплена коллекционером Мекком, от которого и была приобретена в Русский музей. В Сибири к Сурикову вернулась его творческая работоспособность. «Необычайную силу духа я тогда из Сибири привез»,— вспоминал он. Ни в чем себе не изменяя, Суриков нанял в Москве скромную квартиру на Долгоруковской улице (комната побольше, как всегда, служила ему мастерской) и всецело отдался работе. Тогда, повидимому, он занимался разработкой эскизов к «Ермаку».

Лето 1891 года художник снова провел в Красноярске, где собирал материалы для «ЕрмакаСуриков В. И. Покорение Сибири ЕрмакомПокорение Сибири Ермаком. 1895Холст, масло, 285 x 599Государственный Русский музей». Зимой картина была начата. Суриков Суриков Василий Иванович Суриков Василий Иванович [1848—1916] Великий русский художник, живописец, крупнейший мастер исторической живописи. Учился в петербургской Академии художеств. Был членом Товарищества передвижников с 1881 по 1907 г., затем перешел в "Союз русских художников". С 1895 г. был ... сообщает брату ее точные размеры: 8 аршин (длины) и 4 (ширины). Кроме того, к очередной Выставке он подготовил «небольшой этюд, давно начатый, русская старинная девушка в нашем голубом прабабушкином шугае. Вышло ладно». Видимо, это та самая картина, которая в каталоге XX выставки передвижников называлась «Историческим этюдом». Кроме нее, на той же выставке Суриков экспонировал еще «Портрет г-жи Н. Н.».

В 1892 году летом Суриков снова жил в Сибири. На этот раз он задержался в Тобольске. «Пишу этюды в музее, и татар здешних, и еще виды Иртыша... Время у меня здесь проходит с пользой... Дня через два уезжаем в Самарово или Сургут — остяков в картину писать...

Более 3 или 4 дней там жить не думаю. А потом скорее к вам, дорогие мои. Мы ужасно соскучились по вас. Что делать? Этюды нужны».

Однако он недолго пробыл у матери и скоро уехал за поисками материалов, на этот раз в Минусинский округ. В Минусинске оя надеялся подробно осмотреть музей, богатый сибирскими древностями и этнографическими экспонатами, но музей был закрыт на ремонт, и многое не удалось видеть. Потом он жил на даче И.П. Кузнецова за Узыв-Джулом, где написал много этюдов татар.

В Москве Сурикову в интересах работы пришлось переменить квартиру на большую. В декабре 1892 года художник на короткое время оторвался от «Ермака», чтобы подготовить к выставке «Исцеление слепорожденногоСуриков В. И. Исцеление слепорожденного Иисусом ХристомИсцеление слепорожденного Иисусом Христом. 1888Холст, масло, 162 х 107Московская православная духовная академия». Но уже в начале 1893 года он пишет брату: «Теперь я опять принялся за «Ермака». Радуюсь, что много этюдов для него написал». Ревностно изучал Суриков и исторические материалы: «Кунгурскую летопись» и историю донских казаков. «Мы, сибирские казаки, — писал он брату,— происходили от них, потом уральские и требеиские. Читаю, а душа так и радуется, что мы с тобой роду хорошего... Работаю над картиной с 8 часов утра до 6 часов вечера и позже». Очевидно, руководствуясь этими историческими трудами и материалами, Суриков летом 1893 года оешает отправиться на Дон, к казакам. Поездка вполне рправдала его ожидания. «Мы проживаем теперь, — писал он брату 4 июля, — в станице Раздорской — на Дону. Тут я думаю найти некоторые лица для картины. Отсюда, говорят, вышел

Ермак и пошел на Волгу и Сибирь... Написал два лица казачьи, очень характерные, и лодку большую казачью. Завтра будет войсковой станичный круг. Посмотрю, что там пригодится». Там были написаны этюды для Ермака и его есаулов, которые художник использовал для картины. Верность типов Суриков Суриков Василий Иванович Суриков Василий Иванович [1848—1916] Великий русский художник, живописец, крупнейший мастер исторической живописи. Учился в петербургской Академии художеств. Был членом Товарищества передвижников с 1881 по 1907 г., затем перешел в "Союз русских художников". С 1895 г. был ... проверял в Москве, приглашая к себе в мастерскую казаков, «и казаки признавали их за свои». Весной 1894 года в картине была написана почти вся казачья сторона, и художник уже оканчивал некоторые фигуры.

