Суриков. К столетию со дня рождения. 1948. Автор: Н. Машковцев
Но ЕрмакеПокорение Сибири Ермаком. 1895Холст, масло, 285 x 599Государственный Русский музей» черты народного характера возвел до степени эпического величия. Работая с натуры над лицами хакасов и остяков, он сделал удивительное открытие: «Пусть нос курносый, пусть скулы, а все сгармонировано. Это и есть то, что греки дали — сущность красоты. Греческую красоту можно и в остяке найти». Сурикову и здесь не изменила высокая объективность художника, и врагов Ермака он изобразил без малейшей тени злобы или насмешки.
не только показал борьбу этих двух стихий, он раскрыл их характер, правдиво и с предельной ясностью представил суть и значение исторического события. Зритель перед картиной стоит пораженный не только тем, что перед ним кипит страшная битва, но тем, что воочию перед ним происходит движение исторических сил, совершается великое событие, предопределенное всем ходом нашей истории и в свою очередь определившее дальнейший ее путь. «Мы, русский народ, существуем и мы такие, ка,к мы есть, оттого, что у нас были такие предки, и оттого, что они так бесстрашно и уверенно сражались под водительством Ермака». Вот в каких исторических трагедиях обнаруживается скрытый героизм русского человека, его величайшее мужество и презрение к смерти. В «Поражает сила творческого воображения художника. В самых ранних композиционных эскизах дана не только общая расстановка масс, но и характеры большинства фигур в их движениях и поворотах, так что дальнейшая, годами осуществлявшаяся этюдная работа с подходящей натуры была постепенным заполнением ранее определившихся контуров.
заранее знал, что нужно ему искать в натуре.Как и в «Морозовой», существо композиции «ЕрмакаПокорение Сибири Ермаком. 1895Холст, масло, 285 x 599Государственный Русский музей» — в движении. Но здесь движение еще сложнее и труднее для изображения, чем в «Морозовой». Казачья флотилия движется навстречу туземному войску, но каждый отдельный казак изображен в спокойном «состоянии. На их лицах нет и следа заботы о себе, тем менее — боязни; но нет и показного героизма. Спокойно, без всякой суеты и торопливости они делают свое дело. Их лица не только спокойны, но и торжественно серьезны, они понимают великое значение того, что происходит. В лице Ермака с наибольшей силой выражено это понимание.
Вполне противоположны казакам неистовые лица и резкие движения фигур туземцев, прижатых к подножию берега. Тревогу и смятение в их лагере подчеркивает конница на верху горы. Своим разорванным силуэтом она усиливает чувство смятенной беспорядочности и тревоги.
Удивительно строен и совершенен колорит картины. Истоки его искал Суриков в сибирской природе. Пейзажные этюды сопутствовали всей работе над картиной. Но колористический строй ее решался еще эскизами. В немногих красках Суриков синтезировал свои бесчисленные наблюдения. Число красок ограничено, они суровы и мужественны. Их могучая гармония пронизывает всю картину. По своему колориту, его красоте и содержательности « ЕрмакПокорение Сибири Ермаком. 1895Холст, масло, 285 x 599Государственный Русский музей» — вершина творчества Сурикова.
[ Репин писал по поводу «Ермака»: «Впечатление от картины так неожиданно и могуче, что даже не приходит на ум разбирать ату копошащуюся массу со стороны техники, красок, рисунка. Все это уходит, как никчемное: зритель ошеломлен этой невидальщиной. Воображение его потрясено, и чем дальше, тем подвижнее становится живая каша существ, давящих друг друга...»
За последние два десятилетия жизни Суриков написал ряд портретов близких ему людей и сделал множество эскизов исторических композиций. Закончены им были только две исторические картины: «Переход Суворова через Альпы» и «Степан Разин».
Первая представляет собою, до некоторой степени, вариант «ЕрмакаПокорение Сибири Ермаком. 1895Холст, масло, 285 x 599Государственный Русский музей». Это то же изображение русского воинства, но не перед лицом врага, а в условиях природы, почти не преодолимой, враждебной человеку. После героев «Ермака» естественно, что Сурикова увлекли суворовские чудо-богатыри, по зову полководца бесстрашно низвергающиеся в пропасть. Картина Сурикова — подлинный гимн русскому человеку, его мужеству, его непреодолимой жизненной силе, его светлому разуму. С какой поразительной теплотой показан Суриковым образ Суворова, воем родного, понятного и доступного, И сила его не в том, что он ломает волю солдата, повелевает, а в том, что он умеет объяснить ему долг перед родиной, значение того дела, которому он служит. Вот какими показаны Суриковым Суворов и его солдаты. Это люди понимающие воинскую честь и патриотический долг, преданные интересам родины.
