Усадьбы в судьбах русских художников. 2015. Автор: Станислав Кузнецов
Среди первых художников, творчество которых оказалось связано с жизнью в усадьбе, были мастера эпохи Просвещения –
, , . Выполняя заказные портреты владельцев усадеб и членов их семей, они способствовали формированию неотъемлемых от дворянского быта фамильных художественных собраний.Забытый ныне художник НадеждиноХрам Верности. Вид в парке имения князя Александра Борисовича Куракина в «Надеждино» Саратовской губернии. 1806Холст, масло, 40,5 х 56,5Тверская областная картинная галерея близ Пензы.
(1767–1809), окончивший ландшафтный класс Императорской Академии художеств, «снимал» виды окрестностей Петербурга, а также запечатлел виды имения князя А.Б. КуракинаВыдающийся русский портретист
(1780–1857) родился крепостным в имении графа А.С. Миниха в Новгородской губернии и здесь же получил первые уроки рисования. Затем его владельцем стал граф И.И. Морков, хотя и заметивший талант художника, но не пожелавший (до 43-летнего возраста Тропинина) дать ему вольную. Крепостным Василий Андреевич ремонтировал и расписывал кареты, прислуживал за столом, писал иконы для новой церкви, зарисовывал виды поместья, примечал будущие типажи кружевниц и золотошвеек.Другая судьба была уготована Вид пруда, церкви и дворца Шереметевых в Останкино при утреннем освещенииВид пруда, церкви и дворца в подмосковной усадьбе гр.Шереметевых Останкино при утреннем освещении. Около 1858Холст, масло, 46 x 68Музей В.А. Тропинина и московских художников его времени».
(1808–1871), уроженцу Псковской губернии, крепостному помещика Л.И. Кушелева. Хозяин отдал его учиться в Арзамасскую школу живописи А.В. а, затем вызвал в Петербург, где художник работал в мастерской а, копировал в Эрмитаже, выполнял композиции с городскими видами. Получив вольную, Раев жил в усадьбе мецената К.Т. Солдатёнкова в Кунцеве и в его доме в Москве, где был смотрителем художественной коллекции. Написал несколько пейзажей, в числе которых – «Когда 35-летний
(1780–1847), профессор Академии художеств в Петербурге, оказался среди густых и влажных лесов в имении родителей жены в Тверской губернии, он осознал, что хочет остаться в этом краю навсегда. Художник приобрел небольшое имение Сафонково и, обосновавшись в деревне, по сути определил свою дальнейшую творческую судьбу. Сюжетами его картин стали самые обыденные явления жизни: крестьяне за чисткой свеклы, пастушок, заснувший у дерева, сцены жатвы и сенокоса. Воспевая простых людей, Венецианов впервые открывает красоту национального сельского пейзажа, подлинное единство человека и природы.В Сафонкове художник создает школу для крестьянских детей, среди его многочисленных учеников был и Григорий Сорока (1823–1864), крепостной помещика Н.П. Милюкова, у которого Венецианов часто бывал в гостях. Сорока написал несколько картин с видами имений и усадебных парков. Одна из них замечательна по своему умиротворенному настроению – «Вид на усадьбу Спасское Тамбовской губернии». Молодой художник изображает крестьянскую жизнь на лоне природы, в которой гармонично смотрится и церковь, и господский дом, и раскинувшийся парк. Звучен в цвете и мажорен в исполнении «Вид на палисадник в усадьбе Н.П. Милюкова Островки Тверской губернии», и, кажется, ничто не предвещает трагический уход художника из жизни...
В комнатах усадьбыВ комнатах усадьбы художника И.Ф.Хруцкого «Захареничи» Полоцкой губернии. 1855Холст, масло, 67 x 84Государственная Третьяковская галерея...».
