В. А. Серов. Портрет М. Н. Ермоловой. 1956. Автор: Н. Радзимовская
Фоном для портрета был выбран белый зал в доме по Тверскому бульвару, 11, где Мария Николаевна жила со своим мужем, известным адвокатом Н. П. Шубииским, в течение 39 лет (1889—1928). Этот «парадный» зал, находившийся в бельэтаже дома, использовался лишь в особо торжественных случаях. При жизни Ермоловой он еще сохранил красивую архитектуру дома, построенного в 1800 году в стиле русского классицизма. Как удалось установить, зал имел удлиненную форму и освещался большими окнами с двух сторон. Четыре столба, соединенные между собой тремя красивыми арками, делили зал на две неравные части. Меньшая часть зала, окна которой выходили во двор, сообщалась с зимним садом. Другая, большая часть зала была обращена окнами на Тверской бульвар. На эту же сторону выходили окна кабинета Марии Николаевны и гостиной, смежной с залом; окна кабинета были застеклены лиловыми стеклами. Эти стекла сохранились, и сейчас они обращают на себя внимание своим необычным цветом. Весь зал был отделан под искусственный мрамор, а в его продольные стены были вделаны большие зеркала в белых рамах с золотыми обрезами по три с каждой стороны.
На столбах были помещены портреты писателей в черных овальных рамах. Два из них — портреты Мольера и Шекспира сохранились у М. Н. Зелениной. Несомненно, что один из висевших в зале портретов был изображен Серовым в его композиции.
В настоящее время зал этот в прежнем виде не существует. Он перестроен и разделен на маленькие комнаты. Столбы и арки соединены бытовой перегородкой, и их формы искажены вновь положенными балками, проведенными трубами и проводами.
В части бывшей квартиры Ермоловой, где и сейчас живет М. Н. Зеленина, жили до своей смерти Т. Л. Щепкина-Куперник и А. А. Угрюмова.
В портрете Ермоловой Серовым изображено конкретное помещение. Этот красивый зал в старинном доме по Тверскому бульвару, где помещалась квартира артистки, лишенный намека на бытовую обстановку, театральную и домашнюю, был выбран Серовым и использован им при создании портрета с исключительным художественным вкусом и тактом.
В письме от 25 июня 1949 года к автору настоящей статьи Т. Л. Щепкина-Куперник сообщает, что: «портрет писался в феврале—марте» (1905 года).
До этого письма Щепкиной-Куперник имелось лишь косвенное указание на время года, когда Серов работал над этим произведением. Оно было дано в известном письме В. А. Серова к И. С. Остроухову из Москвы от 28 февраля 1905 года: «Отправляюсь к 3-м часам к Ермоловой». Это письмо является одновременно и распиской в получении Серовым 1.000 рублей за свою работу2. Однако это письмо Серова не дает права утверждать точно, когда был написан портрет.
Сведения, сообщенные в письме Щепкиной-Куперник, делают ясным, что портрет Ермоловой был написан Серовым непосредственно после событий 9 января 1905 года.
Известно, что в январе 1905 года Серов был в Петербурге. На его глазах происходил расстрел рабочих по приказу царя; улицы столицы были залиты кровью народа. И. Е. Репин сообщает, что события 1905 года, свидетелем которых был Серов, произвели на него очень сильное и глубокое впечатление. Когда Дягилев предложил в это время художнику сделать во дворце ряд портретов, он резко ответил: «В этом доме я больше не работаю» . Угрюмое состояние отца в эти месяцы подтверждает О. В. Серова: «Он... видел шедшую толпу с иконами и портретами, видел, как по толпе был дав залп, как упали раненые и убитые. Ему сделалось дурно. Приехав в Москву, он имел вид человека, перенесшего тяжелую болезнь». Дальше Ольга Валентиновна сообщает, что Серов находился у Таганской тюрьмы в день, когда происходило частичное освобождение политических заключенных, был в университете, когда там строились баррикады. Об участии Серова в похоронах Н. Э. Баумана, которые, по словам Горького, нельзя сравнивать с другими похоронами известных в России людей «...ни по красоте и величию, ни по порядку, который охранялся боевыми дружинами», говорит эскиз художника к картине, которую ему не удалось осуществить. Известно, что он жертвовал деньги и свои рисунки в фонд помощи революционерам. «Кровавое воскресенье» и дальнейшие события 1905 года потрясли Серова. В нем был оскорблен человек и художник. Валентин Александрович активно реагировал на эти события. Хорошо известно, что по приезде в Москву он написал письмо в Академию художеств, наполненное глубоким негодованием. Оно датировано 18 февраля 1905 года. «Мрачно отразились в сердцах наших события 9-го января... Мы, художники, глубоко скорбим, что лицо, имеющее высшее руководительство над войсками, пролившими братскую кровь, в то же время стоит во главе Академии художеств, назначение которой—вносить в жизнь идеи гуманности и высших идеалов». Письмо это было подписано, кроме В. А. Серова, также . Так как вице-президент Академии художеств И. И. Толстой не решился прочитать это письмо в собрании Академии художеств, как того требовали художники, то 10 марта 1905 года Серов в знак протеста подал заявление о своем выходе из состава членов Академии. Как известно, в 1905 году Серов сделал ряд карикатур на Николая II, разоблачавших смысл кровавых действий его правительства.
