В. А. Серов. Портрет М. Н. Ермоловой. 1956. Автор: Н. Радзимовская
В 1905 году Валентин Александрович Серов написал портрет М.Н. ЕрмоловойПортрет артистки М.Н.Ермоловой. 1905Холст, масло, 224 x 120Государственная Третьяковская галерея. Это выдающееся произведение портретной живописи может служить классическим образцом постижения художником внутреннего содержания человека. Такие первоклассные примеры должны лежать в основе глубокого изучения искусства портрета.
Портрет Ермоловой, созданный Серовым, сделал для нас живым образ гениальной артистки. Этот портрет разъясняет, почему ее могучий талант имел такую силу воздействия на современников. Перед нами — человек, заключающий в себе значительное духовное содержание, человек цельный, убежденный, с горячим сердцем и большой силой воли. Характер и сущность этого духовного содержания Ермоловой были причиной того, что за текстом, который произносила артистка на сцене театра и в концертных выступлениях, таилось больше того, что он непосредственно значил.
Всматриваясь в образ Ермоловой, понимаешь, почему ее игра на сцене и чтение стихов на эстраде будили в зрителях не только протест против существующего строя; они слышали и призыв к борьбе против него. Такова сила кисти Серова.
Великая русская артистка играла на сцене Московского Малого театра в течение 50 лет. М. Н. Ермолова, как и другие выдающиеся артисты, пользовалась правом в свои бенефисы самой выбирать пьесу. Благодаря этому на сцене Малого театра были поставлены многие выдающиеся произведения русских и иностранных драматургов. Ермолова, по призванию трагическая артистка, в первый же свой бенефис, 7 марта 1876 года, сыграла роль Лауренсии в трагедии Лопе де Вега «Овечий источник», переведенной специально для нее.
Лауренсия, юная испанская крестьянка, была оскорблена владетелем поселка. Ермолова — Лауренсия звала народ отомстить деспоту.
Артистка так проводила эту сцену, что зрители слышали призыв к мести не только за личное оскорбление девушки, которую изображала Ермолова. Это был призыв к борьбе против всякого угнетения человека, за его достоинство, за свободу. Революционно настроенная молодежь 70-х годов после спектакля расходилась из театра с пением песен, посвященных русским национальным народным героям.
Трагедия «Овечий источник» прошла на сцене только несколько раз и по распоряжению властей была снята.
«Могучая сила Ермоловой в том, что ...она делала русскими, применяла к русским духовным запросам порывы и душевную жизнь своих иностранных героинь, не лишая их общечеловеческого значения; она не уклонялась от заветов великого Мочалова, который ...первый в своем Гамлете незыблемо и навеки освятил право русского актера переводить образцы мирового творчества на русскую душу, как писатели переводят их на русский язык...» — писал А. И. Южин.
12 февраля 1902 года Ермолова в свой очередной бенефис последний раз выступила в роли Иоанны д'Арк в трагедии Шиллера.
Эту роль артистка исполняла в течение 20 лет, начиная с 1883 года. В России эта трагедия была запрещена, и Ермолова лично добилась ее постановки на сцене Малого театра. Современники считают, что образ Иоанны, в котором Ермолова с исключительной мощью своего таланта давала пример страстной, благородной и самоотверженной любви к родине, был вершиной творчества великой артистки.
В пьесах А. Н. Островского Мария Николаевна сыграла 25 ролей. Катерина Ермоловой в «Грозе» — это русская женщина с сильным характером. Она боролась за свободу женской доли, и смерть ее была вызовом «самодурной силе».
Роль артистки Негиной и пьеса «Таланты и поклонники» была написана, как предполагает С. Н. Дурылин, для Ермоловой. Вспоминая сцену чтения писем Негиной в III акте, артист Ю. М. Юрьев пишет: «По мере того, как она читала... когда дело касалось ее блестящего артистического будущего... вся ее стройная фигура как бы вырастала... Актриса брала в ней верх и повелительно требовала себе прав для свободы своих действий. На сцене перед нами стояла артистка одухотворенная, вдохновенная. В этот миг она напоминала знаменитый портрет, написанный много лет спустя художником В. А. Серовым, сумевшим отгадать и передать в ее лице и во всей фигуре духовный облик гениальной артистки».
После смерти Н. А. Некрасова, в 1878 году, артистка читала стихотворение А. Л. Боровиковского «Смолкли поэта уста благородные...». Молодежь, горячо любившая поэта, плакала. В период «процесса 1830-х» (18/Х 1877—23/1 1878 гг.) на концертах, устраиваемых в пользу студентов, Ермолова читала стихотворение поэта Л. И. Пальмина «Реквием» (1865 г.):
Не плачьте над трупами павших бойцов,
Погибших с оружьем в руках, Не пойте над ними надгробных стихов,
Слезой не скверните их прах! Не нужно ни гимнов, ни слез мертвецам,
Отдайте им лучший почет: Шагайте без страха по мертвым телам,
Несите их знамя вперед! С врагом их, под знаменем тех же идей
Ведите их бой до конца! Нет почести лучшей, нет тризны святей
Для тени достойной борца.
«...Тогда произошло нечто невозможное: гудела волна человеческих не то стонов, не то голосов, трещали и ломались стулья, звенели... стекла... Администрация принуждена была прекратить концерт. На другой день М. Н. Ермолова была вызвана в жандармское управление...»,—вспоминал выступление артистки один из современников.
Во время первой империалистической войны, в 1914 году, Ермолова выступила с чтением стихотворения Некрасова «Внимая ужасам войны...». Исполнение артисткой этого произведения воспринималось как выступление против войны. Правительство, опасаясь антивоенных демонстраций, предложило Марии Николаевне исключить эти стихи из своего репертуара. При чтении произведений Некрасова, Никитина, Пушкина, Лермонтова, Гоголя и других поэтов Ермолова раскрывала глубочайший прогрессивный смысл их творчества.
Обращаясь к портрету М. Н. Ермоловой, исполненному в год первой русской революции художником, который остро реагировал на события 1905 года, хочется понять, что в этом произведении принадлежит истории, что в нем ценно для настоящего.
Образ, созданный Серовым, будит мысли о сущности творчества, об искусстве, в основе которого лежат высокие идеалы служения народу, он учит понимать благородство задач, стоящих перед художником и артистом. Это произведение Серова вызывает чувство прекрасного. Глубина общественного содержания портрета,, идейный смысл его, классически строгая, ясная и красивая художественная форма, в какой это значительное содержание выражено, делают это произведение подлинно великим, одной из вечных ценностей русского и мирового искусства.
Портрет Ермоловой написан так, что его можно смотреть и вблизи, и издали. Силу выразительности силуэта фигуры артистки можно сравнивать с впечатлениями, получаемыми от выдающихся произведений монументальной скульптуры. В этом особая оригинальность и своеобразие замысла Серова.
В этюде (Гос. Третьяковская галерея), который является единственно известным наброском основной мысли художника, перед нами возникает темный силуэт на светлом фоне. Этот этюд, который можно считать в какой-то мере и эскизом, сделан на бумаге графитным карандашом и акварелью. Фигура трактована в живописной манере, но при этом линии силуэта строго определены. Лицо лишь слегка обозначено. В портрете поворот лица был изменен по сравнению с эскизом. Чуть меньше, чем в три четверти, он стал органически связанным со всем силуэтом фигуры. Пространство в эскизе еще не было разработано, и его решение явилось результатом дальнейшей большой работы мастера.