Жуковский Станислав Юлианович [1873—1944]

  • Страница №3
    • Страницы:
    • 1
    • 2
    • 3

«Усадебные пейзажи». Тематические циклы художника Жуковского 1910-1917 годов. 1980. Автор: Горелов М.И.

В усадебных осенних пейзажах, так же как и в пейзажах весны, часто объединяются радостные и печальные мелодии.

В картине «Печальный сад» (1910, местонахождение неизвестно) на втором пл анеслевавидначасть дома. Справа-голыеимрачныестволыиизвилистые ветви яблонь, на которых кое-где остались пожелтелые листья. На переднем плане

пышно разрослась трава, переданная широкими обобщенными мазками. Тропинка уводит взгляд зрителя в глубину, где в пролете между двумя елями на фоне светлого облачного неба видны как бы тающие в воздушной дымке расплывчатые бледно-голубые силуэты деревьев. Пожелтелая березка в центре служит мысленной осью симметрии. С красными балконами и бревенчатыми стенами слева перекликается золотисто-оранжевая гирлянда увядающих листьев на протянувшейся ветке справа. Темные ели словно выражают нарастающий напев жизнеутверждения, яблони, наоборот, передают затихающую мелодию увядания. Образ природы одновременно и бодрит и отражает грусть запустения.

В другом пейзаже, «Парк осенью» (1911, собрание А.А. Смолянникова, Москва), на переднем плане — темные стволы лип, кроны которых выходят за пределы изображения. Под деревьями — ковер увядшей осенней листвы с вплетенным в него зеленым узором трав. На втором плане — группа облетевших лип, паутиной ветвей закрывающих бледное небо. Слева, в глубине, в солнечном свете выделяется портал дома с дорическими колоннами. Жилище человека отодвинуто на второй план, но по настроению доминирует в этом пейзаже. Вид осеннего парка вносит ноту уныния, наоборот, человеческое жилище словно наполняет зрителя ощущением радости. Дом так же стар, как и липы, но его образ рассеивает грусть осени и является источником чувства какого-то неиссякаемого обновления. Ритм колонн и стволов деревьев рождает поэтический образ, в котором слилась красота природы и архитектуры.

У Жуковского в отдельных пейзажах встречаются мотивы полуразрушенных, полузабытых усадеб. Однако от них веет не поэзией грусти, а поэзией праздничного ликования, в них выражено торжество «природного» над «человеческим». Речь идет о «пейзажах-руинах».

В 1910 и 1911 годах на 38-й и 39-й Передвижных выставках появились две работы под названием «Руины». Одна из них находится в собрании Ю.С. Торсуева (Москва). В этом пейзаже изображен угол двухэтажного дома, стоящего на холме. По склону к озеру спускается роща берез и елей. В голубое небо вознеслись чуть рыжеватые веточки берез. Их белые стволы перекликаются со светлыми облаками и переплетами рам веранды. Облака, повисшие в зените, подчеркивают центр композиции, отвлекают внимание зрителя от контрастов красных и зеленых тонов. Заброшенный дом не вызывает ощущения грусти. Наоборот, в пейзаже живет просветленное чувство умиротворения.

В варианте той же темы, известном по дореволюционной открытке под названием «Забытое прошлое», найдено иное сюжетное и образное решение, хотя последний вариант является как бы более узким кадром первого. Художник в первом варианте изобразил весенний день, во втором — зимний пейзаж в момент захода солнца.

«Июньская ночь» (19116, Пензенская картинная галерея), показанная на XIV выставке Союза, — усадебный пейзаж. На переднем плане — боковое крыльцо двухэтажного деревянного дома в Островках, стоящего на берегу озера Молдино. Деревья, растущие вдоль берега, образуют пышный шатер из свившихся крон, в просветах которых виднеются уголки неба. Природа погружена в сумрак ночи, который не в силах разогнать даже яркий свет из окна. Затемненный передний план резко контрастирует с задним, где небо по горизонту посветлело и оживлено огнями зари. Темно-зеленой цветовой гамме ближнего плана противопоставлена светлая голубовато-розоватая — в глубине пейзажа. В природе царит тишина. Лишь переливы оттенков вызывают ощущение нежной, убаюкивающей музыкальной игры.

Критика одобрила ночные пейзажи Жуковского: «В числе выставленных им в «Союзе» работ имеются «Летняя ночь», воспроизводящая старинное барское «гнездо», где из-за колонн проезда виднеется зеркальная поверхность озера с отраженным лунным светом и дремлющей вокруг природой. Удивительно просто гармонизируемая двумя красочными аккордами, передающая глубокую поэзию ночной мелодичной тиши. Менее удачна «Весенняя ночь у мохового болота», если первую считать одной из лучших работ сезона».

В усадебных пейзажах Жуковского сильнее всего выразилась связь «природного» и «человеческого» начал, и, может быть, поэтому эти произведения передают наиболее проникновенно лирическое настроение. Кажется, что природа и архитектура живут одной жизнью, находясь в вечном процессе обновления и представая перед зрителем каждый раз по-иному прекрасными.

Вместе с тем «природное» и «человеческое» в этом союзе сохраняют и свою относительную независимость. В одних усадебных пейзажах природа и архитектура одновременно или «грустят», или «радуются». Эмоциональный строй таких произведений предельно гармоничен. В других — «настроения» пейзажа и архитектуры контрастны.

Так, в картине «День догорает» старый дом становится образом печали, наоборот, в картине «Отблески вечерней зари» он выражает чувство радости, тогда как образ природы в первой картине лучезарен, во второй — наполняет ощущением грусти.

В целом усадебный цикл характеризует Жуковского как художника, тонко понимающего «душу» природы и человека.

М.И. Горелов
Издательство «Искусство», 1982 год.