Все эти факты красноречиво говорят о Валентине Александровиче, как о человеке, обладавшем высокими демократическими, моральными и гуманными принципами, которые им отстаивались и утверждались с большим гражданским мужеством. Сущность человека и сущность художника в нем были нераздельны. Свои творческие силы выдающийся мастер в этот год революционного подъема русского народа направляет на создание положительного образа высокого героического склада. Один из самых совершенных портретов, написанных Серовым, — портрет артистки Ермоловой, выражавшей своей жизнью на сцене народные мечты и стремления, был рожден в тот период истории России, который явился началом первой русской революции.
Сопоставляя даты 1905 года: 9 января, 18 февраля, 10 марта и работу Серова над портретом в феврале—марте, становится понятным со всей очевидностью, в какой связи было создано это выдающееся произведение.
В Ермоловой Серов видел то облагораживающее начало, которого он сам требовал от искусства, видел в ней носителя идей гуманности и высших идеалов, которые были оскорблены кровавыми действиями кн. Влад. Алекс. Романова, совмещавшего должность палача с должностью главы Академии художеств.
Создание портрета Ермоловой, как утверждение искусства чистого, прекрасного, пробуждающего в людях стремление к счастью, свободе, красоте, явилось протестом художника против самодержавия и, вместе с тем, было признанием и раскрытием величия творческой героической личности. Серов понял сущность Ермоловой и нашел в ней ту красоту человека и художника, идеал которого жил в нем самом.
Для выражения этой сущности в арсенале художника нашлось достаточно художественных средств. Некоторые внешние особенности портрета Ермоловой, мак, например, кажущаяся «репрезентативность», формат и размер его, архитектурный фон и пр., вызывают ассоциации с «парадными» портретами. Этот вид портретного искусства предшествующих периодов возрождали в 80—90-х годах XIX века и вначале XX века и русские художники. К нему, на новой основе, обращались и Репин и Серов. Так, в ряде случаев Валентин Александрович использовал некоторые приемы парадных портретов, чтобы подчеркнуть контраст внешней «красивости» и вылощенности человека с его внутренней ограниченностью. В этой связи можно назвать портреты гр. Ф. Ф. Сумарокова-Эльстон (1903 г.), вел. кн. Павла Александровича (1897 г.) и др.
Иногда Серов допускал в парадном портрете большую остроту характеристики и приближался к грани сатиры. Тогда о Серове говорили, что у него портретироваться «опасно». Классическим образцом такого портрета служит портрет М. А. Морозова 1902 года. Здесь художник применил ряд композиционных приемов для монументализации образа. Среди них интересно обратить внимание на приподнятый уровень пола, использованный Валентином Александровичем, как говорилось выше, и в построении портрета Ермоловой. Что же явилось содержанием этого «монумента»? — Неуклюжая фигура на широко расставленных йогах, неодухотворенное лицо, нелепое положение рук, абсолютное неумение носить костюм...
В результате один из представителей новой буржуазии начала XX века оказался обрисованным весьма критически.
К женским парадным портретам, написанным Серовым в большом количестве, следует отнести такие, как портреты Портрет княгини З.Н.ЮсуповойПортрет княгини З.Н.Юсуповой. 1902Холст, масло, 181,5 x 133Государственный Русский музей (1900—1902 гг.), Портрет Е.И.ЛосевойПортрет Е.И. Лосевой. 1903Холст, масло, 99,5 х 114,5Государственная Третьяковская галерея (1903 г.), Портрет Г.Л.ГиршманПортрет Г.Л. Гиршман. 1904Картон, гуашь, 100,8 х 70Государственная Третьяковская галерея (1907 г.), Портрет Е.С.МорозовойПортрет Е.С. Морозовой. 1908Холст, масло, 116,2 х 77,5Государственная Третьяковская галерея (1908 г.), (1910 г.) и др. Все они очень различны как по содержанию, так и по художественному решению, но у всех этих светских женщин в жизни облик был очень «параден». Изображая своих заказчиц в дорогих туалетах, модных прическах и шляпах, с массой драгоценностей и со всевозможной мишурой, среди роскошных интерьеров, выдающийся живописец и рисовальщик применял художественные приемы, благодаря которым в выражении лиц, позах, в цвете и освещении достигалось впечатление этой внешней парадности.