Многие художники смотрели «ЕрмакаСуриков В. И. Покорение Сибири ЕрмакомПокорение Сибири Ермаком. 1895Холст, масло, 285 x 599Государственный Русский музей» еще незаконченным и говорили Сурикову, что это лучшая его картина. Летом 1894 года Суриков собирал материалы в Сибири, где написал этюд для гребца с ссыльного полтавского казака А.С. Головатинекого, крепкого человека, с мускулистыми руками и выпуклой грудью. Это фигура в глубине картины, на носу второй лодки, но очень заметная и сильная.

Особенно много материалов в том же году Суриков Суриков Василий Иванович Суриков Василий Иванович [1848—1916] Великий русский художник, живописец, крупнейший мастер исторической живописи. Учился в петербургской Академии художеств. Был членом Товарищества передвижников с 1881 по 1907 г., затем перешел в "Союз русских художников". С 1895 г. был ... собрал для татарской стороны картины. В окрестностях озера Шира он пишет этюды хакасов (качинеких татар).

Работа приближалась к концу. Вернувшись со всеми собранными материалами в Москву, Суриков перебрался на другую, меньшую квартиру, а картину перевез в Исторический музей. Теперь она получила надлежащие условия освеще-.ния, и ее можно было смотреть издали, чего не позволяла тесная для такого огромного полотна комната Сурикова. М.В. Нестеров Нестеров Михаил Васильевич Нестеров Михаил Васильевич [1862—1942] Крупнейший русский и советский художник, живописец. Был членом "Товарищества передвижников". Заслуженный деятель искусств РСФСР (1942). Лауреат Сталинской премии первой степени (1941). Дореволюционное творчество в основном посвящено темам... увидел законченную картину одним из первых. «Я пошел в Исторический музей, где тогда устроился Василий Иванович в одном из запасных неоконченных зал, отгородив себе досчатой дверью, которая замыкалась им на большой висячий замок. Стучу в досчатую дверь. — «Войдите». Вхожу и вижу что-то длинное, узкое... Меня направляет Василий Иванович в угол, и, когда место найдено, мне разрешается смотреть. Сам стоит слева, замер, ни слова, ни звука. Смотрю долго, переживаю события со всем вниманием и полнотой чувства, мне доступной, чувствую слева, что делается сейчас с автором, положившим душу, талант и годы на создание того, что сейчас передо мной развернулось со всей силой грозного момента» — чувствую, что с каждой минутой я больше и больше приобщаюсь, становлюсь, если не участником, то свидетелем огромной человеческой драмы, бойни не на живот, а на смерть, именуемой «Покорение СибириСуриков В. И. Покорение Сибири ЕрмакомПокорение Сибири Ермаком. 1895Холст, масло, 285 x 599Государственный Русский музей»...

Минуя живопись, показавшуюся мне с первого момента крепкой, чудной, звучной, захваченной из существа действия, вытекающей из необходимости, я прежде всего вижу самую драму, в которой люди во имя чего-то бьют друг друга, отдают свою жизнь за что-то им дорогое,
заветное.

Суровая природа усугубляет суровые деяния. Вглядываюсь, вижу Ермака. Вон он там на втором, на третьем плане; его воля — непреклонная воля, воля не момента, а неизбежности, «рока» над обреченной человеческой стаей.

Чем я больше смотрел на Ермака, тем значительнее он мне казался как в живописи, так и по трагическому смыслу своему. Он охватывал все мои душевные силы, отвечал на все мои чувства... Повеселел мой Василий Иванович, покоривший эту тему, и начал говорить, как говорил
бы Ермак — покоритель Сибири» (М. В. Нестеров).

Действительно, в «ЕрмакеСуриков В. И. Покорение Сибири ЕрмакомПокорение Сибири Ермаком. 1895Холст, масло, 285 x 599Государственный Русский музей» Суриков Суриков Василий Иванович Суриков Василий Иванович [1848—1916] Великий русский художник, живописец, крупнейший мастер исторической живописи. Учился в петербургской Академии художеств. Был членом Товарищества передвижников с 1881 по 1907 г., затем перешел в "Союз русских художников". С 1895 г. был ... поднялся на необычайную даже для него высоту исторического прозрения. Он утверждал, что композиция картины, т. е. вся расстановка движущихся сил, была им продумана и решена до того, как он ознакомился с летописным изложением события. «А я ведь летописи не читал. Она [картина] сама мне так представилась: две стихии встречаются. А когда я, потом уж, Кунгурскую летопись начал читать — вижу, совсем как у меня. Совсем похоже. Кучум ведь на горе стоял. Там у меня скачущие».