Шварц Вячеслав Григорьевич [1838—1869]

  • Страница №4
    • Страницы:
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4

В. Г.Шварц. Из серии «Массовая библиотека». 1947. Автор: Толстой В.

 

К 1867—1868 годам относится ряд работ Шварца Шварц Вячеслав Григорьевич Шварц Вячеслав Григорьевич [1838—1869] Русский художник-реалист, создатель национальной школы историко-бытового жанра в живописи. Академик АХ (с 1865). Член Императорской Археологической комиссии. В 1868 был избран предводителем дворянства Щигровского уезда (на период с 1868 по 1871) и гласным..., оконченных уже по возвращении из Парижа. Это небольшие живописные полотна: «Патриарх Никон в Новом ИерусалимеШварц В. Г. Патриарх Никон в Новом ИерусалимеПатриарх Никон в Новом Иерусалиме. 1867Дерево, масло, 21,7 x 16Государственная Третьяковская галерея» и «Гонец XVI века», а также два станковых рисунка: «Обряд поднесения перчатки Иоанну Грозному на соколиной охоте» и «Наречение царской невесты». В них Шварц Шварц Вячеслав Григорьевич Шварц Вячеслав Григорьевич [1838—1869] Русский художник-реалист, создатель национальной школы историко-бытового жанра в живописи. Академик АХ (с 1865). Член Императорской Археологической комиссии. В 1868 был избран предводителем дворянства Щигровского уезда (на период с 1868 по 1871) и гласным... решает новые для себя художественные задачи, стремясь передать яркое солнечное освещение под открытым небом или раскрыть широкие просторы русского пейзажа.

Шварц Шварц Вячеслав Григорьевич Шварц Вячеслав Григорьевич [1838—1869] Русский художник-реалист, создатель национальной школы историко-бытового жанра в живописи. Академик АХ (с 1865). Член Императорской Археологической комиссии. В 1868 был избран предводителем дворянства Щигровского уезда (на период с 1868 по 1871) и гласным... вернулся на родину очень уставшим: он страдал тяжелой болезнью печени, которая внезапно открылась у него в Париже. Большую часть своего времени художник проводит теперь в имении своих родителей в Курской губернии, где с увлечением работает над эскизами к картине «Вешний поезд царицы на богомолье при царе Алексее МихайловичеШварц В. Г. Вешний поезд царицы на богомолье при царе Алексее МихайловичеВешний поезд царицы на богомолье при царе Алексее Михайловиче. 1868Холст, масло, 57 x 79Государственная Третьяковская галерея». Картина целиком работалась с натуры. Для того, чтобы написать настоящие крестьянские избы, которых не найти в южных областях, Шварц Шварц Вячеслав Григорьевич Шварц Вячеслав Григорьевич [1838—1869] Русский художник-реалист, создатель национальной школы историко-бытового жанра в живописи. Академик АХ (с 1865). Член Императорской Археологической комиссии. В 1868 был избран предводителем дворянства Щигровского уезда (на период с 1868 по 1871) и гласным... специально ездил а Подмосковье. Картине предшествовал рисунок, значительно отличающийся от живописного варианта: в нем нет такого широкого пейзажа, передний план более детализирован и поэтому приковывает все внимание.

Картина изображает проезд большого царского обоза через одну из безымянных русских деревушек, затерявшихся в глубоких снегах. Стоит оттепель, дорога «раскисла», и лошади, запряженные цугом, с трудом выволакивают из ухабов тяжелый царский возок. Около царских саней, сопровождая его, едет верхом пожилой боярин на белом коне, впереди и сзади — стремянные и стрельцы на своих косматых мужицких лошаденках, а еще дальше, с трудом поспевая за царским возком, длинной цепочкой растянулась по деревне вереница крытых саней с придворными. Из изб высыпало все население деревушки поглазеть на невиданное зрелище. Все в диковину им: и золоченые возки с орлами, и множество пестро одетых слуг, и вереницы конных упряжек, несущихся неведомо куда. Видно, как на крыльцо крайнего слева дома выполз дряхлый старик, долгие годы уже не слезавший с печки; отовсюду набежали бабы, ребятишки; из кузни на конце села показался кузнец и, смекнув в чем дело, поспешил снять шапку перед царским возком.

Над землей нависают тяжелые свинцовые тучи, и лишь на западе, у края горизонта, там, где возвышается деревянная церковь, видна узкая светлая полоска. Почерневшие, крытые соломой избы замело снегом по самые окна. Сиротливо жмутся они друг к другу, словно боясь унылых снежных просторов, обступивших деревушку со всех сторон. Впечатление заброшенности этого маленького селения среди бескрайних снежных равнин подчеркнуто открывающимся справа пейзажем: кучка голых ветел, пустынное снежное поле и дальний лес, чернеющий на горизонте. Настоящая исконная Русь! Случай столкнул два этих чуждых мира: на одном конце пышное великолепие царя и придворных, на другом — нищий, угнетенный народ. Здесь, конечно, нет сознательного социального противопоставления, которое в ту пору так сильно звучало в картинах современников Шварца Шварц Вячеслав Григорьевич Шварц Вячеслав Григорьевич [1838—1869] Русский художник-реалист, создатель национальной школы историко-бытового жанра в живописи. Академик АХ (с 1865). Член Императорской Археологической комиссии. В 1868 был избран предводителем дворянства Щигровского уезда (на период с 1868 по 1871) и гласным... — передвижников. Художник и здесь стремился лишь к характерности типов и к передаче правдивой исторической обстановки, однако сама логика правдивых реалистических образов выявила эту социальную сторону с большим художественным тактом и исторической убедительностью. Социальное звучание картины с особым сочувствием отмечал и Стасов. Картина отличается очаровательной непосредственностью и свежестью ощущения исторической эпохи, она овеяна подлинно русским национальным духом. Бескрайнее раздолье, наполняющее душу тихой щемящей грустью, скромная прелесть русской природы и живущие своей будничной жизнью люди далекого прошлого, нерасторжимо слившиеся с окружающей обстановкой, — все это делает картину наиболее зрелым и совершенным созданием Шварца Шварц Вячеслав Григорьевич Шварц Вячеслав Григорьевич [1838—1869] Русский художник-реалист, создатель национальной школы историко-бытового жанра в живописи. Академик АХ (с 1865). Член Императорской Археологической комиссии. В 1868 был избран предводителем дворянства Щигровского уезда (на период с 1868 по 1871) и гласным....

