Суржикова Марта. Город: взгляд изнутри. 2017. Автор: Решетникова Анна
После окончания Ивановского художественного училища
перебралась в Москву, продолжив обучение в Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки. Перемены в жизни девушки не могли не сказаться на её творчестве. Но после переезда в столицу её авторский почерк не претерпел кардинальных изменений. Сказывается ещё влияние ивановской школы живописи с традициями реализма. Возможно, это объясняется и тем, что она без рвения покоряет Москву, а скромно наблюдает за ней изнутри, из замкнутого пространства квартиры. Насколько молодому художнику из провинциального города комфортно в мегаполисе с беспощадным к человеку ритмом? Как Марта смогла освоиться в новых условиях? Сейчас она, находящаяся в процессе привыкания, выбрала для себя путь рефлексии и художественного анализа мира – того, что окружает её каждый день. Для зрителя же это возможность увидеть Москву с иного ракурса, лишённую столичного лоска, «непричёсанную», отличающуюся от ЦАО серостью спальных районов. При этом художник смог избежать той типичности, которая присуща архитектуре города за пределами его центра, добавив цвета в его облик. Её работы заключают в себе философию тишины и уединения, мысли и переживания художника-интроверта, находящегося в поисках скрытой эстетики. Художник словно распахивает окно не просто перед собой, а для каждого из нас, показывая, что может быть за ним, за границами тесного быта.Поэтому мотив окнаБез пятнадцати. 2016Картон, масло в работах Марты центральный и преобладающий. Но из её окон не открываются панорамные виды на магистрали или площади, их, кажется, заслоняют собою стены соседних многоэтажных коробок. Отсюда цвет бетона лейтмотивом звучит и переходит из одной живописной работы в другую. Со слов автора, любовь к серому цвету сложилась у неё ещё в училище. В новой теме он, сдержанный и приглушённый, был разложен на широкий спектр оттенков: от оливкового до розового. Благодаря резбелённой палитре город не получился скученным и бездушным. Он, скорее, немного хмурый и задумчивый, будто расстроенный от собственного внешнего вида: однообразных панельных домов и голых деревьев во дворах. И те, и другие объекты живой и неживой природы – в фокусе внимания автора. Наблюдая за ними с некоторого отдаления, со стороны и высоты верхних этажей, художник задаёт определённую дистанцию между собой и миром. И с этого расстояния ему лучше видится и чувствуется то, что мы иногда упускаем из виду и не замечаем вокруг из-за стремительного ритма жизни, суеты и шума. Показательно, что для прошедшей недавно персональной выставки Марты в музее «Творческая мастерская С.Т. Коненкова» на Тверской было выбрано название «Ускользающая тишина». Ведь громкие звуки чужды внутреннему миру художника, стремящегося к уединению. Избегая жёстких контуров, он включает в композиции неявные линии графитным карандашом, чем вносит графичность в живопись.
Но не всегда Москва – главный персонаж работ Марты. Иногда город выступает фоном для натюрмортВыжил только лук. 2017Картон, маслоов, через которые художник пытается донести мысль до зрителя, рассказать ему о своём состоянии. Подоконник с цветочными горшками, обаятельными букетами и посадками лука – это её личный глоток воздуха, которого так не хватает в открытом столичном пространстве. Это своеобразная зона комфорта, которую пока не желает покидать девушка. Этим и ценна, и интересна для зрителя её художественная позиция – не стать частью глобального, а оставаться индивидуальностью в динамичном социуме и не подстраиваться под него, а иметь свой собственный взгляд изнутри.
Искусствовед Решетникова Анна