сам был в Швейцарии в местах исторического перехода. Вот как он писал о своей работе: «Верхние тихо едут, средние поскорее, а нижние совсем летят вниз. Эту гамму выискать надо было. Около Интерлакена сам по снегу скатывался с гор, проверял. Сперва тихо едешь, под ногами снег кучами сгребается. Потом — прямо летишь, дух перехватывает».
Труднее всего Сурикову далась его последняя картина — «Степан РазинСтепан Разин. 1906Холст, масло, 318 x 600Государственный Русский музей».
Замечательно, что в самом первом эскизе «Степана Разина» Суриков думал изобразить атамана и чующую свою участь персидскую княжну, как поется в популярной песне. Эскиз этот помечен 1887 годом. Он очень красив и декоративен по замыслу. Паруса казацких стругов, как крылья гигантских птиц, почти закрывают небо.
Лодки и человеческие фигуры намечены с большой энергией. Мысль художника совершенно ясна. Так разработанная тема давала возможность показать в Разине победу идеи над личным чувством, хотя и сильным, но ничтожным перед историческим делом, которому служил Разин, ради которого шла за ним его ватага. Таким образом, в этом первом эскизе картины усматривается как бы возврат к трагической теме «Стрельцов». Но от этой трактовки быстро отошел художник, считая, очевидно, что этот легендарный, романтический эпизод хотя и изображает победу Разина, но все же нечто убавляет от цельной его личности и не позволит сосредоточить внимание на том, что было в нем, с точки зрения художника, самым значительным. А значительна в нем была революционная мысль, мысль действенная и дальновидная, несокрушимая решимость, понимание хода истории, воплощавшее стремление народных масс. Лица гребцов-казаков мужественны и красивы, особенно молодого, с раскрытым воротом, изображенного почти в профиль. Этот человек завтра может стать героем. Но все они, в том числе и он, еще далеки от тех важных дум, которыми занят Разин.
В окончательном варианте картины Разин изображен сидящим в огромном струге, перед ним — музыкант. Струг окружают бескрайние волжские просторы. Взмахи весел буровят золотистую воду. Золотистый свет струится с вечернего неба. Разин погружен в глубокую думу. Это не безвольное созерцание — это крепкая дума. О чем? Вряд ли о себе и своей судьбе. Это дума значительная, великая дума атамана. Выражение лица Разина было плавной заботой художника. Когда картина была выставлена, он на выставке еще переписывал лицо Разина. Однажды, закончив работу,
оказал знакомому художнику:«Сегодня я лоб писал Степану; правда, теперь гораздо больше думы в нем» («Воспоминание Д. Минченкова).
Бросается в глаза сходство лица Степана с одним из последних автопортретов самого художника. Он нечто от самого себя вкладывал в личность Разина.
Подобно легендарному атаману, своей великой думой
объемлет исторические судьбы народа, безгранично верит в его духовные силы, страдает вместе с ним.Герои истории, по Сурикову, не слепые и случайные люди, а те, кто одарен пониманием исторического момента, кто не только участвует в нем, но и определяет его суть и движение. Историческое сознание было присуще не только самому художнику; он полагал его неотъемлемой принадлежностью исторических лиц.
Проникновенной, глубокой думой о родном народе является все искусство Сурикова. Вот что связывает Сурикова со всеми творцами нашей национальной истории и выдвигает его в первые ряды творцов национальной культуры. Можно без преувеличения сказать, что пластическая и живописная красота русского человека была впервые выражена Суриковым в его творчестве. Русский народ так же прекрасен в его творениях, как греки в скульптуре Фидия, и каждый человек так же одухотворен, как персонажи Рембрандта.
Мировое искусство не знает ни одного живописца, целью искусства которого было бы прославление родного народа, его красоты и его высоких душевных качеств.
Вот почему творчество
а является великим вкладом русского народа в сокровищницу мирового искусства.
Н. Машковцев
Издательство «Искусство». 1948 год. Из серии «Массовая библиотека»