Эта картина была последней в его творчестве. Вскоре после ее окончания, летом 1868 года Шварц Шварц Вячеслав Григорьевич Шварц Вячеслав Григорьевич [1838—1869] Русский художник-реалист, создатель национальной школы историко-бытового жанра в живописи. Академик АХ (с 1865). Член Императорской Археологической комиссии. В 1868 был избран предводителем дворянства Щигровского уезда (на период с 1868 по 1871) и гласным... скоропостижно скончался. Ему едва исполнилось тогда тридцать лет, и из них только семь-восемь лет было отдано настоящему самостоятельному творчеству.

Несмотря на недолгую жизнь художника и ограниченный круг его тем, творчество Шварца Шварц Вячеслав Григорьевич Шварц Вячеслав Григорьевич [1838—1869] Русский художник-реалист, создатель национальной школы историко-бытового жанра в живописи. Академик АХ (с 1865). Член Императорской Археологической комиссии. В 1868 был избран предводителем дворянства Щигровского уезда (на период с 1868 по 1871) и гласным... заключало в себе немалые возможности для дальнейшего развития русской историческей живописи. Его «Иоанн ГрозныйШварц В. Г. Иоанн Грозный у тела убитого сынаИоанн Грозный у тела убитого сына. 1864Холст, масло, 71 x 89Государственная Третьяковская галерея» дал первый толчок к блестящему расцвету психологической исторической картины последней четверти XIХ века. «Вешний поезд царицы на богомолье при царе Алексее МихайловичеШварц В. Г. Вешний поезд царицы на богомолье при царе Алексее МихайловичеВешний поезд царицы на богомолье при царе Алексее Михайловиче. 1868Холст, масло, 57 x 79Государственная Третьяковская галерея» открыл совершенно неизвестный доселе жанр русского исторического пейзаже, занимающего столь важное место в творчестве бр. Васнецовых и других художников начала XX века.

Хотя масштаб и характер дарования, равно как и те задачи, которые себе ставил Шварц Шварц Вячеслав Григорьевич Шварц Вячеслав Григорьевич [1838—1869] Русский художник-реалист, создатель национальной школы историко-бытового жанра в живописи. Академик АХ (с 1865). Член Императорской Археологической комиссии. В 1868 был избран предводителем дворянства Щигровского уезда (на период с 1868 по 1871) и гласным..., не давали развернуться в его творчестве ни глубокому психологизму, ни народно-эпической стихии, свойственной Сурикову Суриков Василий Иванович Суриков Василий Иванович [1848—1916] Великий русский художник, живописец, крупнейший мастер исторической живописи. Учился в петербургской Академии художеств. Был членом Товарищества передвижников с 1881 по 1907 г., затем перешел в "Союз русских художников". С 1895 г. был ..., однако он остался чужд той поверхностной и фальшивой стилизации, которая погубила многих художников его времени.

Большая положительная роль Шварца Шварц Вячеслав Григорьевич Шварц Вячеслав Григорьевич [1838—1869] Русский художник-реалист, создатель национальной школы историко-бытового жанра в живописи. Академик АХ (с 1865). Член Императорской Археологической комиссии. В 1868 был избран предводителем дворянства Щигровского уезда (на период с 1868 по 1871) и гласным... в истории русского искусства бесспорна. Стасов так охарактеризовал его значение: «Я думаю, что как от «Свежего кавалераФедотов П. А. Свежий кавалер. Утро чиновника, получившего первый крестикСвежий кавалер. Утро чиновника, получившего первый крестик. 1846Холст, масло, 48,5 х 42,5Государственная Третьяковская галерея» Федотова Федотов Павел Андреевич Федотов Павел Андреевич [1815—1852] Великий русский художник, родоначальник критического реализма. Живописец, график. Мастер жанровой картины. Родился  22 июня 1815 года в Москве, в семье бедного чиновника. Обучался в 1-ом московском кадетском корпусе, всё свободное время... пошла наша бытовая живопись», так и от «Иоанна ГрозногоШварц В. Г. Иоанн Грозный у тела убитого сынаИоанн Грозный у тела убитого сына. 1864Холст, масло, 71 x 89Государственная Третьяковская галерея» Шварца Шварц Вячеслав Григорьевич Шварц Вячеслав Григорьевич [1838—1869] Русский художник-реалист, создатель национальной школы историко-бытового жанра в живописи. Академик АХ (с 1865). Член Императорской Археологической комиссии. В 1868 был избран предводителем дворянства Щигровского уезда (на период с 1868 по 1871) и гласным... пошла настоящая историческая живопись».