(1810–1885) в своем творчестве обращался к пейзажным паркам в окрестностях Петербурга: по частному заказу он выполнил несколько «Видов Парголово» в шуваловском владении, где снимала дачи петербургская знать. В 1844 году на заработанные в столице деньги художник купил имение Захарничи близ Полоцка Витебской губернии и построил там дом по собственному проекту, разбил сад. Плавное и безмятежное течение жизни Хруцкий запечатлел на нескольких картинах, среди них – «Известные художники-академисты братья Чернецовы часто останавливались в усадьбах богатых представителей дворянского сословия. Младший из братьев,
, три года гостил у графа М.С. Воронцова в Крыму. Здесь им были исполнены многие виды крымских усадеб, парков, церквей. Эти картины скрупулезно воспроизводили здешнюю натуру, были разнообразны по темам и пользовались неизменным спросом у столичной публики. В 1833 году исполнил виды дачной усадьбы и окрестностей имения Артек, которым владел князь А.М. Потёмкин. Потёмкиным принадлежало и богатое поместье Гостилицы, где братья Чернецовы часто бывали в конце 1820-х годов. Несколько раз останавливались они у князя А.Г. Козловского в имении Борщёвка на берегу Волги и были гостями в старинной рыбинской усадьбе, принадлежавшей купцу А.И. Попову.Многие этапы жизни художника
(1833–1882) связаны с усадьбами. Его семья переезжала с места на место в поисках лучшей доли, и Перов жил то в родовом имении Криденеров Суслеп близ Дерпта, то в имениях своих братьев в Самарской губернии, то в имении поэта пушкинской плеяды Н.М. Языкова Саблуково Нижегородской губернии. После жизни в Москве Перов возвращается в усадьбу и поселяется в живописнейшей долине реки Катыш в имении Игрищево под Москвой, где до сих пор уцелела «перовская аллея».Детские годы Жаркий полдень в южной усадьбеЖаркий полдень в южной усадьбе. 1868Холст, маслоЛуганский областной художественный музей». Орловский воспевал также поэтику северной природы России в окрестностях Петербурга, в 1878 году он написал множество этюдов в Тайцах, имении под Красным Селом, и впоследствии исполнил с них целый ряд картин.
(1842–1914) прошли на берегу Днепра в киевском имении отца-помещика. Немало картин в творчестве художника посвящены Крыму и Алупкинскому дворцу с его замечательным садом. Им запечатлены и более скромные усадьбы: одну из таких мы видим на картине «В помещичьей семье родился и
(1850–1923). Первые годы жизни он провел в имении своего отца, в селе Матрёновка Херсонской губернии, где была небольшая усадьба с прудом и садами, вокруг которых раскинулись хлебные поля и бескрайние степи, пересеченные реками. Известны его работы конца 1860-х годов: «Зимний пейзаж с фермой вблизи Матрёновки», «В степи весной. Матрёновка». В начале 1900-х годов Похитонов вернулся из-за границы и значительную часть времени проводил в небольшом имении Жабовщизна Минской губернии, которое приобрел в собственность. Эти места можно увидеть во многих работах художника («Панорама в Жабовщизне» и др.). В 1905 году Похитонов побывал в имении Л.Н. Толстого. За три недели, проведенные в Ясной Поляне, художником были написаны несколько картин с видами имения, например, «Въезд в Ясную Поляну», портреты писателя.Все в прошломВсе в прошлом. Холст, масло».
(1844– 1911) в детстве любовался чудесным видом Георгиевской крепости, Успенского монастыря и садов усадьбы помещика А.Г. Томилова в Старой Ладоге. Позднее Максимов побывает в его доме, и там впервые познакомится с картинами А.П. Лосенко, В.Л. Боровиковского, . После завершения занятий в Академии художеств летом 1866 года он переезжает в село Шубино Тверской губернии, где поступает домашним учителем в имение графини Голенищевой-Кутузовой. В 1885 году супругам Максимовым перешла по наследству усадьба Любша, недалеко от родной деревни художника. Максимов с воодушевлением перестраивал ветхий усадебный дом, и на первом этаже сделал просторную, светлую мастерскую. Здесь была написана знаменитая картина художника «(1830–1904) был знаком со многими выдающимися меценатами XIX века, более сорока лет дружил с П.М. Третьяковым, бывал в его доме в городе и на даче. В имении Натальевка под Харьковом, принадлежавшем известному сахарозаводчику И.Г. Харитоненко, художник писал портреты владельца и его жены. Был тесно связан с семьей С.И. Мамонтова. Последние годы жизни Неврев жил в имении В.В. Лапандина Лысковщина Могилевской губернии. Сегодня там открыт дом-музей художника.
Савва Иванович Мамонтов – крупный промышленник и меценат, влюбленный в искусство и сам не чуждый ему, вошел в историю отечественной культуры как владелец подмосковной усадьбы Абрамцево, куда он приглашал талантливых художников, создавая им условия для творчества. Здесь работали и отдыхали
, , , , , , , , и многие другие. В середине 1870-х годов образовался Амбрамцевский художественный кружок, и несколько десятилетий в усадьбе кипела плодотворная жизнь: создавались живописные полотна, возрождались ремесла, ставились спектакли. В Абрамцеве было все, что нужно художнику: светлые мастерские, возможность отдыха, чудесная природа и полная свобода творчества. Не перечислить всех картин, созданных в этих замечательных местах.Со временем и сами художники, входившие в Абрамцевский кружок, становились владельцами усадеб, находили в них покой и вдохновение. Так, Здравнёво под Витебском принадлежало Илье Репину. В подмосковной Ахтырке жил на даче
, задумав там свою «Алёнушку». В подмосковном Успенском много работал Левитан. В тверском Домотканове В.Д. фон-Дервиза жил и творил Валентин Серов. В тверском имении Островно на берегу дивного озера трудился художник 1.В усадьбе Дугино у Н.В. Мещерина, совладельца Даниловской мануфактуры и талантливого пейзажиста, бывали и подолгу жили художники Февральская лазурьФевральская лазурь. 1904Холст, масло., 141 x 83Государственная Третьяковская галерея», создана многотомная «История русского искусства».
