В.К. Бялыницкий-Бируля. Каталог выставки. 1947. Автор: Г.В. Жидков
«От дней детства сохранилось нежное воспоминание о матери, читавшей мне сказки Пушкина и певшей чудесные песни. Крестьяне-охотники учили меня, ребенка, любить и понимать природу», — так говорит о своем вступлении в жизнь
в своих еще неопубликованных воспоминаниях.Эти слова поистине знаменательны: через долгие годы своего жизненного и творческого пути пронес художник нежную, трепетную любовь к природе и чудесной поэтичностью проникнуто всё его искусство.
Витольд Каэтанович Бялыницкий-Бируля родился в 1872 году, 31 января по старому стилю, в Белоруссии, в местечке Бялыиичи.
Учиться живописи начал он еще тогда, когда находился в Киевском Владимирском кадетском корпусе. Будущий художник стал заниматься в известной в то время рисовальной школе Н.И. Мурашко. В её стенах, между прочим, он встретился с весьма популярным тогда пейзажистом В.Д. Орловским. Школа Мурашко сообщила своему воспитаннику, пусть и небольшие, профессиональные навыки, но не привила каких-либо определенных взглядов на искусство, не подсказала пути художественных искании. И вот семнадцатилетним юношей
оказывается в Московском Училище живописи, ваяния и зодчества. Здесь жива еще была память о замечательных художниках и педагогах, незадолго перед тем определявших лицо московской художественной школы, — и , живы их прекрасные традиции. Среди преподавателей были как представители старшей группы передвижников, так и нового поколения русских художников-реалистов: в начальном классе вел занятия , в головном — , в фигурном — .Вспоминая об этих своих учителях,
подчеркивает, что каждому из них он чем-либо обязан. Так, от пришло понимание этюда как определения основных отношений внутри будущего произведения. Чувство общего начала, объединяющего, в их отношениях, свет и тени, небо и землю, воспитывалось Коровиным. Что касается , то его влияние обусловливалось тем, что он был, по мнению , подлинным живописцем. Однако самым любимым из учителей должен считаться — замечательный педагог, прекрасный художник и обаятельнейший человек. У него проучился два года. В поражало умение с удивительной остротой схватывать явление во всей его жизненности. Неотразимое впечатление. производила манера поправлять школьные этюды одним-двумя мазками. воспитывал вкус к «живописному»; характерен в этом отношении тот совет, с которым он нередко обращался к своим питомцам: «Батюшка, бросьте рисовать углем, нужно кистью». Как с педагогом, столкнулся и с , однако в его мастерской он работал лишь эпизодически, над натюрмортами.Московское Училище, занятия у только что названных выдающихся живописцев заложили прочную идейно-художественную основу для творческой деятельности
. Целый ряд положений стал бесспорным для молодого художника, определились известные принципы, которые затем сохранились на десятилетия его работы. Реализм, содержательность художественного произведения, национальный характер образов, эмоциональность их, свободное развитие живописного начала, тонкая культура тона — без всего этого немыслимым стал для Бялыницкого-Бируля труд художника.Ко времени пребывания Осенний день. СокольникиОсенний день. Сокольники. 1879Холст, масло, 63,5 x 50Государственная Третьяковская галерея» никому тогда неизвестного юного , Третьяков как бы угадал в нем будущего прославленного пейзажиста. И теперь, включая в собрания Галлереи небольшую работу , Третьяков тем самым не только создал замечательный стимул для его дальнейшей творческой деятельности, но и положил надежное начало общественному признанию художника, только что вступавшего на путь самостоятельной работы.
в Училище относится событие, оставившее глубокий след в его биографии. Он был тогда в головном классе. «Помню, наступило рождество, ученическая выставка... Никогда не забыть замечательного человека, внимательно, медленно осматривающего выставку. Все глаза впились в него — это Третьяков. У чьих работ он остановится — значит, счастливец автор; зачастую же только взглянет и пойдет дальше, а вещь приобретена для Третьяковской галереи. Помню, пришел я после ученической выставки в Галерею. В том же здании была квартира и контора Павла Михайловича. Смотрю, за конторкой стоит он сам. Узнав о цели моего посещения, Павел Михайлович ответил улыбкой, проговорив: «Поднимитесь наверх и посмотрите, хорошо ли висит Ваша картина». Не веря своему счастью, вбежав по лестнице, вхожу в зал и вижу — висит моя картина среди работ больших художников. Окрыленный радостью, шел по Москворецкому мосту» («Автобиографический очерк» в каталоге выставки 1943 года произведений Бакшеева, , , , Павлова и в Гос. Третьяковской галерее). В приведенных строках речь идет о работе 1897 года «Из окрестностей Пятигорска». Приобретение Третьяковым того или иного произведения всегда расценивалось как факт, чрезвычайно значительный. На Третьяковскую галлерею уже тогда смотрели, как на национальную сокровищницу русского искусства. Покупка же для Галереи вещи с ученической выставки являлась действительно подлинным событием, в биографии молодого художника. «Глаз» у Третьякова был замечательный. Так, в свое время, на ученической же выставке, приобретая «За этим успехом последовал новый. На XIX выставке Московского общества любителей художеств
экспонирует картину «К весне» и получает на конкурсе Общества 5 декабря 1899 года премию имени В.П. Боткина за пейзаж.Окончив Училище, художник совершает большую заграничную поездку, продолжавшуюся около трех месяцев и принесшую массу новых впечатлений. Сначала, по словам
, он оказался в Стокгольме. Здесь, на Всемирной выставке, ему чрезвычайно понравились скандинавские мастера, в частности Цорн и Таулоу. Затем — Голландия. Произведения Рембрандта особенно глубоко запали в душу. Вспоминая теперь о тогдашних своих переживаниях, говорит о совершенстве формы у Рембрандта, о присущей его живописи «гармонии рисунка со сказочным по красоте цветом». Произведения Бёклина (их довелось увидеть в Швейцарии) «показались мертвыми и нарочитыми после картин скандинавских мастеров». Познакомившись в Мюнхене: с работами старых немецких художников, к которым Бялыницкий-Бируля оказался совершенно равнодушным, он приезжает в Париж, где проводит две недели. «Большое наслаждение получил перед барбизонцами в Лувре. Коро! Как изумительна в его картинах связь воздуха, земли, деревьев, как захватывает его чудесная живописность! Но, может быть, в еще большей мере из художников этого круга мои симпатии завоевал Добиньи». (Неопубликованные воспоминания художника.)Художественное воспитание, полученное
в Московском Училище, помогало ему, следовательно, определенным образом разбираться в многообразных впечатлениях, возникавших во время посещения заграничных музеев и выставок. Не случаен особый интерес, проявленный к творчеству великого реалиста Рембрандта; вполне закономерно признание высоких живописных достоинств Коро; очень интересно сочувственное выделение Добиньи, скромное и вместе с тем лирическое искусство которого делает его мастером, из всех барбизонцев внутренне наиболее близким к русской пейзажной школе второй половины XIX века; характерно неприятие творчества центральной фигуры раннего немецкого модерна — Бёклина.