Однако, выполнив галерею женских заказных парадных портретов, Серов, оценивавший всегда свои модели по существу, осудил «парадный» стиль жизни русской буржуазии и дворянства начала 900-х годов. И в самом деле, можно представить себе, для чего, например, приезжали эти женщины в Большой и Малый театры на спектакли. Ясно, что для них театр, среди других развлечений, был возможностью встретиться со знакомыми, узнать или сообщить очередные светские новости. Они, может быть, кое-что и понимали в пении и игре «знаменитых» артистов. Но как зрители они, занимавшие первые ряды партера и ложи бенуара, ничего не стоили по сравнению с завсегдатаями галерки, которые считали для себя великим счастьем попасть в театр. Для «высшего» общества спектакли с участием выдающихся русских артистов не были школой жизни, как для демократически настроенного зрителя, и представляли собой лишь один из способов заполнения вечера.
Сопоставляя портреты этих дам с портретом М. Н. Ермоловой, поражаешься коренному, глубочайшему различию между духовным миром великой артистки и внутренним содержанием светских заказчиц, стремившихся иметь свой портрет «кисти Серова». Это требовало от художника различного использования фррм парадного портрета. Своеобразие художественных приемов в решении портрета Ермоловой Заключается в их большой строгости, лаконизме, в гармонии линий и форм, звучащих очень торжественно и человечно.
Может быть, Серов изобразил Марию Николаевну не такой простой и скромной, какой она была в жизни в общении с окружающими. Но художник, создавая этот портрет, передавал не манеру Ермоловой держать себя. Перед нами — возвышенный образ народной артистки, какой она была в течение всей своей сценической деятельности, за что в 1920 году, в день своего 50-летнего юбилея, она, первая из русских артистов, и получила высокое звание народной артистки РСФСР.
Если к портрету Марии Николаевны можно применить термин «парадный», то лишь в смысле выражения в нем аристократизма ее духовного мира и торжества внутреннего богатства ее натуры над всем и внешними сторонами жизни.
Важной отличительной особенностью произведения Серова является то, что в этом портрете органически сочетаются черты психологического, биографического и парадного портрета в его особом значении. В конечном счете, это создание Серова, как много раз уже указывалось, воспринимается как памятник Ермоловой, и в творчестве художника занимает исключительное место. Как портрет героический- он не является случайным произведением в его работах периода 1905 года. В этом году был написан также портрет Портрет Максима ГорькогоПортрет Максима Горького. 1905Холст, масло, 124 x 80Музей-квартира А.М. Горького. Он, как и изображение М. Н. Ермоловой, далеко выходит за пределы обычного портрета. Его общественно-политическое значение огромно. Созданный художником образ писателя дает яркое представление об авторе «Песни о Буревестнике».
В настоящей статье далеко не исчерпаны все вопросы и проблемы, на которые наталкивает замечательный портрет М. Н. Ермоловой. Содержательность его, сила воздействия, художественная форма требуют еще изучения. К нему, как ко всем подлинно великим произведениям, надо еще обращаться неоднократно. В этом непреходящее значение этого выдающегося этапного произведения русской живописи XX века.
Портрет Ермоловой является в известной мере и «автопортретом» самого Серова. Того Серова, который часто внешне казался нелюдимым, неразговорчивым, мрачным, который органически и страстно ненавидел ложь и фальшь буржуазного общества, отрицал штамп и пошлость, но который любил жизнь без меры и без конца, ценил в ней радость бытия, благородство, мужество, который верил в высокое призвание человека-творца.
«», которую Серов написал 22-летним юношей, и портрет М.Н.ЕрмоловойПортрет артистки М.Н.Ермоловой. 1905Холст, масло, 224 x 120Государственная Третьяковская галерея, созданный 40-летним художником за шесть лет до смерти, — это одно мировоззрение, один и тот же взгляд его на жизнь и искусство. Вот почему портрет М. Н. Ермоловой дает богатейший материал для изучения творчества самого В. А. Серова.
Выдающийся русский художник оставил прекрасный завет своим молодым ученикам: «Делать так, чтобы сквозь новое сквозило хорошее старое». Этому мудрому принципу, имеющему в своей основе понимание и принятие законов диалектики, Серов сам следовал в своем творчестве.
В свою очередь, его искусство, и в частности портрет Ермоловой, является в нашей социалистической действительности тем «хорошим старым», где в высшей художественной форме раскрыта сущность образа человека, связанного глубокими корнями с передовыми устремлениями своего века.