В.К. Бялыницкий-Бируля. Из серии «Мастера советского искусства». 1949. Автор: Е. Шахбазьян.
— талантливый художник-реалист, мастер того лирического пейзажа, родоначальником которого был , а неповторимым мастером — . В своих, замечательных картинах с поэтической любовью раскрывает чарующую прелесть русской природы. Проникновенно-живописные пейзажи его, полные трепета жизни и радости бытия, воодушевляют и бодрят советского человека, строителя новой социалистической жизни.
родился в 1872 году в Белоруссии, в местечке Бялыничи. Отец его был служащим; о матери узнаём из неопубликованных воспоминаний художника: «от дней детства сохранилось нежное воспоминание о матери, читавшей мне сказки Пушкина и певшей чудесные песни». Еще в детские годы, протекавшие в деревенской глуши, крестьяне-охотники научили его любить и понимать природу. Они же научили его любить охоту. Зоркий глаз и чуткое ухо охотника помогли В. К Бялыницкому-Бируля видеть реальный мир природы глубоко и проникновенно.
Стремление к творчеству пробудилось в нем в раннем детстве, учиться живописи он начал с ученической скамьи. Семнадцатилетним юношей уехал он в Москву продолжать свое художественное образование и был принят в Училище живописи, ваяния и зодчества. Учителями Бялыницкого-Бируля были выдающиеся русские художники —
, С. Коровин, Прянишников. О них художник вспоминает с глубокой любовью и благодарностью. Большое влияние на него оказала живопись Левитана. Она определила путь творческой деятельности художника, как певца и поэта русской природы. Левитан любил и ценил дарование молодого художника, и, по окончании училища, выдвинул его на конкурс Московского Художественного общества. На этом конкурсе получил первую Боткинскую премию за пейзаж «Весна идет».Еще на ученической выставке в 1897 году молодой художник обратил на себя внимание прекрасной картиной — «Из окрестностей Пятигорска».
Покупка этого первого его пейзажа тонким знатоком и ценителем искусства Третьяковым для Галлереи, уже тогда национальной сокровищницы русского искусства была несказанным, радостным событием в жизни Бялыницкого-Бируля. Успех воодушевил молодого художника и заставил поверить в свои силы. Боткинская премия дала ему возможность совершить заграничное путешествие. В Голландии неизгладимое впечатление на него произвел Рембрандт.
Щ По возвращении из-за границы
принимает участие на выставках Товарищества передвижников и Московского товарищества художников. С 1905 года он постоянно участвует на выставках, как член Товарищества передвижных художественных выставок.Слава и успехи Витольда Каэтановича следуют за творческим ростом его. В 1901 году На Кавказской юбилейной выставке ему присуждают золотую медаль за картину «Вечные снега». Произведения Бялыницкого-Бируля покупаются различными музеями. Многие его картины приобретаются Третьяковской галлереей, Музеем Академии художеств, Русским музеем.
В 1908 году, Витольду Каэтановичу присвоено звание академика. Искусство Бялыницкого-Бируля ценил и искренне любил великий русский художник Репин. В одном письме художнику он писал: «На выставке, когда я узнал, что нет Ваших картин, очень загрустил о Вас. Я так привык освежаться душой, перед Вашими живыми веяниями правды, простоты и свободы».
К Великой Октябрьской социалистической революции —
был уже крупным художником-пейзажистом, но подлинный расцвет его творчества относится к послереволюционному периоду. В своих неопубликованных воспоминаниях художник пишет: «Все советские годы работаю чрезвычайно много и совершил большое количество поездок по Советскому Союзу. Лицо нашей страныпо-настоящему увидел я именно в послеоктябрьские дни». Творчество Витольда Каэтановича развернулось как творчество подлинного участника и созидателя социалистического искусства. Он чутко и внимательно прислушивается к биению новой жизни, к запросам и требованиям новой эпохи. И Не случайно он- оказался в числе тех мастеров, которые положили начало Ассоциации художников революционной России (АХРР), сыгравшей значительную роль в развитии советского изобразительного искусства и помогавшей разработке тем, выдвигаемых реальной жизнью. Не случайно, что вскоре после революции художник написал картину «Бой у Никитских ворот».
Откликаясь своим творчеством на многие стороны кипучей советской действительности,
создает картины на темы колхозного строительства и индустриализации страны. В двух работах одного названия «Показательные огороды на разработанных торфяных болотах», он с художественной убедительностью показывает силу колхозного строя. В результате трех поездок за полярный круг им написан ряд картин, показывающих, как труд советского человека преображает природу и заставляет ее служить на благо родины. Среди них: «Фосфорный завод», «Поселок апатитовых рудников», «Железная дорога на апатитовых рудниках». Советская действительность всегда находила живой отклик в искусстве Бялыницкого-Бируля. Побывав в Арктике и присутствуя полярной ночью при подъеме героическим Эпроном ледокола «Садко» со дна Белого моря, художник написал живописную картину на эту тему. В ряде северных пейзажей он тонко и с большим мастерством показал тишину и величие северной природы, широкие просторы холодного моря и особую красоту полярного неба. Таковы картины: «Белое море», «Сумерки», «Баренцево море», «Озеро Вудъявр», «Начало полярной ночи».