, , , , 2. Хозяин усадьбы создал здесь рай для художников-пейзажистов. В их распоряжении была не только отдельная мастерская и постоянно горячий самовар, но даже извозчик с лошадью для поездок на этюды. Грабарь прожил в Дугине более двенадцати лет. Здесь им была написана картина «За три года до написания картины «Полдень. В окрестностях МосквыПолдень. Окрестности Москвы. Братцево. 1866Этюд Холст, масло., 65 x 56Астраханская государственная картинная галерея им. П.М. Догадина» (1832–1898) вместе со своим близким другом, пейзажистом ым, провел все лето в старинной усадьбе Братцево около села Тушино. Написанные здесь этюды послужили основой для будущей картины, ставшей первой работой И.И. Шишкина, приобретенной П.М. Третьяковым. Позже художник обзаведется собственной усадьбой в деревне Выра близ Гатчины.
Бабушкин садБабушкин сад. 1878Холст, масло, 54,7 x 65Государственная Третьяковская галерея» и «Заросший прудЗаросший пруд. 1879Холст, масло., 77 x 121Государственная Третьяковская галерея», написал в Абрамцеве. В этюдах он запечатлел родное олонецкое имение Имоченцы, куда уезжал для восстановления сил, бродил по берегу реки, плавал, ходил в лес, работал топором, управлял лодкой... С именем Поленова неразрывно связана красивейшая, ставшая частью окских пейзажей усадьба Борок. Здесь все постройки создавались по проекту самого художника – архитектура была давнишней его страстью. Василия Дмитриевича радовала возможность создать в своем доме музей, коллекции которого были собраны четырьмя поколениями семьи. На почве духовности, отеческой веры, возрождения российских просветительных традиций объединились и последующие поколения этой замечательной семьи, о чем свидетельствует их общий «дом над Окой» – музей-заповедник В.Д. Поленова 3.
(1844–1927) картины, составляющие гордость русского искусства, «Художник
(1838–1911) в летние месяцы часто выезжал с семьей в деревни, расположенные в окрестностях Москвы, и с упоением работал, делая за лето по 40–50 этюдов. Позже художник сменил Подмосковье на более отдаленные места – Смоленскую, Тульскую и Калужскую губернии, где еще сохранялась атмосфера неторопливого и размеренного помещичьего быта среди нетронутых островков природы. Киселёвы селились в какой-нибудь усадьбе с большим домом, часто жили в Остафьеве – поместье князя П.П. Вяземского, в Михайловском – имении графини Е.П. Шереметевой и в Богимове – владении помещика Былим-Колосовского. Это была великолепная, несколько запущенная барская усадьба с громадным каменным домом, в котором когда-то останавливалась императрица Екатерина II. Несколько лет Киселёвы снимали дачу на реке Оке, под Тарусой, – в усадьбе Ильинское. Иногда владельцы дворянских гнезд просили художника запечатлеть дорогие сердцу виды в усадьбе и окрестностях 4.В творчестве
(1850–1924) имеется целый ряд картин, на которых изображен Гатчинский дворец и усадебный парк. Художник находил в этих местах особую прелесть и интересные для себя виды. Весной 1899 года Клевер поселился в имении Амбросовичи Витебского уезда, принадлежавшем помещику А. Перроту, большому любителю живописи и коллекционеру картин. Там он провел два года, создав более 60 картин и этюдов. Внимание художника привлекали окрестности имения и красивый старинный парк.После заграничных путешествий
(1858–1911) поселился в Новгородской губернии, на Валдае, обзавелся здесь небольшой усадьбой Зачеренье на берегу речки Торбытенка. Исходил все окрестные места, сделал множество этюдов. Наряду с Зачереньем любимыми местами Крыжицкого было воронежское имение Рамонь великой княгини Ольги Александровны и имение Веселые Терны помещика И.Н. Харина в Малороссии.(1846– 1898) происходил из дворян Черниговской губернии, потомственный военный, долгие годы руководил штамповальной мастерской на Петербургском патронном заводе. Службу сочетал с занятием искусством. В 1885 году семья Ярошенко приобрела в Кисловодске усадьбу «Белая вилла». С тех пор Николай Александрович лето и осень регулярно проводил на Кавказе, что привнесло в его творчество новое направление – пейзажную живопись. Выйдя в отставку в чине генерал-майора, художник окончательно поселился в усадьбе, гостями которой были , , , , Сергей Рахманинов, Фёдор Шаляпин. Живописные виды в окрестностях усадьбы вдохновляли художников на создание прекрасных картин и этюдов, а сама усадьба служила «перевалочным пунктом» на пути к горам Кавказа. Здесь были созданы многие жанровые картины и кавказские пейзажи самого Ярошенко 5. Традиции семейного гостеприимства поддерживала и вдова художника. Притяжение «Белой виллы», окруженной горами, курортным парком, с журчащей по камням рекой Ольховкой, фруктовым садом с ухоженными дорожками и уютными уголками для отдыха, не ослабевает до сих пор6. В мемориальный музей-усадьбу Н.А. Ярошенко, ставшую культурным центром Ставрополья, по-прежнему приходят люди.
