Тематические циклы художника Жуковского 1910-1917 годов. 1980. Автор: Горелов М.И.
На грани двух десятилетий внутри Союза русских художников произошел раскол с последующим распадением объединения на две группы. Поводом для раскола послужила статья Александра Бенуа в газете «Речь» от 19 марта 1910 года, в которой он подверг критике группу московских художников — членов Союза. С присущим ему полемическим задором Бенуа объявил передовых живописцев отсталыми: «К арьергарду принадлежат: Пастернак, Переплетчиков, Аполлинарий Васнецов, отчасти Жуковский и Виноградов и, наконец, один из величайших русских художников — Суриков».
Московские художники сочли «неудобным и не отвечающим этическим требованиям корпорации подобные выступления в печати, будучи членом той же корпорации», и направили Бенуа письмо, датированное 8 апреля 1910 года, за двенадцатью подписями: С.Т. Коненкова, С.В. Малютина, А.М. Васнецова, С.А. Виноградова, Л.О. Пастернака, Н.В. Досекина, С.В. Иванова, Н.А. Клодта, А.С. Степанова, А.Е. Архипова, М.X. Аладжалова, К.А. Коровинаи С.Ю. Жуковского. Письмо послужило сигналом к выходу из Союза Бенуа и вместе с ним целого ряда художников, создавших в Петербурге новое объединение под знакомым уже названием «Мир искусства». С другой стороны, протестовавшие художники образовали в Москве свое объединение, сохранив прежнее название: Союз русских художников.
Решение присоединиться во время раскола в Союзе к московским художникам было принято Жуковским не без колебаний. По-видимому, он не хотел разрыва и поставил свою подпись в письме в адрес Бенуа в последний момент. После всех подписей мелким почерком написано: Присоединяется: Жуковскш. Эти колебания вполне объяснимы, если вспомнить, что Жуковский был в 1902 году приглашен С. П. Дягилевым через посредство В. А. Серова на выставки «Мира искусства» и вместе с художниками этой группы, после ее объединения с группой «36-ти», вошел в Союз русских художников. В 1907 году при вступлении в члены Союза он был единогласно принят на собрании петербургской группы Союза. Все это свидетельствует, что петербургские художники бывшего «Мира искусства» проявляли интерес к его творчеству.
В 1910 году Бенуа относился к Жуковскому двойственно: с одной стороны, он признавал его талант, с другой стороны, неодобрительно отзывался о его приверженности к передвижникам: «... Жуковский послал свои лучшие вещи на «передвижную», и, пожалуй, он прав, ибо приятнее быть в деревне первым, нежели в Риме вторым» . «И все же, в общем, коллекции репинских произведений — единственный козырь выставки, тогда как все остальное на ней тоскливо до безнадежности, если не считать еще удачных этюдов Жуковского, который, как я уже говорил, не решается расстаться с передвижниками и всецело примкнуть к «Союзу», вероятно, из понятного желания играть в этой упадочной среде первенствующую роль». Такая точка зрения была чисто субъективной. В действительности преданность Жуковского передвижникам объяснялась не его честолюбием, а приверженностью к реалистической направленности их искусства.
После выделения москвичей в самостоятельное объединение в творчестве членов Союза русских художников наблюдается большее единообразие. В искусстве «союзников» теперь можно отметить слияние прогрессивных отечественных традиций, идущих от изобразительного и народного глубинного искусства, с одной стороны, и тенденций общеевропейского импрессионизма, с другой. Разумеется, расстановка акцентов была индивидуальной, у одних мастеров превалировали современные тенденции, у других — традиции прошлого.
Все эти перемены незамедлительно сказались в творчестве Жуковского, которое всегда было чутким барометром своего времени. В нем наиболее органично соединились многие влияния, соподчиненные, однако, его яркой творческой индивидуальности.
Как и прежде, его образы просты и лаконичны, как и прежде, в его работах обнаруживается стремление к декоративности, способствующей общей приподнятости и звучности живописного строя. Но если в предшествующий период декоративизм проявлялся по преимуществу в сопоставлении больших цветовых
плоскостей или сферических поверхностей, что обусловливало монументальную выразительность его живописных полотен, то в наступивший новый период эти приемы заменяются другими, обновляется сама техника письма, выявляющая характер творческого процесса. Теперь сопоставляются не столько отдельные значительные по размерам цветовые поверхности,'сколько «группы», сочетания цветовых пятен, то довольно крупных, то уменьшающихся до точечных мазков. Декоративные приемы становятся более утонченными, они соподчинены тональности, светосиле и иллюзорной пространственной перспективе, составляющим основу реалистической картины. Это новое понимание декоративности возникло как следствие возросшего во втором десятилетии влияния общеевропейского импрессионизма и было свойственно всему объединению Союза русских художников, в котором Жуковский играл одну из ведущих ролей.
Крупный советский искусствовед В.М. Лобанов писал: «В лучших своих произведениях, сохраняя традиции передвижнического пейзажа, Жуковский смело и решительно пользовался всеми красочными, световоздушными и пространственными открытиями новой европейской живописи.
Пейзажи Жуковского всегда были остро схвачены, всесторонне продуманы и прекрасно композиционно построены. Высокие живописные качества произведений Жуковского определили их успех на выставках и обеспечили им долгую жизнь в искусстве» .
Если в предшествующий период творчества Жуковский мог одновременно создавать произведения в нескольких манерах, то теперь он обнаруживает тяготение к созданию единой стилевой системы, внутри которой сосуществуют разнообразные живописные приемы. В 1910-е годы художник тяготеет к большему единообразию, как и другие члены Союза русских художников, объединяющего в основном московских мастеров.
В то же время в его творчестве заметно тематическое разнообразие: пейзаж «чистый», усадебный и интерьер. Эти циклы приобретают большую обособленность, и одновременно они органически связаны между собой. Зачастую в одной работе сосуществуют элементы разных жанров. Так, пейзаж включает в себя архитектуру, интерьер через открытые окна и двери соединен с внешним миром, с окружающей природой. Усадебный цикл становится связующим звеном между пейзажным и интерьерным циклами, приусадебный, то есть парковый, сближает чисто пейзажный и усадебный циклы.
Тематическая близость разных циклов обусловлена тем, что Жуковский пишет почти исключительно пейзажи центральной полосы России. Выбор мотивов с середины первого до середины второго десятилетия был ограничен в основном географическими рамками Тверской губернии и по преимуществу — Вышневолоцкого уезда. Только начиная с середины второго десятилетия Жуковский несколько выходит за пределы своей излюбленной местности, работая также в Орловской и Московской губерниях. Изображение одних и тех же соседствующих друг с другом полей, рощ, мельниц, усадеб, старинных домов и их интерьеров определяло сюжетную ограниченность. Но такая локализация способствовала глубине образов, наполненных большим поэтическим чувством.
М.И. Горелов
Издательство «Искусство», 1982 год.