Особенно привлекали виды старых усадеб московских художников начала XX века. Они не просто интересовались этой темой, а хорошо знали и любили усадьбы, их быт, особую прелесть интерьеров домов и красоту тихих парков. Художники отобразили скрытую поэзию быстро текущего времени, трогательность еще неизменно патриархального уклада жизни 7.
Русские усадьбы были любимой темой в творчестве
(1875–1944). С ними он познакомился еще в детстве, живя в имении Старая Воля. Художник любил светлые веранды, усыпанные палой листвой, высокие окна, открытые в свежесть липовых аллей, гостиные с нотами на рояле, столы, украшенные пасхальными натюрмортами, что напоминало ему материнскую заботу и нежность 8.Небольшие подмосковные и провинциальные усадьбы стали одной из ярких тем в творчестве
(1867–1930). Ему была во многом чужда наступающая цивилизация, он находил прелесть в скромных усадьбах, где еще теплилась жизнь. Художник ностальгировал по привычным недавно подробностям русской действительности, скорбел, что многое из патриархального уклада безвозвратно уходит в прошлое.Усадьба в исполнении
(1870–1938) – это чаще всего загородный дом, утопающий в зелени, роскошный сад и уютные, наполненные ласковым солнцем интерьеры 9. Виноградовым написаны десятки картин на усадебную тему. Художник бывал в самых разных имениях Российской империи, его интересовали обжитые усадебные дома и ухоженные парки.ГобеленГобелен. 1901Холст, темпера., 103 x 141Государственная Третьяковская галерея» и «ВодоемВодоем. 1902Холст, темпера., 177 x 215Государственная Третьяковская галерея», задумал «Призраки». Художник изображал старинные усадьбы, окутанные живописным сфумато, словно патиной времени.
(1870–1903) называют «певцом дворянских гнезд». Обычно художник работал в Саратовской губернии в имении Слепцовка, где управляющим был его крестный отец Д.О. Гаврилов, и в усадьбе Зубриловка – поместье князей Голицыных-Прозоровских. Здесь он создал картины «Художник Покинутая усадьбаПокинутая усадьба. Начало 1900-хХолст, масло, 62 x 97Иркутский областной художественный музей имени В.П. Сукачева», в которой прекрасные вазы, украшающие вход в барский дом, и мраморные скульптуры только усиливают впечатление заброшенности. В свое время здесь кипела жизнь, а теперь лежит снег, двери и окна барского дома забиты грубыми досками. Все безмолвно и безлюдно.
(1872–1946) несколько лет работал управляющим имением Танеевка в Пензенской губернии, где все время и силы посвящал заботам о хозяйстве запущенной и бездоходной усадьбы. Соколов делает много набросков и законченных работ, раскрывая в них характерное явление того времени – упадок дворянских имений. Среди них акварель из Третьяковской галереи, послужившая эскизом к картине «Прошли годы, сменились поколения, но остался неизменным интерес художников к русской усадьбе. Их по-прежнему можно видеть на пленэре, в старинных имениях и парках, куда они приходят с мольбертом и палитрой, чтобы запечатлеть уцелевшую и возрожденную красоту.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Нащокина М.В. Русская усадьба Серебряного века. М., 2007. С. 101.
2 Там же.
3 Каштанова Е.Е. Аристократ в прямом значении этого слова // Русское искусство. 2006. No 4. С. 36–37.
4 Васильева Н.Г. Александр Киселев. М., 2008. С. 17–18.
5 Розенфельд Б.М. Белая вилла. Мемориальный музей-усадьба Н.А. Ярошенко в Кисловодске. Пятигорск, 2014. С. 27.
6 Красников А.М. Притяжение «Белой виллы». Пятигорск, 2002. С. 15.
Нащокина М.В. Указ. соч. С. 397.
8 Милюгина Е.Г. Дорога к храму. М., 2011. С. 145.
9 Шестимиров А.А. Забытые имена. Русская живопись XIX века. М., 2008. С. 397.
Ключевые слова: художник, живопись, усадьба, имение, старина, парк, дом, интерьер, помещик, дворянство.